Художественная культура XX века. История и основные идеи декаданса как направления культуры и искусства Черты декаданса

Поднимая вопрос о том, что такое декаданс, следует провести исследование истории появления самого определения. А родилось это понятие во Франции, и переводом его служат слова «упадок» и «разложение». Копнув поглубже, можно найти корень этого слова в латинском обозначении падения. Так декаданс? Кто и куда падает и что разлагается? И вообще, в отношении кого или чего следует употреблять данное понятие?

Оказывается, декаданс - это Иногда этим словом называют поведение человека, взгляды которого соответствуют декадансу. Возникло это направление на рубеже между 19 и 20 веками, когда исторический переворот общественной жизни подтолкнул людей творческих к переосмыслению своих творческих позиций. В этот период кризисных общественных явлений среди народа стали бродить упаднические настроения, неприятие жизни вообще, тенденции индивидуализма и чувства безысходности и безнадёжности. Искусство как бы нашло выход в отказе от политической и гражданской жизни общества, решив, что эта позиция - единственно верная, дающая настоящую свободу творчеству. Поэтому на вопрос, что такое декаданс, также можно дать ещё и такой ответ: уход от реальной действительности, отказ от отражения политики и гражданственности в своём творчестве.

Так что же тогда отображают декаденты? Любимые темы в этом художественном направлении - смерть и небытие, тоска по идеалам и духовности, мечта о прекрасном будущем вне действительности. Это направление развивалось в самых различных сферах искусства. Не обошло оно и литературу. Что такое декаданс в литературе?

Многие искусствоведы, рассматривая это направление, употребляют такие термины, как «неоромантизм», «модерн» и «символизм». Но стоит отметить, что все они не могут в полной мере осветить декаданс, являясь зачастую лишь частью общего движения. Считается, что декаданс в литературе восходит ещё к 18 веку, основоположником которого называют Монтескьё, а ближайшим по времени продолжателем - писателя и критика из Франции Дезире Низарда.

Однако многим критикам была не по душе литература подобного рода, и они практически сделали слово «декаданс» оскорбительным, травя Виктора Гюго и романтизм в целом. Однако время показало, что произведения как Гюго, так и приверженца рассматриваемого нами направления Эдгара Аллана По, до сих пор с упоением читаются современными людьми. Не забыты нами и Шарль Бодлер, и которые сделали из слова-оскорбления слово, использующееся как почётный знак.

Они считали декаданс отрицанием «банального прогресса». Среди русских декадентов «старшего поколения» (1880 - 1890 гг.) такие известные поэты и писатели, как А. Добролюбов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Коневской, Зинаида Гиппиус, и «ранний» Брюсов. Модерн в России также представляли предсимволист М. Минский, прозаик Л. Н. Андреев, И. Ф. Анненский.

Впоследствии идеи декаданса положили начало многие другим модернистским течениям в литературе. Они находят отражение у А. Блока и А. Ахматовой, у В. Брюсова и В. Кандинского, у И. Стравинского и многих других, названных ныне классиками русской литературы.

В наше время это течение начинает свой новый виток расцвета. В феврале последнего года прошлого тысячелетия Маруся Климова (писательница) и (художник) провели фестиваль декаданса под названием «Тёмные ночи». И это было только началом. В 1005 году в Клубе на Брестской в Москве снова прошёл фестиваль под руководством лидера группы «Бостонское чаепитие» журналиста Владимира Преображенского. Сегодня литературный декаданс отделился от светского, от готических и ретро-сайтов, виртуально очертив в интернете свою аудиторию. «Куртуазный декаданс» в современном мире скоро достигнет популярности декаданса в период его наибольшего расцвета - в конце 18 и начале 19 веков.

Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер , использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд .

Как литературное движение декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

Идеи декадентства

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход от общественности, taedium vitae («отвращение к жизни») и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи2011 и др.

