Значение ростоу уолт уитмен в большой советской энциклопедии, бсэ. Биография Определение у ростоу а о развитии общества

РОСТОУ, УОЛТ УИТМЕН (Rostow, Walt Whitman) (1916–2003) – американский обществовед и политический деятель, создатель теории стадий экономического роста.

Уолт Ростоу родился 7 октября 1916 в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов из России. Его родители, вдохновленные американским образом жизни, давали своим детям имена в честь известных американцев, и будущего ученого назвали в честь великого американского поэта Уолта Уитмена .

Уолт Ростоу окончил бакалавриат в Йельском университете в 1936. После двух лет обучения в Оксфорде по стипендии Родса, юноша возвратился в Йельский университет и, проучившись в нем еще два года, защитил в 1940 докторскую диссертацию по экономике. После завершения образования работал преподавателем Колумбийского университета.

С началом Второй мировой войны жизнь Ростоу круто изменилась. Он поступил на службу в Управление стратегических услуг (будущее ЦРУ), где занимался определением целей для бомбардировок фашистской Германии.

После окончания войны Уолт Ростоу совмещал преподавательскую деятельность (чтение лекций по истории США в Оксфорде и в Кембридже) с ответственной работой в государственном аппарате (сначала чиновником Государственного департамента по германо-австрийской экономике, затем помощником исполнительного секретаря по экономическим поручениям в Европе). С 1950 занимал должность профессора в Массачусетском технологическом институте, преподавая экономическую историю, а также работал сотрудником Центра Международных Исследований. В то же время он продолжал играть роль политического советника – оказывал помощь в подготовке нескольких выступлений сенатору Дж. Кеннеди , а также готовил наброски для выступления президента США Д.Эйзенхауэра о стратегии разоружения.

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х – начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж.К.Гэлбрейтом и Р.Ароном , У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась – Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

В 1961 Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Дж. Кеннеди стал президентом, он назначил У.Ростоу на пост специального советника. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства – идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых – была инициирована именно У.Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны. Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне , занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу – это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения – экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т.д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями – теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт , Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д.

По уровню технологического развития Ростоу выделил пять этапов развития общества:

1) «традиционное общество » – примитивное и застойное сельскохозяйственное производство с применением ручной техники, иерархической социальной структурой, властью землевладельцев, «доньютоновским» уровнем науки и техники;

2) «переходное общество » (или «подготовка к взлету») – создание предпосылок для резкого ускорения темпов экономического роста: в производстве начинают применяться новые технологические открытия, увеличиваются капиталовложения, появляется «новый тип предприимчивых людей», возникает централизованное государство;

3) «взлет » (take-off) – период промышленного переворота, ведущего к повышению доли накопления капитала (капиталовложения растут с 5 до 10% национального дохода) и резкому экономическому росту (особенно быстро в промышленности), радикальному изменению методов производства. Именно эта недолгая, но исключительно динамичная фаза является ключевой в переходе от доиндустриального к индустриальному обществу;

4) «зрелость » – бурное развитие промышленности, дальнейшее повышение уровня капиталовложений (до 20% национального дохода), широкое внедрение достижений науки и техники, рост городского населения до 60-90%, увеличение доли квалифицированного труда;

5) эра «высокого массового потребления » – основными проблемами общества становятся проблемы потребления (а не производства, как раньше), поэтому главными отраслями экономики выступают сфера услуг и производства товаров массового потребления, возникают новый средний класс и «государство всеобщего благосостояния».

На этой последней стадии идея коммунизма как модификация раннеиндустриального общества начинает казаться архаичным пережитком, который ликвидируется сам собой, поскольку демократические государства, ставя во главу угла заботу о своих гражданах, добиваются гораздо более высокого уровня жизни.

В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую – стадию «поиска качества жизни », когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер – в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их. Например, хотя в США «взлет» промышленности произошел примерно на полвека позже, чем в Великобритании, но к фазе «высокого массового потребления» Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединенного Королевства.

