Варианты ведения бюджета. Планирование и ведение семейного бюджета - как экономить семейный бюджет Основные принципы ведения бюджета

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. (БК РФ ст. 264.1)

Основными задачами бюджетного учета являются:

  • - формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
  • - формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • - обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;
  • - обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений.

Порядок ведения бюджетного учета, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.

К особенностям бухгалтерского учета можно отнести: организация учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения сметы расходов; переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы; строгая государственная учетная политика, реализуемая через Инструкцию; тесное переплетение классификатора доходов и расходов с новым планом счетов; новая форма ведения бюджетного учета (журналы операций); четкий учет расходов и доходов. бухгалтерский учет бюджет расход

Основными принципами ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются:

  • - ведение бух. учета методом двойной записи;
  • - непрерывность;
  • - денежная оценка хозяйственных операций, активов и пассивов;
  • - достоверность;
  • - начисление;
  • - предусмотрительность (осторожность);
  • - преобладание содержания над формой;
  • - сопоставимость показателей;
  • - нейтральность финансовой отчетности;
  • - соответствие доходов и расходов отчетного периода;
  • - фактическая оценка активов и обязательств.

Принцип ведения бухгалтерского учета методом двойной записи означает, что хозяйствующий субъект должен вести регистрацию бухгалтерских операций на основе двойной записи. Система двойной записи заключается в том, что одна и та же сумма по одной и той же операции отражается на двух счетах бухгалтерского учета - в дебете одного и кредите другого.

Принцип непрерывности бухгалтерского учета означает, что хозяйствующий субъект является постоянно действующим и будет продолжать свою деятельность в течении неопределенного долгого периода времени, а также срок ведения бухгалтерского учета должен соответствовать сроку существования, хозяйствующего субъекта. Со дня прекращения своего существования, бюджетная организация прекращает ведение бухгалтерского учета.

Принцип денежной оценки хозяйственных операций, активов и пассивов означает, что все хозяйственные операции, события, активы и пассивы должны быть измерены в едином, однородном выражении - денежной оценке. В Республике Узбекистан денежным измерителем является сум и его доли - тиийн.

Принцип начисления бухгалтерского учета означает, что активы, пассивы, доходы, расходы, хозяйственные операции и события отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения. Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только об операциях в прошлом с оплатой или получением денежных средств, а также об обязательствах по выплате денежных средств в будущем.

Принцип достоверности бухгалтерского учета означает, что информация является достоверной, когда в ней отсутствует существенная ошибка или предвзятость и на нее могут полагаться пользователи. Достоверность хозяйственных операций или событий должна быть подтверждена первичными учетными документами.

Принцип предусмотрительности (осторожности) предполагает, что в финансовой отчетности не должна допускаться завышенная оценка активов и доходов и заниженная оценка обязательств или расходов.

Принцип преобладания содержания над формой означает, что если информация в учетных документах и финансовой отчетности достоверно отражает содержание операций и событий, эта информация должна быть учтена и представлена в финансовой отчетности.

Принцип сопоставимости показателей бухгалтерского учета означает, что для того чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой за разные отчетные периоды. При изменении подходов представления отчетности в отчетном году информация за предшествующий период должна быть переклассифицирована для целей сопоставимости. Если по практическим соображениям переклассификация не может быть сделана, должны быть раскрыты причины и характер изменений, которые имели бы место в случае осуществления переклассификации.

Принцип нейтральности (бухгалтерской) финансовой отчетности означает, что информация, представляемая в финансовой отчетности, для обеспечения ее надежности должна быть свободной от предвзятости.

Принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода означает, что в данном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов данного отчетного периода. Если между отдельными видами расходов и доходов трудно установить непосредственную зависимость, расходы распределяются между несколькими отчетными периодами в соответствии с какой-либо системой распределения.

Принцип фактической оценки активов и обязательств предполагает, что основой оценки активов и обязательств является их себестоимость или стоимость приобретения.

Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.

Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Существенность. Информация является существенной, если ее невключение или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей информации, принятых на основе финансовой отчетности. На значимость информации может оказывать влияние, как ее сущность, так и ее ценность (существенность).

Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств хозяйствующего субъекта.