Авторы-декаденты

Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд , Ш. Бодлер , Мария Корелли , П. Верлен , Метерлинк , Гюисманс , Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х - 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской , Ф. Сологуб , Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также «ранний» Брюсов .

Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905. Для Троцкого истоки декаданса кроятся лишь в стремлении части интеллигенции уйти от «бурных социальных противоречий» в мир «чистого» искусства.

Декадентское движение сегодня

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».

К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей2011. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи (один из их альбомов так и называется «Декаданс»), Dead Can Dance, Оберманекен (их культовый альбом «Прикосновение нервного меха» был включён в книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»), «Бостонское чаепитие», Кремация Бонифация, «Кабаре Безумного Пьеро», Пикник и др.

Декаде́нтство («упадочничество», от фр. décadence — упадок, декада́нс) — термин для обозначения литературного течения, появившегося во Франции в 1880-х гг. и в 1890-х—1900-х возникшего в России, Германии и других странах.

Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».

Из этих терминов — «модернизм» (от фр. moderne — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения»).

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Ш. Бодлер, П. Верлен, Фр. Ницше, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.

Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.

Примером декаденства в новейшей истории России может служить телевидение, так называемая «чернуха» в России в 1990-е.

Декадентское движение сегодня

Декаданс как современное настроение возник благодаря слиянию гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия». Одновременно со светским декадансом, от готических и ретро сайтов отделился литературный декаданс, определив в Интернете свою аудиторию. Сегодня движение «куртуазного декаданса» приближается к популярности декаданса конца 18 - начала 19 вв.

Декаданс

Понятие "декаданс" (decadence) употреблялось в исторической науке и обозначало эпоху упадка. Позже значение этого термина расширилось и было перенесено на художественную культуру.

В 80-90-х годах XIX в. во Франции, а затем во всей европейских странах декадентами называли себя антиреалисты. Декаданс - эстетическое неприятие реальности, сочетающееся с индивидуализмом. Декаданс - это всегда пессимистическое мировидение, сочетающееся с аристократической утонченностью.

Французский писатель Ж. Гюисманс в романе "Наоборот" (1884) прокламировал декадентское мировидение, трактовавшее человека как существо, находящееся вне морали и подвластное иррациональным силам.

В России термин "декадентство" появился благодаря книге М. Нордау "Вырождение" (издана на русском в 1893 г.). Нордау декадентство считал плодом патологии психики и интеллекта.

Декаданс - течение русского символизма, корни которого критика видит не в психической, а в социальной почве.

Пренебрежение общественными задачами - признак декадентства. Оно, по мнению критиков, появилось из-за кризиса либерального народничества. Н. Минский (Николай Максимович Виленкин, 1855-1937) был поэтом гражданской темы. Однако именно он заявил: "я цепи старые свергаю, молитвы новые пою" (Минский. 1907. С. 3). В статье "Старинный спор" Минский ратует за "чистое" искусство, свободное от публицистичности (См.: журнал "Заря". Киев. 1884. № 193). Поэт выступил с декадентскими декларациями.

В России эстетическим манифестом декадентства стала книга Д. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", отвергающая социальную проблематику ("мертвые разговоры мертвых людей об экономическом благосостоянии народа" (Мережковский. 1893. С. 62). Мережковский отверг позитивизм мировой науки и реализм русской литературы. Автор выступил за создание "нового идеального искусства, грядущего в России на смену утилитарному пошлому реализму (Там же. С. 46).

Блок не приемлет декадентство и осуждает его субъективизм, индивидуализм, отсутствие идеалов, веры в добро. Поэт пишет: "Настоящее декадентство - субъективно-индивидуальное - обречено на гибель". (Блок. 1930. С. 31).

Символизм осознается Блоком как путь преодоления декадентства. Он писал будущей жене Л. Д. Менделеевой (26 декабря 1902 г.): "я ведь не декадент, это напрасно думают. Я позже декадентов" (Там же. С. 50).

Декадент ощущает себя представителем высокой культуры, клонящейся к закату.

