Уточненная декларация по налогу на прибыль. Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру? Уточнение декларации по налогу на прибыль

В каких случаях нужно подать уточненную декларацию

Причин подачи уточненной декларации может быть очень много, например бухгалтер самостоятельно обнаружил ошибку или ему на нее указали аудиторы. Ошибка может быть выявлена и руководителем, если в его должностные обязанности входит контроль учета и налогообложения. Важно зафиксировать то, как именно была обнаружена ошибка, можно указать в пояснительной записке к уточненной декларации либо составить докладную, так как данная информация имеет существенное значение.

Возникает вопрос - а какие последствия ждут организацию при подаче "уточненки" с суммой к доплате или возврату (зачету)?

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет.

Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен.

Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена (п. 1 ст. 81 и п. 1 ст. 54 НК РФ).

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки (п. 6 ст. 81 НК РФ).

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:

Подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);
- исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет;
- не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положений абз. 3 п. 1 ст. 54 и абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ и письма ФНС России от 11.03.11 № КЕ-4-3/3807.

Некоторые особенности имеет порядок исправления ошибок в декларациях по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в которых у организации сложился убыток .

Если впоследствии организация выявила расходы, которые не были учтены при составлении этих деклараций, включать такие расходы в расчет налога на прибыль за текущий период нельзя. Подобные ошибки не влекут за собой излишней уплаты налога, поэтому организация должна подать уточненную декларацию, отразив в ней увеличенную сумму расходов и новый размер убытка. Такой вывод следует из писем Минфина России от 27.04.10 № 03-02-07/1-193 и от 23.04.10 № 03-02-07/1-188.

Если ошибка в налоговой отчетности выявлена в результате налоговой проверки (налог доначислен (уменьшен) налоговой инспекцией), уточненные декларации подавать не нужно на основании п. 1 ст. 81 НК РФ.

Суммы недоимки (переплаты), выявленные в результате налоговой проверки, фиксируются в материалах проверки (ст. 100, 101 НК РФ). По итогам проверки на основании этих материалов налоговая инспекция самостоятельно отразит эти суммы в карточке лицевого счета организации.

Если обнаружена ошибка, которая привела к искажению налоговой базы: к ее занижению, а также прошло более трех лет , то организация может, но не обязана подать уточненную декларацию (п.1 ст. 81 и п. 1 ст. 54 НК РФ; письмо Минфина России от 08.04.10 № 03-02-07/1-153).

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе подать уточненную декларацию.

Внимание Отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе (письма Минфина России от 24.08.04 № 03-02-07/15, от 08.04.10 № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192). Но и вернуть, либо зачесть по заявлению сумму излишне уплаченного налога, возможно только в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ).

Окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно, оценив целесообразность своих действий.

На что следует обратить внимание при подаче уточненной декларации

Во-первых , представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность.

Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ). Так же инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых , если уточненная декларация подана по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога, то организация не имеет права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации, НК РФ не ограничивает срок перерасчета налоговой базы. Вместе с тем, если по итогам перерасчета организация подаст уточненную декларацию и потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование, ведь срок подачи заявления о зачете или возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 08.04.10 № 03-02-07/1-152, от 08.04.10 № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29.04.11 № АС-4-3/7037.

В третьих , уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, которая была допущена более трех лет назад, но при этом срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае: 1) вместе с уточненной декларацией нужно подать заявление на возврат (зачет) переплаты; 2) организация может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12.12.06 № ЧД-6-25/1192.

ПРИМЕР
20.07.08 г. ООО «Максимум» подало декларацию по налогу на прибыль по итогам I полугодия 2008г. В июле 2011 года, вновь принятый главный бухгалтер находит ошибку, которая повлекла за собой завышение налоговой базы по налогу на прибыль за I полугодие 2008 г. и, соответственно, переплату налога. Руководителем принимается решение подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за этот период. 21.07.11 г . ООО «Максимум» сдает уточненную декларацию за I полугодие 2008 г. Одновременно общество подает заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога на прибыль (налог уплачен по сроку 28.07.08г., окончание срока 28.07.11г.).

Так как уточненная декларация к уменьшению подана за период, превышающий три года, но трехлетний срок для возврата в соответствии со ст. 78 НК РФ не истек (по поданному ООО «Максимум» заявлению о возврате), то налоговый орган проводит камеральную проверку.

Одновременно общество представляет в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Таким образом, декларация подана по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога на прибыль, но срок подачи заявления на зачет (возврат) еще не истек.