Марксисты критиковали теорию Ростоу за технологический детерминизм, но и историки-экономисты встретили концепцию стадий экономического роста довольно скептически, считая ее слишком умозрительной. Когда в 1960–1970-е начала развиваться клиометрика, то оказалось, что фаза «взлета», как ее описывал У.Ростоу, в экономической истории развитых стран не обнаруживается. Промышленная революция на самом деле была не внезапным и быстрым подъемом, а более плавным и длительным процессом. Едва ли не единственная страна, где индустриализация проходила именно по сценарию Ростоу, – это СССР сталинского периода. Таким образом, теория стадий экономического роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

Не так широко как теория стадий экономического роста, известны политологические концепции Ростоу, посвященные формированию современного демократического строя.

В своих работах Ростоу выделил четыре фазы демократизации:

первая фаза связана с достижением национального единства как основной предпосылки для перехода – как правило, это стихийный, никем не управляемый процесс;

на второй фазе подготовка к смене старого режима уже приобретает более или менее организованный характер: в ходе непрекращающейся политической борьбы контрэлита последовательно выступает против правящего режима, оппозиционные выступления постепенно подводят к необходимости институционализировать некоторые демократические процедуры;

третья фаза – это фаза решительных реформаторских решений (создания, например, систем всеобщего избирательного права и пропорционального представительства);

и только когда все демократические новшества становятся повседневностью и органично вплетаются в существующие реалии, можно утверждать о наступлении последней, четвертой фазы – фазы привыкания.

Среди экономистов, занимающихся теорией открытых Н.Д.Кондратьевым длинных волн конъюнктуры , Ростоу известен как один из представителей ценового подхода к объяснению причин этих долгосрочных колебаний. В книге Почему бедные становятся богаче, а богатство растет медленнее (1980) он предложил рассматривать подъемы и спады уровня цен как исходный фактор, который влияет на усиление и ослабление инновационной деятельности и, в конечном счете, на чередование фаз роста и подъема в экономике в целом.

В нашей стране долгое время идеи Ростоу подвергались жесткой критике. Уже то, что Ростоу снабдил свою самую известную книгу вызывающим подзаголовком «Некоммунистический манифест», не говоря о его политической деятельности как ярого антикоммуниста, не могло не могло не сделать его излюбленной мишенью для критики со стороны советских исследователей. Только в постсоветской России идеи Ростоу начинают воспринимать как часть общего развития мировой науки и перестают оценивать через призму идеологии.

Труды У.У. Ростоу:The Stages of Economic Growth : A Non-Communist Manifesto. 1960 (Ростоу В.В. Стадии экономического роста . Нью-Йорк,1981); Politics and the Stages of Growth . 1971; The World Economy: History and Prospect . 1978; Concept and Controversy: Sixty Years of Taking Ideas to Market , 2003.

Наталия Латова

В начале 1960-х гг. американский социолог Уолт Ростоу (р. 1916) выдви­нул теорию «стадий экономического роста», по которой эволюция общества определяется главным образом уровнем развития техники. В опубликован­ной в 1960 г. книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» 2 он разделил историю человечества на пять стадий.

Традиционное общество - включает все общества вплоть до конца XVII в. до капитализма; характеризуется низкой производительностью труда, господ-

2 Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 3rd ed. Cambridge. 199?. Politics and the Stages of Growth. Cambridge, 1971.

ством в экономике сельского хозяйства, иерархической социальной струк­турой, властью земельных собственников, отсталой наукой и техникой.

Переходное общество - период создания предпосылок для последующего «сдвига»: увеличение капиталовложений надушу населения, рост произво­дительности сельского хозяйства, появление нового типа предприимчивых людей (своего рода «новых русских»), рост национализма, формирование централизованного государства.

Стадия «сдвига» (take-off) - характеризуется промышленной революци­ей и началом индустриализации, которые ведут к повышению доли накоп­лений капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, ко­ренному изменению методов производства.