Завершенность. В целях обеспечения достоверности финансовых отчетов должна быть представлена информация в достаточно полном объеме.

Своевременность. При необоснованной задержке отчетной информации она теряет свою значимость. Для представления своевременной информации может возникнуть необходимость отчета до того, как все аспекты сделки или другого события будут известны, что нарушает достоверность. С другой стороны, если отчет откладывается до тех пор, пока все аспекты будут известны, даже очень надежная информация может принести пользователям незначительную пользу, поскольку они были вынуждены принимать решения ранее. В целях достижения баланса между значимостью и надежностью надо решить, как лучше всего удовлетворить потребности пользователей при принятии экономических решений.

Обновлено: 18.05.2019

Олег Лажечников

130

Я часто сталкиваюсь с тем, что люди не знают, куда тратят свои деньги, не знают, сколько уходит у них на еду, на посиделки в кафе с друзьями, на шмотки, на непредвиденные расходы и прочее. При этом они занимают в долг, жалуются, что денег не хватает, а так хочется поехать куда-нибудь, или купить ноутбук/велосипед… Сразу возникает вопрос, а так ли хочется? Или, что хочется сильнее, просаживать деньги на пиво по выходным, или поехать на море? Конечно, на море, но ведь я так мало трачу на развлечения, будет ответ. В реальности, человек не знает, что некоторые его статьи расходов суммарно за несколько месяцев или год составляют поездку на море.

Я ни в коем случае не призываю экономить на том, что для вас важно. Но ведь лучше знать, и понимать, сколько в действительности это забирает у вас денег, чтобы можно было сделать осознанный выбор. Не менее важным является и знание своих настоящих желаний, настоящей мечты. Об этом я писал в статье .

У вас появляется рычаг давления на членов вашей семьи:) Например, приходит жена к мужу и говорит, вот мы мне ничего не покупаем, не балуем меня, а ты себе аж Макбук за 50 тыс купил, ай-ай. Молча муж открывает бюджет, делает выборку за год и показывает, что кроме Макбука в течении года он себе лишь пару футболок купил, в то время как жена за весь год себе уже одежды на 100 тыс набрала, просто не за раз все, а понемногу покупала, периодически.

Плюсы

В общем бюджет, отличная штука для того, чтобы понять, как складываются ваши траты. Реально многие считают, что подумаешь всего на 1000 руб дороже, но по факту этих тысяч рублей за весь год (а у кого-то и за месяц) столько набегает, что можно машину купить! Игрушечную:) На самом деле не шучу, экономия семейного бюджета только так и складывается - из мелочей, это основная фишка. Сэкономленные 1000 рублей = заработанные 1000 рублей. Недавно посчитал, что мой курящий друг тратит на сигареты в год примерно стоимость хорошего ноутбука. То есть, если бы он не курил, то мог бы ноут менять раз в год.

Только очень прошу не путать экономию с нищебродством. Стараться увеличить свой заработок - это необходимое и обязательное желание, и нисколько не противоречащее экономии. Как в бизнесе, всегда есть бухгалтер, который оптимизирует затраты. И, если идти в двух направлениях одновременно, зарабатывая, и осознанно отсеивая ненужные траты, можно гораздо быстрее придти к своей цели.

Мне искренне непонятна та ситуация, когда запросы растут быстрее доходов. Вот какой смысл все тратить и залезать в долги/кредиты, ради чего? Не лучше ли, откладывать или вкладывать, чтобы получить финансовую независимость и свободу? Иначе можно зарабатывать миллионы, а все равно «побираться».

Итак, плюсы по пунктам.

  • Контроль. Вы всегда четко знаете, на что вы тратите деньги. Не возникает вопросов, а куда ушло пол-зарплаты, и кто ее потратил.
  • Осознанный выбор. После пары месяцев ведения бюджета вы реально знаете, сколько составляет каждая статья расходов, и вполне может быть, вы захотите скорректировать ее (уменьшить/увеличить). Таким образом, устраняются ненужные вам траты.
  • Нет долгов. Минимизируется залезание в долги/кредиты, потому что можно заранее все рассчитать и избежать этого.
  • Проще планировать покупки. Если вы хотите купить что-то крупное или поехать куда-либо, с бюджетом это намного проще запланировать. Вы сможете узнать, в каком месяце у вас появится достаточная сумма, что очень удобно, или как нужно изменить структуру трат, чтобы эта сумма появилась.
  • Полезно для длительных путешествий. Всегда можно спланировать заранее, на сколько месяцев хватит денег.
  • Удобно для увольнения. Можно узнать, сколько есть времени и рассчитать, когда пора начинать искать работу.
  • Дисциплинирует. И в плане трат, и в плане жизни вообще.