Налоговый орган принял данную уточненную налоговую декларацию, и рассмотрел заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов, после этого налоговый орган вынесет решение в соответствии с нормами ст. 78 и 87 НК РФ и произведет возврат, в случае, если к тому будут основания.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29 апреля 2011 года № АС-4-3/7037
Об уточненных налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций

Федеральная налоговая служба рассмотрела письма об уточненных налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При этом НК РФ не содержит положений, ограничивающих срок представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. В соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату).

Таким образом, представляя уточненные налоговые декларации с уменьшением суммы ранее исчисленного налога (в том числе за отчетные или налоговые периоды, уплата налога за которые произведена более трех лет назад) налогоплательщик реализует свое право на представление уточненных налоговых деклараций, составленных по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Вместе с тем, расчет налога нарастающим итогом с начала года с учетом начисленных ранее сумм авансовых платежей не отменяет действие статьи 78 НК РФ о возможности зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога (авансовых платежей) в течение трех лет со дня их уплаты.

Уменьшение суммы исчисленного налога по уточненной налоговой декларации означает уменьшение размера обязательства налогоплательщика по уплате в бюджет суммы налога (авансового платежа налога), а при условии уплаты налога (авансового платежа) в первоначальной сумме - образование излишне уплаченного налога (т. е. переплаты).

Не отразив в карточке расчетов с бюджетом уточненную налоговую декларацию с уменьшением авансового платежа, уплаченного более трех лет назад, налоговый орган тем самым правомерно не произвел автоматически зачет авансовый сумм с истекшим сроком исковой давности в уплату платежей, исчисленных за последующие отчетные периоды.

Государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.Н. Андрющенко

Уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ).

Денежное выражение прибыли компании – это налоговая база, а её доля, рассчитываемая с использованием налоговой ставки, и является налогом на прибыль.

Декларация по налогу на прибыль

Декларация по налогу на прибыль – отчетный документ организации, который предоставляется для проверки в налоговую службу, в нём указана сумма налога для уплаты государству и данные, необходимые для её расчета.

Декларация по налогу на прибыль составляется работником, ведущим бухгалтерский учёт организации (или индивидуального предпринимателя), 4 раза в год за отчетные периоды: за первые 3 месяца года, за 6 месяцев года, за три квартала в совокупности и за налоговый период, который составляет 12 месяцев.

Предприятие-налогоплательщик обязано предоставить в налоговую инспекцию отчетность (декларацию) независимо от того, есть прибыль в этом отчетном периоде или нет.

Декларация по налогу на прибыль организации заполняется бухгалтером с помощью специализированной программы, главное назначение которой – ведение бухгалтерского учета предприятия. По суммам прихода и расхода, вводимым в программу, формируется декларация по требуемой форме с учётом ежегодных изменений.

При обнаружении в первично поданной отчетной форме неточностей в установлении суммы налога подаётся уточнённая декларация по налогу на прибыль.

Варианты для предоставления уточненной декларации по налогу на прибыль

  1. В отчетном документе (декларации) сумма налога показана меньше, чем на самом деле. Обязанность налогоплательщика - предоставить уточненный вариант декларации, внеся в него нужные изменения.

    Внимание! В этом случае важен срок представления уточненной формы декларации, от этого зависит, будут ли применяться к налогоплательщику штрафные санкции или нет. Все возможные ситуации обязательного представления уточнённой формы декларации разобраны в ст.81 Налогового кодекса РФ .

  2. В первичном отчетном документе сумма налога не уменьшена, уточненная декларация представляется в налоговую инспекцию на усмотрение налогоплательщика.

Во втором варианте, если сумма налога была переплачена, то разница между первично рассчитанной суммой и уточнённой будет учитываться при уплате налога на прибыль за следующий отчетный период (ст 78 НК РФ).

Уточненная декларация по налогу на прибыль должна соответствовать форме, установленной на тот временной период, когда были обнаружены ошибки, и представляться по месту регистрации организации или предпринимателя.

Уточненная декларация. Последствия для предприятия после её подачи в налоговую

Если предприятием сдана уточненная декларация по налогу на прибыль в связи с занижением суммы налога, то нужно ожидать выезда представителей налоговой инспекции для проверки. Проверяется бухгалтерская отчетность, начиная с первичных документов и заканчивая инвентаризацией за время деятельности организации, когда обнаружены ошибки и вносятся уточнения. Представители налоговой инспекции для осуществления проверки выезжают по месту расположения организации, при этом может проверяться только налог на прибыль или дополнительно к нему расчет ещё одного налога.

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Занижение налоговой базы

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки. Об этом сказано в пункте 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Например, уточненный налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены.