Стадия зрелости - завершение индустриализации и возникновение высо­коразвитых в промышленном отношении стран, характеризуется быстрым ростом промышленности, появлением новых отраслей производства, увели­чением капиталовложений до 20% ва­лового национального продукта, вне­дрением достижений науки, увеличе­нием доли городского населения до 60-90%, изменением структуры заня­тости. Хозяйство страны становится ча­стью мирового хозяйства. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургичес­кой, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую и электротехническую отрасли.

Стадия «высокого массового потребления» - доминирование сферы по­требления над сферой производства, перемещение с периферии в центр сфе­ры услуг и производства товаров массового потребления. Революция в по­треблении характеризует экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за макси­мальной прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса. Возникает новый средний класс: специа­листы, техники, квалифицированные рабочие, мелкие и средние предпри­ниматели и др. Капитализм теряет свою агрессивность, а государство сосре­доточивает внимание на удовлетворении потребностей собственного насе­ления, отказываясь от внешней экспансии. Ростоу полагал, что всем критериям соответствует только США. Но так было в его времена. Сегодня по уровню материального благополучия более 10 стран догнали, а то и обо­гнали Соединенные Штаты, зато сами они по внешним показателям (агрес­сивная внешняя политика, стремление военной силой навязать демократи­ческие ценности) уже не отвечают критериям высокой стадии.



Ростоу полагал, что на главной, третьей стадии Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США - в середине XIX в., Германия - во второй поло­вине XIX в., Россия - в 1890-1914 гг., Индияи Китай - в 1950-е гг. А сколько времени страна должна находиться на этой стадии? Ростоу считал, что с на­чала промышленной революции до периода зрелости должно пройти 50- 60 лет; он не уточнил, в каких случаях время увеличивается, а в каких сокра­щается, какие социально-исторические, культурные и географические фак­торы замедляют прогресс, а какие, наоборот, ускоряют 3 .

Rosiow W. W. Theorists of Economic Growth from David Hume to the Present With a Perspective on the Next Century. N.Y.; Oxford, 1990.

Для того чтобы общество шагнуло из доиндустриальной эпохи в индуст риальную, ему надо многократно увеличить расходы на производство и нч уку. Откуда страна возьмет деньги - это другой вопрос, но уровень инвес­тиционной активности на стадии сдвига не должен опускаться ниже w 1 у о а на следующей фазе быть не менее 20% национального дохода 4 .

В последующем воззрения Ростоу были развиты Д. Беллом, 3. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом и др.

; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском , Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, . Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

Научная деятельность

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х – начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж.К.Гэлбрейтом и Р. Ароном, У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась – Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

Политическая деятельность

В 1961 году Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Джон Кеннеди стал президентом, он назначил У.Ростоу на пост специального советника. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства – идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых – была инициирована именно У.Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны . Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне , занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

Общественная деятельность

С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу – это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Научные идеи

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения – экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т.д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями – теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт, Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д.

У. Ростоу выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.

  • Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно0классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
  • Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
  • Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революцией, ростом городов.
  • Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг, превращение производство товаров потребления в основной сектор экономики.

В характеристике современного постиндустриального общества отечественные и зарубежные авторы выделяют такие его черты, как резкое возрастание «искусственных интеллектуальных отраслей» - микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций; усиливающаяся глобализация хозяйства. Отмечаются новые проблемы, вызванные, прежде всего неблагоприятной демографической ситуацией в большинстве стран запада. При всей важности технического прогресса, достижений экономики в постиндустриальном обществе, главное, что, по мнению ведущих исследователей, определяет сегодня характер его развития, - это духовный потенциал человека, его знания, способности, ценности, приоритеты. Именно это становится центральным ресурсом 21века.

В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую – стадию «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер – в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их. Например, хотя в США «взлет» промышленности произошел примерно на полвека позже, чем в Великобритании, но к фазе «высокого массового потребления» Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединенного Королевства.