Я бюджет с 2008 года. Один раз попробовал и мне понравилось. Благодаря бюджету удалось спланировать уже не одно путешествие, а точнее понять возможность его осуществления в конкретный месяц при конкретных условиях. Также он мне очень помог после моего увольнения в 2010.

Я тогда сразу рассчитал, сколько месяцев свободной жизни могу получить, в какие страны съездить и какие вещи купить. Соответственно, я знал, в какой месяц должен будет появится заработок или когда нужно выходить на работу (в случае неудачи).

Вообще мне больше всего нравится чувство защищенности/безопасности, когда можно заранее все распланировать (на 3-6-12 месяцев) и быть спокойным.

Минусы

Их (для меня) гораздо меньше.

  • Отмечание трат и планирование семейного бюджета занимает время. При правильном подходе совсем немного, но занимает. Но порой это даже приятно взять, да расписать план на ближайшие полгода и внести туда полезные покупки и долгожданные поездки.
  • Есть вероятность залипнуть на экономию и перейти некоторые допустимые границы. Или иначе, стать скрягой, начав экономить на всем вообще. Стоит понимать, что границы у каждого свои, что для одного экономия, то для другого - транжирство.
  • Дополнение к предыдущему пункту. Есть вероятность залипнуть на текущей планке дохода и сосредоточится только на экономии. Или иначе, «не разрешать» иметь себе больше денег, этакий психологический барьер можно получить.

Как вести семейный бюджет

Как я уже выше писал, основные принципы (ну, или плюсы) - это контроль трат, осознанный выбор и устранение ненужных вам трат. И бюджет на этом и строится: вы планируете траты на нужный промежуток времени и потом придерживаетесь их. Также в процессе нужно эти траты отмечать, чтобы соотносить фактические траты с планируемыми.

Насколько строго все это делать, решает каждый сам для себя. Я вначале очень строго все вел, чтобы понять, куда и чего уходит, а потом расслабился, начал округлять и вести все приблизительно. В итоге получился плавающий бюджет, в котором основное - отсутствие ненужных трат, соответствие расходов доходам (потребностей возможностям), а не строгое соответствие и экономия ради экономии.

  • Есть статьи доходов и статьи расходов. Количество статей там и там может быть абсолютно любым, главное, чтобы было вам удобно. Я начинал со значительной детализацией, а потом упростил все и объединил многие статьи. Если не знаете, с чего начать, то начните с любых статей, обычно за пару месяцев ведения бюджета становится все более менее ясно. Хотя я до сих пор корректирую иногда.
  • На мой взгляд статьи доходов и расходов нужно писать такие, какие вы потом будете анализировать, или по каким вам нужно отслеживать динамику. Если вам это не важно, то вообще можно сделать одну статью расходов и одну статью доходов. И вообще весь бюджет можно свести бумажному конвертику, то есть класть в него в начале месяца сумму, которую собираетесь потратить, и потом смотреть останется что-то или нет.
  • Я записываю траты каждый день, так более удобно, и это занимает всего пару минут. Но в основном за меня все делает приложение на телефоне, распознает смски и записывает их в базу. А когда нужно спланировать что-то серьезное, например, зимовку в Таиланде, вот тогда можно и полчаса посидеть.
  • Вести бюджет может, и муж, и жена, как вместе, так и кто-то один. Как договоритесь, в общем. Или точнее, кому это больше понравится. Правда, когда вместе ведут (оба траты отмечают и планируют), то проще будет обсуждать что-то, нежели, если кто-то дистанцируется от этого.
  • Стоит ли вести совместный или раздельный бюджет, не скажу. Есть разные мнения на этот счет. Я лично приемлю оба варианта. Когда в паре оба самодостаточны и зарабатывают, то, во-первых, каждый более спокоен и уверен в завтрашнем дне, а во-вторых, будет только рад раздельному бюджету.
  • Можно вести бюджет без планирования вообще. То есть просто отмечать доходы/расходы и проверять все ли там в порядке (контроль). В некоторых приложениях и онлайн сервисах планирования и нет.
  • Суть контроля трат в том, чтобы у вас был положительный остаток (резерв), то есть положительная разница между доходами и расходами. Пусть не каждый месяц, а в квартал или год. Ну, чтобы была видна тенденция, в минус живете или в плюс. Этот резерв может накапливаться или тратится на что-то полезное.
  • Обычно во всех умных книжках советуют 5-10% от дохода откладывать в финансовый буфер или же инвестировать, вне зависимости от целей. 5-10% - это, действительно, та сумма, которая практически не заметна при любых доходах. У меня нет такой строгости. Иногда залезаю в буфер (ухожу в минус), иногда откладываю и 50%.