Особенности

Художественный принцип и установка символизма - преображение "неживого" в "живое". Не познанное, не отраженное, не преображенное художником не существует - таков эстетический максимализм символистов.

Сюжеты картин художников-символистов - преимущественно мифологические, мистические или фантастические.

Символизм создавал "подземное течение мысли" и "невидимый" мир позади видимого образа, некий подтекст, вызывающий поток смутных ассоциаций.

В символистской живописи линии и краски причудливы, мало похожи на очертания и цвет реальных предметов. Персонажи картин - фантастические, воображаемые существа.

А. Бёклин считал, что символистская картина должна о чем-то повествовать, побуждать зрителя к размышлениям подобно поэзии и производить впечатление подобно музыкальной пьесе.

Мир предстает у символистов в гамме закатно-сумеречных красок.

Поэзия Гиппиус эгоцентрична, пессимистична, полна отчаяния и экзистенциального ожидания смерти.

Не жду необычайного: Все просто и мертво. Ни страшного, ни тайного Нет в жизни ничего.

(Гиппиус 3. Собр. стихов 1889-1903. М., 1904. С. 85)

Гиппиус отвергает обыденную жизнь и прокламирует (стихотворение "Песня", 1893): "Мне нужно то, чего нет на свете" (Там же. С. 2).

Западные критики конца XX в. считают, что символизм - выражение референции реальности одного уровня с помощью соответствующей реальности другого уровня, выражение идей с помощью символов; направление в литературе и живописи, которое использовало средства художественной выразительности для чувственного выражения идей, эмоций, абстракций.

Символизму присуща универсальная музыкальность. Ученик Малларме Поль Валери считает обращение к музыке отличительным признаком всех поэтов, ставших под знамя Символа. Символисты Жюль Лафорг и Густав Кан сознательно стремились к ритмической и мелодической свободе и прокламировали это стремление. Оно присуще всем символистам.

(от франц. decadence или от лат. decadentia – упадок) – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., отличающееся сопротивлением общественной «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, которая часто идёт наряду с эстетизацией греха и порока, двойственными переживаниями отвращения к жизни и искусного наслаждения ею. Декаданс – одно из центральных понятий в критике культуры Ф. Ницше, который связывал декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти». Период декаданса пропитан безнадёжностью, разочарованием, упадком жизненных сил и эстетизмом.

Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах - стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, - одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Декаданс в живописи – явление само по себе довольно противоречивое, оно так и не сумело оформиться в какое-то конкретное направление. Искусство декаданса не имело ничего общего с искусством энергии и юности. Тем не менее, упадок, аморализм, эстетизм, а также тоска по былым временам способствовали созданию выдающихся произведений. Именно недовольство «банальным прогрессом», культом наживы дикого капитализма и привели к открытию новых горизонтов в творчестве. Здесь можно отметить индивидуализм художника Обри Бердслея, его способность к виртуозным стилизациям, которые сделали его графические произведения шедеврами, а их искусственный характер лишь подчёркивает оторванность сюжетов от натуры. Представителями декаданса были такие живописцы: Арнольд Беклин, Макс Клингер, частично Михаил Врубель и Борисов-Мусатов, а также Обри Бердслей, Густав Моро, Франц фон Штук, Эдвард Мунк, Н. К. Калмаков. Критика в отношении полотен декадентов неоднозначна. При посещении галереи создаётся впечатление, что оказываешься в сумасшедшем доме, поскольку их искусство было отражением того непонимания общественности, которое в результате оказало влияние на их психическое состояние.

Художники-декаденты не боялись экспериментировать с рассудком, и часто они балансировали на грани. Они шокировали публику новизной и своими представлениями о мире, которые были чужды большинству населения. Эпоха декаданса ознаменовалась такими работами: «Саломея» Обри Бердслея, «Демон сидящий» Врубеля, «Христос в Олимпии», «Приговор Париса» Макса Клингера, «Терновый венок», «Кот в сапогах» Калмакова и другими.