Марксисты критиковали теорию Ростоу за технологический детерминизм, но и историки-экономисты встретили концепцию стадий экономического роста довольно скептически, считая ее слишком умозрительной. Когда в 1960–1970-е начала развиваться клиометрика, то оказалось, что фаза «взлета», как ее описывал У.Ростоу, в экономической истории развитых стран не обнаруживается. Промышленная революция на самом деле была не внезапным и быстрым подъемом, а более плавным и длительным процессом. Едва ли не единственная страна, где индустриализация проходила именно по сценарию Ростоу, – это СССР сталинского периода. Таким образом, теория стадий экономического роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

Не так широко как теория стадий экономического роста, известны политологические концепции Ростоу, посвященные формированию современного демократического строя.

В своих работах Ростоу выделил четыре фазы демократизации:

  • первая фаза связана с достижением национального единства как основной предпосылки для перехода – как правило, это стихийный, никем не управляемый процесс;
  • на второй фазе подготовка к смене старого режима уже приобретает более или менее организованный характер: в ходе непрекращающейся политической борьбы контрэлита последовательно выступает против правящего режима, оппозиционные выступления постепенно подводят к необходимости институционализировать некоторые демократические процедуры;
  • третья фаза – это фаза решительных реформаторских решений (создания, например, систем всеобщего избирательного права и пропорционального представительства);
  • и только когда все демократические новшества становятся повседневностью и органично вплетаются в существующие реалии, можно утверждать о наступлении последней, четвертой фазы – фазы привыкания.

Среди экономистов, занимающихся теорией открытых Н. Д. Кондратьевым длинных волн конъюнктуры, Ростоу известен как один из представителей ценового подхода к объяснению причин этих долгосрочных колебаний. В книге Почему бедные становятся богаче, а богатство растет медленнее (1980) он предложил рассматривать подъемы и спады уровня цен как исходный фактор, который влияет на усиление и ослабление инновационной деятельности и, в конечном счете, на чередование фаз роста и подъема в экономике в целом.

В нашей стране долгое время идеи Ростоу подвергались жесткой критике. Уже то, что Ростоу снабдил свою самую известную книгу вызывающим подзаголовком «Некоммунистический манифест», не говоря о его политической деятельности как ярого антикоммуниста, не могло не могло не сделать его излюбленной мишенью для критики со стороны советских исследователей. Только в постсоветской России идеи Ростоу начинают воспринимать как часть общего развития мировой науки и перестают оценивать через призму идеологии.

Публикации

The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 1960 (Ростоу В.В. Стадии экономического роста. Нью-Йорк,1981); Politics and the Stages of Growth. 1971; The World Economy: History and Prospect. 1978; Concept and Controversy: Sixty Years of Taking Ideas to Market, 2003.

Основные произведения

  • «Процесс экономического роста» (The Process of Economic Growth, 1952);
  • «Теоретики экономического роста от Дэвида Юма до наших дней» (Theorists of Economic Growth from David Hume to the Present, 1990).

Ссылки

Библиография У. Ростоу на английском языке


Wikimedia Foundation . 2010 .

РОСТОУ УОЛТ УИТМЕН

(Rostow) Уолт Уитмен (р. 7.10.1916, Нью-Йорк), американский экономист. Получил образование в Йельском и Оксфордском университетах. В 1942-45 служил в американских вооружённых силах. В 1940-41, 1946-47, 1949-60 преподавал в ряде высших учебных заведений США и Великобритании; в 1945-1946, 1947-49, 1961-69 на государственной службе. С 1969 профессор экономики Техасского университета в Остине. Получил известность как создатель теории стадий экономического роста, противопоставляемой марксистской теории общественно-экономических формаций. Теория служит апологетике капитализма, который, проходя через ряд стадий, якобы превращается в общество массового потребления.