Программы для ведения семейного бюджета

Как выбрать программу

Вы можете сами составить любую удобную для вас таблицу семейного бюджета в экселе или же использовать готовые сервисы/приложения для ведения бюджета, благо их сейчас навалом ( , Дзен-мани , Monefy и тд).

Часть сервисов имеют свой сайт-сервис и мобильное приложение, часть только приложение, часть только сайт. На мой взгляд удобнее тот вариант, когда есть возможность пользоваться, и приложением на телефоне, и онлайн-версией на сайте с ноутбука. Это была одна из причин, почему я выбрал в свое время Дребеденьги и сижу на них уже много лет.

Так же можно и совсем по старинке - записывать на бумажке. Однако есть риск, что бумажка эта потеряется в один прекрасный момент, да и поправить что-то в электронном бюджете гораздо легче.

Как я выбирал программу для ведения семейного бюджета? Я зашел на Google Play, скачал штук 5 андроид-приложений, которые приглянулись мне по скриншотам и описаниям, и начал их пробовать. Где-то 10 минут на каждое приложение. В результате осталось два, которые более менее мне были понятны, или другими словами, где меня устроила логика ведения бюджета. Это важно, что мой принцип ведения в голове, совпадал с замыслом автора приложения. Иначе придется очень долго вникать, а как тут чего сделать. Нет, все должно быть интуитивно понятно. Далее я попробовал пару дней поотмечать траты, чтобы понять, удобно мне или нет.

С 2008 года по 2013 год я вел бюджет в экселе. Вы можете скачать , представляющий упрощенный шаблон моего бюджета. Или вот еще моего бюджета (более сложный файл) с учетом разных каналов дохода/расхода (карточки, электронные деньги).

Один лист в экселе – это один месяц. Бюджет месячный и расписан на 2-3 месяца вперед, не меньше. Чтобы спланировать на полгода вперед, необходимо создать еще 6 листов с именем «месяцГод» (чтобы формула работала), и так далее.

В каждом месяце есть два столбца – планируемые траты и фактические. Первый столбец служит для планирования, второй для текущих трат.

В моем файле (особенно во втором) есть формулы, если вы с ними не дружите, то лучше попробуйте сделать что-то свое или воспользуйтесь готовыми сервисами. В противном случае придется разбираться. Если кратко, то во втором файле можно отмечать затраты по дням в зависимости от того, как вы их тратили: наличка, электронные деньги, карточки. И баланс потом считается точно также по всем этим местам хранения средств.

Сервис Дребенденьги

С 2013 года я перенес бюджет на сайт и очень доволен. Теперь я отмечаю все траты с телефона, а планирую на ноутбуке онлайн.

Многие операции автоматизированы, например, все траты по банковской карточке сами попадают в бюджет. Таким образом, если практически не использовать наличку (а я как раз её стараюсь минимизировать), то почти ничего отмечать и не нужно. Читайте отдельный пост и их приложением для телефона, потому что тут слишком долго рассказывать.

Так что простенькая таблица в Excel хороша только для начала, потестить так сказать. А уже после того, как приняли решение, что бюджету быть, то можно переходить в сервисы, в том числе и платные.

P.S. А вы ведете семейный или личный бюджет?