Переплата по налогам

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:

  • подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);
  • исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет;
  • не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 и абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 января 2012 г. № 03-03-06/1/24, от 25 августа 2011 г. № 03-03-10/82 и ФНС России от 11 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3807.

Ситуация: в отношении каких налогов можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде организация обнаружила ошибки, которые были допущены в предыдущих периодах и повлекли за собой излишнюю уплату налогов

Возможность применения норм этих статей существует только в отношении налога на прибыль, транспортного налога, НДПИ и единого налога при упрощенке.

Это объясняется следующим.

Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.

Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.

В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами 3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненную налоговую декларацию.

Кроме того, положения абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не применяются, если излишняя уплата налога произошла из-за несвоевременного применения вычета по НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 166 НК РФ). Применение налоговых вычетов к определению этой суммы прямого отношения не имеет. Поэтому, если причиной переплаты стало занижение налогового вычета, организация должна подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена. Воспользоваться правом пересчета налога в текущем периоде организация не может. Такой вывод следует из письма Минфина России от 1 марта 2010 г. № 03-07-11/41.

При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.

В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларациях по налогу на прибыль, по НДПИ, по транспортному налогу и по единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.

Ошибка в декларации за период убытков

Некоторые особенности имеет порядок исправления ошибок в декларациях по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в которых у организации сложился убыток. Если впоследствии организация выявила расходы, которые не были учтены при составлении этих деклараций, включать такие расходы в расчет налога на прибыль за текущий период нельзя. Подобные ошибки не влекут за собой излишней уплаты налога, поэтому организация должна подать уточненную декларацию, отразив в ней увеличенную сумму расходов и новый размер убытка.

Такой вывод следует из писем Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-193 и от 23 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-188.

Ошибка выявлена при налоговой проверке

Если ошибка в налоговой отчетности выявлена в результате налоговой проверки (налог доначислен (уменьшен) налоговой инспекцией), подавать уточненные декларации организация не должна. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено, что организация должна подавать уточненные налоговые декларации только в том случае, если ошибка выявлена ею самостоятельно. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576. Суммы недоимки (переплаты), выявленные в результате налоговой проверки, фиксируются в материалах проверки (ст. 100, 101 НК РФ). По итогам проверки на основании этих материалов налоговая инспекция самостоятельно отразит эти суммы в карточке лицевого счета организации. Поэтому если организация подаст уточненную декларацию, то это приведет к дублированию одних и тех же показателей в учетных данных налоговой инспекции.

Ситуация: обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно

Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.

Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Ситуация: обязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она подает уточненную декларацию по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу)

Да, обязана, но при условии, что такая ошибка повлекла за собой занижение обязательств по уплате налога на прибыль.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в декларацию по налогу на имущество (транспортному или земельному налогу).

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу). Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776.

Главбух советует: по мнению Президиума ВАС РФ, при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных декларациях по налогу на имущество, транспортному или земельному налогам отражено уменьшение налоговых обязательств.

Налог на имущество (транспортный или земельный налог) может быть доначислен по результатам налоговой проверки, в ходе которой в том числе проверялся налог на прибыль. По мнению ФНС России, в такой ситуации организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и самостоятельно скорректировать свои обязательства перед бюджетом (письмо от 29 августа 2011 г. № АС-4-2/14018). Свою позицию представители налоговой службы обосновывают тем, что форма решения, которое выносится по итогам проверки, не позволяет отразить в ней сумму налога на прибыль, уменьшенную в связи с доначислением других налогов. В нем можно отразить лишь предложение о представлении уточненной декларации.

Некоторые суды признают такой подход неправомерным. Они считают, что при доначислении налогов, которые включаются в состав расходов, инспекция должна самостоятельно скорректировать обязательства организации по налогу на прибыль и отразить их во внутреннем учете (в карточке лицевого счета) (см., например, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12349/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. № А27-14687/2010, Волго-Вятского округа от 6 июня 2008 г. № А31-436/2008-26, Северо-Западного округа от 17 января 2008 г. № А26-3723/2007).

Ситуация: какие декларации – первичные или уточненные – нужно подать, если в периоде, за который организация сдала единую (упрощенную) декларацию, выявлены операции, подлежащие налогообложению

За период, в котором были выявлены налогооблагаемые операции, нужно подать уточненные декларации.

Единую (упрощенную) налоговую декларацию могут сдавать организации и предприниматели, если в течение отчетного (налогового) периода у них одновременно:

  • не было движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
  • не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых они признаются.