В 1971 Р. предпринял попытку соединить свою концепцию с анализом экономической политики. По его мнению, экономическую политику в конечном счёте определяет уровень технологического развития общества. В своих работах Р. выступает как воинствующий антикоммунист, сторонник жёсткой политики в отношении СССР.

Соч. : The process of economic growth, N. Y., 1952; The stages of economic growth, 2 ed., Camb., 1971; Politics and the stages of growth, Camb., 1971; The diffusion of power, N. Y., 1972.

Лит.: Осадчая И., Критика современных буржуазных теорий экономического роста, М., 1963; Жирницкий А., "Политология" по У. Ростоу, "Мировая экономика и международные отношения", 1972, | 5 .

И. М. Осадчая.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОСТОУ УОЛТ УИТМЕН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РОСТОУ
    (Rostow) Уолт Уитмен (р. 1916) - американский социолог, экономист, государственный деятель. Профессор Массачусетского технологического института и университета штата Техас (с …
  • УИТМЕН
    (Whitman) Уолт (1819-92) американский поэт, публицист. Реформатор американской поэзии. В сборнике стихов "Листья травы" (1855-91) идеи об очищающей человека близости …
  • РОСТОУ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rostow) Уолт (р. 1916) американский социолог и экономист. Выдвинул теорию "стадий экономического роста", по которой эволюция общества определяется главным образом …
  • УИТМЕН
    У́ИТМЕН (Whitman) Уолт (1819-92), амер. поэт, публицист. В сб-ках стихов "Листья травы" (1855-91) чувство родства со всеми людьми и всеми …
  • РОСТОУ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОСТОУ (Rostow) Уолт (р. 1916), амер. социолог и экономист, проф. экономики Техасского ун-та в Остине (с 1969). Выдвинул теорию "стадий …
  • УИТМЕН в Литературной энциклопедии:
    Уот — крупнейший американский поэт. Родился в фермерской семье. Странствовал по всей Америке; был наборщиком, репортером, журналистом, …
  • УИТМЕН
    (Whitman) Уолт (1819-92) , американский поэт, публицист. Реформатор американской поэзии. В сборнике стихов «Листья травы» (1855-91) идеи об очищающей человека …
  • РОСТОУ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Rostow) Уолт (р. 1916), американский социолог и экономист. Выдвинул теорию «стадий экономического роста», по которой эволюция общества определяется главным образом …
  • УОЛТ УИТМЕН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-19 Time: 07:42:28 * Мужчина велик на земле и в веках, но каждая йота его величия выросла из …
  • УИТМЕН, УОЛТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1819-1892) - американский …
  • УИТМЕН УОЛТ
    (Whitman) Уолт (31.5.1819, Уэст-Хилс, Хантингтон, штат Нью-Йорк, - 26.3.1892, Камден, штат Нью-Джерси), американский поэт. Сын фермера. Был рассыльным, наборщиком, учителем, …
  • УОЛТ УИТМЕН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Витман …
  • УИТМЕН УОЛТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Витман …
  • САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО "ОСКАРОВ;"УОЛТ ДИСНЕЙ"
    Уолт Дисней завоевал самое большое количество "Оскаров". Он стал обладателем 20 статуэток и 12 других почетныхзнаков и дипломов, включая посмертные …
  • УОЛТ ДИСНЕЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-13 Time: 02:13:31 Уо?лт Ди?сней (5 декабря 1901 — 15 декабря 1966) — американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и …
  • ДИСНЕЙ УОЛТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дисни (Disney) Уолт (5.12.1901, Чикаго, - 15.12.1966, Бербанк), американский кинорежиссёр, продюсер. Учился в Академии изящных искусств в Чикаго. В 1919-22 …
  • ДИСНЕЙ, УОЛТ в Словаре Кольера:
    (Disney, Walt), полное имя - Уолтер Элайас (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер. Родился 5 декабря 1901 в Чикаго. Образование …
  • САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО "ОСКАРОВ;"РЕКОРД ДЛЯ ОДНОЙ ЦЕРЕМОНИИ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    В 1953 г. Уолт Дисней былнагражден сразу 4 "Оскарами", что является рекордом для одной церемонии.Он получил премии: за лучший мультфильм …
  • БЭМБИ (МУЛЬТФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-12 Time: 18:02:46 Бэ?мби — пятый по счёту классический полнометражный мультфильм студии, выпущенный в года. В основе сюжета …
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ в Новейшем философском словаре:
    теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Возник в …
  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО в Новейшем философском словаре:
    одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, т.наз. "развитых" обществ …
  • 1971.10.01
    В Орландо, штат Флорида, США, открывается самое крупное в мире место развлечений - увесилительный тематический парк "Уолт Дисней …
  • 1966.08.01 в Страницах истории Что, где, когда:
    Студент Чарльз УИТМЕН (Charles Whitman) открывает стрельбу по людям с крыши университета Остина (Техас, США), убивая 12 …
  • 1964.09.14 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ награждается медалью Свободы в Белом …
  • 1960.02.18 в Страницах истории Что, где, когда:
    Начало VIII зимних Олимпийских игр, проводимых в Скво-Вэлли (США). В них участвуют около 700 спортсменов из 31 страны. Сценарий эффектного …
  • 1955.07.18 в Страницах истории Что, где, когда:
    160-акровый луна-парк Диснейленд открывается в Анахайме, Калифорния. Церемония открытия передается по телевидению. Естественно, что в ней участвует Уолт ДИСНЕЙ, а …
  • 1951.07.28 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ выпускает "Алису в Стране …
  • 1940.11.10 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт Дисней соглашается доносить ФБР о подрывных элементах в …
  • 1934.06.09 в Страницах истории Что, где, когда:
    Впервые на экране появляется знаменитый утенок Дональд Дак в мультфильме The Wise Little Hen. Он возник из голоса актера, так …
  • 1928.05.21 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ получает патент на монопольное использование образа Микки …
  • 1923.10.16 в Страницах истории Что, где, когда:
    Братья Уолт и Рой ДИСНЕЙ создают студию Disney Company и подписывают первый контракт на производство …
  • 1918.11.18 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ в составе Красного Креста отправляется на фронт в …
  • 1918.08.26 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ подделывает свои документы, "увеличив" себе возраст, чтобы поступить на службу в Красный …
  • 1917.06.08 в Страницах истории Что, где, когда:
    Уолт ДИСНЕЙ заканчивает Высшую школу Бентон …
  • УРБАНИЗМ в Литературной энциклопедии:
    [от лат. urbs — город] — отражение в лит-ре (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и …
  • ЛАВРОВ в Литературной энциклопедии:
    Петр Лаврович — социолог, философ, публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, — …
  • ЗНАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    точнее «Товарищество „Знание“» — книгоиздательство, основанное в 1898 в Петербурге группой литераторов по инициативе К. П. Пятницкого. В начале своей …
  • ГАСТЕВ в Литературной энциклопедии:
    Алексей Капитонович — пролетарский поэт. Р. в Суздале, в семье учителя. В детстве лишился отца и рано начал жить …
  • ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    издательство при Наркомпросе, организованное в 1919 по инициативе и при ближайшем участии М. Горького. Заведывал им А. Н. Тихонов, активно …
  • БЁКК в Литературной энциклопедии:
    Р. М., д-р — канадский публицист и критик. Р. в Англии, в семье рабочего. Автор книг: «The …
  • ДИСНЕЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , Дисни (Disney) Уолт (полное имя Уолтер Элайс Дисней) (1901-66), американский режиссёр, художник-мультипликатор, продюсер. В сериях "Микки-Маус" и "Наивные симфонии" …
  • КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    одна из концепций западного обществоведения, считающая определяющей особенностью современного общественного развития тенденцию к сближению двух социально-политических систем, сглаживанию экономических, политических …
  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО в Большом энциклопедическом словаре:
    (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родо-племенное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен-Симону; широкое распространение концепция индустриального …
  • ДИСНЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Дисни) (Disney) Уолт (1901-66) американский кинорежиссер-мультипликатор, художник и продюсер. Снял серии короткометражных фильмов с постоянными персонажами (утенок Дональд, мышонок Микки …
  • ЭЙКИНС ТОМАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Икинс (Eakins) Томас (25.7.1844, Филадельфия, - 25.6.1916, там же), американский живописец. Учился в Пенсильванской АХ в Филадельфии и в 1866-69 …
  • ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Корней Иванович (настоящая имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков) , русский советский писатель, критик, литературовед, переводчик. …
  • ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    общественно-экономическая, исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, …
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    теории, одно из основных течений социально-экономической мысли развитых капиталистических стран эпохи общего кризиса капитализма, пересматривающее концепции буржуазной политэкономии, экономической …
  • СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ТЕОРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    экономического роста теория, буржуазная концепция исторического развития, ставящая на первый план при анализе эволюции общества уровень техники и господство крупного …
  • в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    общество" , распространённое в современной буржуазной социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, якобы следующей за индустриальным капиталистическим обществом. …
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    экономия. П. э. - наука, изучающая общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и экономические …
  • НОВАЯ (МОЛОДАЯ) ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (молодая) историческая школа, направление вульгарной буржуазной политической экономии, сложившееся в 70-80-х гг. 19 в. и развивавшееся преимущественно в Германии …
  • ИСТОРИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Принцип И. первоначально был выдвинут и разрабатывался в философских системах Дж. …
  • ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    закон" заработной платы, теория заработной платы рабочих при капитализме, разработанная буржуазными экономистами (А. Р. Ж. Тюрго,Д. Рикардо, Т. …
  • ВУЛЬГАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    политическая экономия, система антинаучных буржуазных экономических теорий, дающих описание внешней видимости экономических процессов в целях апологетической защиты капитализма. В. п. …
  • АЙ ЦИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Цин (псевдоним; настоящее имя Цзяц Хай-чэн) (р. 1910), китайский поэт. Учился во Франции. В 1936 вышел сборник "Даяньхэ", посвященный деревне. …
  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  • БРАЙАНТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
    (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен-Симону широкое распространение концепция индустриального …
  • БРАЙАНТ в Энциклопедическом словарике:
    (Bryant) Уильям Каллен (1794 - 1878), американский поэт. Романтик "бард рек и лесов Америки" (У. Уитмен). В поэме "Танатопсис" (в …