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

Спасибо, что прочитали

4,77 из 5 (оценок: 69)

Комментарии (130 )

    Ася

    Aleksey

    Григорий

    Валеирй

    Сашенька

    Mariia

    Светлана Билецкая

    Юрий

    Сергей

    Ринат

    Mary

    alostraelia

    Marta

    AndreyShaD

    Ева Икс

    Антон

    Дмитрий

    Марина

    Елена

    Dim Yanush

    Владимир Переседов

    nata_li

    4polinka

    Слава

    Ирина

    Марина

    Ксюша

    Вадим

    Вадим

    Abu_Zabado

    ivvva

    Tannchen

    Snail

    Loving030587

    Дмитрий

    Философ

    Наталья

    RivNN

    Бюджетное регулирование осуществляется государством посредством действия системы требований к исполнению бюджета, обеспечения межбюджетный связей. Эта система представляет собой совокупность принципов, методов, способов и финансовых инструментов, используемых при формировании доходов и расходов бюджетов разных уровней, посредством которых государство направляет бюджетные потоки, распределяет и контролирует.

    Сущность государственного регулирования доходов региональных бюджетов состоит в распределении поступлений между территориальными звеньями бюджетной РК, гарантирующих нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев. Это подразумевает, что доходная регионального бюджета полностью контролируется властями региона и формируется за счет налогов местного уровня. При определении форм регулирования доходов необходимо учитывать налоговый потенциал каждого уровня бюджетов, результаты оценки объективных потребностей территории, показатели использования материальных (вода, газ) и нематериальных благ (социальная инфраструктура).

    Система государственного регулирования решает следующие задачи:

    · Гарантированное обеспечение всем гражданам на всей территории страны минимума услуг, оказываемых государством

    · Обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней

    · Упорядочение финансовых потоков между уровнями бюджетов

    · Обеспечение равномерного уровня социально-экономического развития территорий

    Важнейшими принципами бюджетного регулирования являются:

    · гласность;

    · самостоятельность;

    · единство;

    · полнота;

    · реальность.

    Гласность бюджетного регулирования означает, что весь процесс принятия закона о бюджете, порядок его исполнения и отчет об исполнении бюджета должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

    Единство бюджетной системы обеспечивается единством правовой базы, использованием единых бюджетных классификаций, представлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета и местных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы.

    Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления расходов бюджетных средств.

    Полнота и реальность бюджетов основываются на их сбалансисованности, что достигается применением общих правил бюджетных расчетов.

    Дефицит бюджета означает превышение расходной части бюджета над его доходами.

    Профицит бюджета означает превышение его доходной части над расходами.


    Бюджетную систему РК составляют совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений.

    Бюджетный процесс- это регламентированная бюджетным законодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю, а также по планированию и использованию связанных грантов.

    Бюджетные отношения - это отношения, возникающие в бюджетном процессе.

    Существуют государственный и местный бюджет. Государственный бюджет - сводный бюджет, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению. Бюджет государства состоит из бюджетных средств, т.е. это деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме. Местный бюджет - областной бюджета бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

    В зависимости от процедуры поправки бюджет бывает скорректированный, утвержденный и уточненный. Скорректированный бюджет _ утвержденный или уточненный бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных Правительством РК или местными исполнительными органами, без уточнения соответственно в Парламенте РК или маслихате.

    Утвержденный бюджет - бюджет на соответствующий финансовый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующим маслихатом;

    Уточненный бюджет - утвержденный бюджет на соответствующий финансовый год с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом РК или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения.

    В Республике Казахстан существуют следующие уровни бюджета:

    1) республиканский бюджет;

    2) областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;

    3) бюджет района (города областного значения)

    4) в случаях, установленных БК РК, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет.

    Структура бюджета состоит из следующих разделов:

    1) доходы: налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от продажи основного капитала; поступления официальных трансфертов;

    2) затраты;

    3) операционное сальдо;

    4) чистое бюджетное кредитование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов;

    5) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства;

    6) дефицит (профицит) бюджета;

    7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета: поступление займов; погашение займов; движение остатков бюджетных средств.


    10. Цель и методы прогнозирования и планирования бюджета.