Это следует из положений пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Выявление налогооблагаемых операций в периодах, за которые подавались единые (упрощенные) декларации, следует рассматривать как обнаружение ошибок, повлекших за собой занижение налоговых обязательств. В подобных ситуациях налоговое законодательство предусматривает единственный вариант – подачу уточненных деклараций по соответствующим налогам (п. 1 ст. 80 НК РФ). При этом ранее представленная организацией единая (упрощенная) декларация будет считаться первичной для каждого из этих налогов. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-02-07/1-243.

Пример отражения в налоговой отчетности операций, подлежащих налогообложению. За период, в котором были совершены операции, организация сдала единую (упрощенную) декларацию

Ошибка в страховых взносах

Помимо налоговой отчетности, все организации должны составлять и сдавать расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Уплата страховых взносов налоговым законодательством не регулируется. При обнаружении ошибок в поданном расчете организация обязана представить уточненный расчет по страховым взносам в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России (ч. 1 ст. 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Подробнее об этом см. Как внести изменения в расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.

Ситуация: обязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она представляет уточненные расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

Да, обязана, но только в том случае, если такая ошибка повлекла за собой занижение обязательств по налогу на прибыль.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от характера уточнений, которые вносятся в расчеты страховых взносов.

Суммы начисленных взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование влияют на величину налоговой базы по налогу на прибыль. Они включаются в состав прочих расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором взносы были начислены (если организация применяет метод начисления) или перечислены во внебюджетные фонды (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Существует три варианта уточнений, которые могут быть внесены в расчеты по страховым взносам:

  • уменьшающие облагаемую базу и сумму обязательств перед внебюджетными фондами (например, если в первоначальных расчетах база для начисления взносов была завышена);
  • увеличивающие облагаемую базу и сумму обязательств перед внебюджетными фондами (например, если в первоначальных расчетах база для начисления взносов была занижена);
  • не затрагивающие облагаемую базу и сумму обязательств перед внебюджетными фондами (например, если уточняются показатели, отраженные в титульных листах или справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Главбух советует: при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных расчетах по страховым взносам отражено уменьшение обязательств перед внебюджетными фондами. Такой вывод позволяет сделать постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 10077/11.

Во втором случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются заниженными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – завышенной. В такой ситуации организация вправе, но не обязана подавать уточненную декларацию (абз. 3 п. 1 ст. 54, абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В третьем случае ни расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, ни сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не меняются. Поэтому подавать уточненную декларацию не нужно.

По материалам сайта БСС «Система Главбух»

Дата публикации: 19.07.2015 12:30 (архив)

Если организация, исполняющая обязанности налогового агента по доходам от операций с ценными бумагами, обнаружит в декларации по налогу на прибыль несоответствие данных или ошибки, она должна представить «уточненку» (п. 6 ст. 81 НК РФ).

Согласно порядку заполнения декларации (далее ­ Порядок), организации, исполняющие обязанности налоговых агентов на основании статьи 226.1 НК РФ (речь идет об операциях с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок и др.), представляют в составе декларации Приложение № 2 «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом».

Это приложение оформляется в виде справки по каждому физическому лицу. В ней налоговый агент отражает доходы, которые он выплатил физическому лицу по операциям с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок и др.

В Порядке определен порядок представления отдельно от налоговой декларации уточненного налогового расчета, содержащего данные только о тех налогоплательщиках, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога.

Аналогичная норма в части представления только уточненных сведений о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, содержится в Порядке. Соответственно, если уточняются (корректируются) только справки (без составления уточненной декларации и расчета по налогу на прибыль), то организация представляет в инспекцию титульный лист (лист 01) и Приложение № 2 к декларации с указанием в реквизите «по месту нахождения (учета)» кода «235». Причем в состав Приложения № 2 включаются только те справки о доходах физических лиц, по которым произведено уточнение.

А каков состав уточненной декларации по налогу на прибыль, если уточняются только декларация (без корректировки Приложения № 2 к декларации)? Можно ли в таком случае представить в инспекцию только уточненную декларацию без входящих в ее состав налогового расчета и Сведений о доходах физического лица? Нет, нельзя.

Представление в инспекцию уточненной декларации с включением в нее только тех листов и приложений к ним, в которых выявлены недостоверные сведения или ошибки, Налоговый кодекс не предусматривает. Поэтому она представляется в полном объеме, отметили авторы письма. При подготовке изменений в декларацию по налогу на прибыль будет рассмотрен вопрос о том, чтобы разрешить организациям представлять уточненную декларацию без входящих в ее состав налогового расчета и Сведений о доходах физического лица.