    Реализация стратегических и текущих программ развития страны требует выверенного определения объемов и источников финансовых средств и распределения их в соответствии с расставленными приоритетами.

    Планирование и прогнозирование представляет собой составление адресного финансового плана, определяющего возможности государства аккумулировать финансовые ресурсы и использовать их для решения социально-экономических задач.

    Экономическая сущность бюджетного планирования выражается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между различными звеньями всей финансовой системы и проявляется в процессе разработки и исполнения бюджетов разных уровней. Основа бюджетного планирования –государственная социально-экономическая программа развития страны.

    Бюджетное планирование решает следующие задачи:

    Определение общих финансовых связей, соотношений между централизованным планом и региональными звеньями бюджета

    Установление степени участия каждого участника бюджетного процесса в финансовом обеспечении развития страны

    Определение объема доходов по отдельным источникам поступлений и общего объема доходов государственного бюджета на основе финпланов отраслей, сфер деятельности

    Определение расходов бюджета по видам затрат и общего объема расходов

    С планированием бюджета тесно связано бюджетное прогнозирование. Которое представляет определение вероятностных оценок возможных направлений развития доходной и расходной части бюджета.

    Цель бюджетного прогнозирования – разработка и обоснование оптимального развития бюджета с учетом сложившихся в экономике тенденций, конкретных социально-экономических условий и пермпективных оценок их изменений.

    Планирование и прогнозирование бюджета предусматривает следующие мероприятия:

    Определение прогнозной величины контингентов по всем видам доходов и расходов

    Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы

    Установление взаимоотношений между вышестоящими и нижестоящими бюджетами по поводу предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности различных территорий страны..

    Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

    При планировании бюджета используются методы построения бюджета-брутто и бюджета –нетто. Если в бюджете отражаются все доходные и расходные операции государства, то такой бюджет называют бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как сальдовые результаты, то такой бюджет называют бюджет-нетто.

    Метод программного-целевого бюджетирования представляет собой планирование бюджетных расходов на базе программной стратегии развития, имеющихся ресурсов бюджета и на основе планирования бюджетных программ. Например, метод программного-целевого бюджетирования, направленный на реализацию правительственной программы Модернизации ЖКХ, предполагал статью расходов на бюджетные кредиты по регионам по годам с 2011 до 2020гг.

    Метод бюджетного выравнивания используется с целью преодоления диспропорций между регионами. Для достижения социальной справедливости и равного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны существуют единые формализованные методы распределения финансовой помощи из республиканского бюджета нижестоящим бюджетам.


    Сущность бюджетной заявки

    Бюджетная заявка представляет собой совокупность документов, ежегодно составляемых и представляемых администратором бюджетных программ на предстоящий финансовый год и трехлетний период для обоснования необходимости бюджетных программ и определения суммы их финансирования при разработке бюджета.

    Бюджетная заявка составляется на основе:

    Единой бюджетной классификации;

    Лимитов расходов бюджета;

    Бюджетной заявки на трехлетний период, одобренной бюджетной комиссией в истекшем

    финансовом году;

    Среднесрочного плана социально-экономического развития республики или региона и -среднесрочной фискальной политики;

    Перечня приоритетных бюджетных программ (подпрограмм), включающего приоритетные бюджетные инвестиционные проекты (программы), доведенного центральным и местными уполномоченными органами по бюджетному планированию;

    Проекта паспортов бюджетных программ;

    Результатов оценки эффективности переходящих на планируемый финансовый год бюджетных программ, проведенной администратором бюджетных программ.

    Администратор бюджетной программы ежегодно составляет только одну бюджетную заявку, за исключением случаев уточнения бюджета, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Администратор бюджетной программы:

    1) в рамках доведенных лимитов расходов бюджета уточняет цели, задачи, мероприятия, ожидаемые результаты, индикаторы проекта паспорта бюджетной программы;

    2) определяет суммы расходов по ним с указанием прогнозных показателей на предстоящий трехлетний период в рамках доведенных лимитов расходов бюджета.

    Бюджетная заявка администратора бюджетных программ включает в себя:

    1) перечень приоритетных бюджетных программ (подпрограмм), включающий приоритетные бюджетные инвестиционные проекты (программы);

    2) пояснительную записку к бюджетной программе;

    3) проект паспорта бюджетной программы с уточненными целями, задачами, мероприятиями, сроками выполнения, ожидаемыми результатами, индикаторами на трехлетний период, в зависимости от периода реализации бюджетной программы;

    Бюджетные заявки рассматриваются центральным и местными уполномоченными органами по бюджетному планированию.

    В случае несоответствия бюджетной заявки требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан по ее составлению и представлению бюджетная заявка возвращается администратору бюджетной программы центральным и местными уполномоченными органами по бюджетному планированию.

    В случае отсутствия в информационной системе центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию бюджетной заявки и несоответствия с бюджетной заявкой, представленной на бумажном носителе, центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию возвращает ее администратору бюджетных программ без рассмотрения. Бюджетная комиссия рассматривает бюджетные заявки и заключение уполномоченного органа по бюджетному планированию и принимает по ним решение.

    Разногласия между администраторами бюджетных программ и уполномоченным органом по бюджетному планированию рассматриваются бюджетной комиссией.

    После принятия бюджетной комиссией окончательного решения по бюджетным программам администраторы бюджетных программ не вправе представлять дополнительные заявки.

    Время от времени семейный бюджет подвержен влиянию кризиса. Падение рыночной экономики, снижение уровня государственной поддержки, состояние рынка труда заметно отражаются на домашнем благополучии. Те, кто ощутил удар по кошельку, приходят к пересмотру своих потребностей. Для них актуальным становится вопрос о планировании доходов и расходов.

    • Содержание:

    Даже люди с хорошим достатком иногда сталкиваются с проблемой нехватки денег. Не успели получить заработную плату, как её остатки растворились в спонтанных покупках. При этом нужные приобретения не сделаны в полном объёме, текущий месяц не закончен, а денежный дефицит уже нарастает.

    Всегда нуждается в планировании, а в кризис это становится насущной потребностью для всех. Этот вопрос нельзя игнорировать, живя только текущим моментом, нужно думать и о перспективе. Тем, кто уже предпринимал первые попытки в упорядочении своих доходов и расходов, но потом по разным причинам забросил это дело, стоит прочитать статью и пересмотреть свои приоритеты. Секрет благополучия заключается в умении составлять общий бюджет и правильного распределять заработанные средства.

    Семейный бюджет: основные понятия

    С момента зарождения семьи и её роста, каждый участник обретает свой статус. Нужно не только распределить обязанности по дому, но и научиться вести домашнюю экономику. Основные понятия личной бухгалтерии:


    • бюджет
    • доход
    • расход
    • баланс

    Слово «бюджет» вошло в оборот с давних времен и имеет старонормандские корни. В буквальном смысле оно обозначает «карман», «сумка» или «кошелёк». Дословно это денежная сумка, фактически - финансовый план , в котором представлен баланс доходов и расходов за определенный временной период (неделя, месяц, год).

    Доход семьи - это денежные средства, поступающие в виде заработной платы, доходов от бизнеса, пособий, премий, стипендии, пенсии, доходов от имущества и сбережений.

    Расходы - это все затраты семьи на товары и услуги. К ним относятся жизненно необходимые траты на питание, медицину, одежду и обувь, жильё, образование. Культурные, бытовые, интеллектуальные, духовные потребности, отдых и прочие платежи (налоги, погашение кредита, страховые взносы) - это тоже составляющие расходной части.

    Баланс - это арифметическое соотношение доходов и расходов, определяющее вид домашней экономики. Если они равны (Д = Р), то речь идёт о сбалансированном бюджете . Отклонение в большую или меньшую сторону - дефицит и профицит, соответственно. Таким образом, семейный бюджет можно рассматривать, как соотношение вышеприведённых категорий.

    Характеристика видов семейного бюджета

    • Баланс = Доходы - Расходы

    Составив первую простую табличку доходов и расходов за месяц, вы сможете определить, в каком состоянии находится ваша экономика. При дефиците нужно немедленно бить тревогу и начинать пересмотр расходной части, выделяя явно непродуктивные траты.

    Сбалансированный бюджет звучит красиво, но это положение «камикадзе» - вы постоянно ходите по краю пропасти, рискуя сорваться вниз в любой момент.

    Хорошим сигналом, но не поводом для самоуспокоения является профицит в балансе доходов и расходов. В этом случае вы можете не только обеспечить себя всем необходимым, но также закладывать фундамент будущего благополучия всех её членов.

    Горизонт планирования семейного бюджета

    Семейный бюджет можно составлять на различные периоды времени. Его границы начинаются с недельного срока и могут заканчиваться несколькими годами. Он может быть недельным, месячным, квартальным, полугодичным, годовым, а может составляться на перспективу на несколько лет вперед. Наиболее популярным периодом является месяц. Такой план называется краткосрочным. Долгосрочное планирование рассчитано на годы вперёд. Такие планы обычно составляются для совершения крупных покупок, отдыха и других дорогостоящих мероприятий.

    Способы ведения семейной бухгалтерии

    В разные времена сознательные семейства использовали все доступные способы ведения домашней бухгалтерии. До наступления компьютерной эпохи, велись домовые книги и расчеты производились на счетах или бумаге. Потом появились калькуляторы и компьютеры.

    Даже сейчас многие предпочитают составлять таблицы на бумаге, так как им приятен сам процесс написания от руки. Другим может в большей степени подойти составление таблиц в электронном виде. Главное здесь - найти для себя наиболее подходящий способ, чтобы сбор данных и последующий анализ проходили для вас легко и интересно. Составление семейного бюджета - это главное занятие для собственной безопасности, поэтому сделайте его таким, чтобы им хотелось заниматься.

    Планирование: цели, задачи и структура бюджета

    Планирование - это сложный ежедневный процесс, требующий определённых навыков. Ставя правильные цели и выполняя план, каждый придёт к разумной экономии денежных средств. В перспективе это повысит и качество вашей жизни.


    Семейный бюджет составляют, преследуя определенные цели и задачи:

    • наведение порядка в
    • сопоставление доходной и расходной части
    • оптимизация расходов с целью накопления денежных средств
    • определение целевого финансирования

    Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы Российской Федерации.

    В Бюджетном кодексе России, на основании которого осу­ществляется правовое регулирование бюджетных проблем, эти принципы сформулированы следующим образом:

    1) единство бюджетной системы Российской Федерации осно­вано на единстве правовой базы и форм бюджетной докумен­тации на всех уровнях бюджетной системы. Реализация этого принципа означает единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и ведения бухгалтерского учета их средств, единство форм бюджетной документации, принципов бюд­жетного процесса в Российской Федерации и правовой базы;

    2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы Российской Федерации означает, что за органами государственной власти и органами местного са­моуправления на каждом уровне бюджетной системы России закрепляются полностью или частично определенные виды доходов и полномочия по осуществлению расходов;

    3) самостоятельность бюджетов представляет собой право
    различных уровней власти на самостоятельный бюджет и
    бюджетный процесс. Этот принцип предусматривает так­
    же право органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления самим определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов. Потери, в доходах и дополнительные расходы, возникшие в ходе исполнения законов о бюджете, не могут быть компенсиро­ваны за счет бюджетов других уровней. Недопустимо изъ­ятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполне­ния законов о бюджете, сумм превышения доходов над рас­ходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

    4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов означа­ет, что все доходы и расходы и иные обязательные поступ­ления подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;

    5) сбалансированность бюджета – доходы бюджета долж­ны соответствовать расходам бюджетов; объем предусмот­ренных бюджетом расходов должен соответствовать сум­марному объему доходов бюджета и поступлений из источ­ников финансирования его дефицита;

    6) эффективность и экономность использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необ­ходимости достижения заданных результатов с использо­ванием наименьшего объема денежных средств;

    7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов пред­усматривает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников фи­нансирования его дефицита. Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов допол­нительные средства в различных формах. Они называются регулирующими. Регулирующие доходы позволяют регио­нальным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов;

    8) гласность означает открытость для общества принятых за­конов о бюджетах;

    9) достоверность бюджета означает, что доходы и расходы бюд­жета должны быть реалистичны и правильно рассчитаны;

    10) адресность и целевой характер бюджетных средств озна­чает, что свободные средства, выделяемые в распоряжение конкретным получателям, могут использоваться только по целевому признаку.