Уолт Уитмен Ростоу (род. 1916 ) - американский экономист, социолог, историк в зависимости от уровня развития техники выделяет пять прогрессивных экономических стадий роста любого общества и истории человечества в целом.

Стадия первая - традиционное общество - аграрное общество с примитивным сельским хозяйством, иерархическая социальная структура, власть в руках земельных собственников, доньютоновский уровень развития науки.

Стадия вторая - переходное общество - период создания предпосылок для сдвига, увеличения капитальных вложений на душу населения, рост производственно сельскохозяйственного производства, появление предприимчивых людей, выступающих как движущая сила общества, рост национализма, стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности возникающих централизованных государств.

Стадия третья - стадия сдвига - период промышленной революции, быстрый рост производительности труда, большая доля накопления капитала, радикальное изменение методов производства (исторический пример: на этом уровне развития Англия была в XVIII в., Франция и США в середине XIX в., Германия - конец XIX в., Россия конец XIX - и начало XX в., Индия и Китай - середина XX в. ).

Стадия четвертая - стадия зрелости - индустриальное общество, бурное развитие промышленности, новые отрасли производства, капитальные вложения составляют до 20% от национального дохода, рост городов (уровень урбанизации 60-90% - доля городского населения в общей численности ).

Стадия пятая - эра "высокого уровня массового потребления " - НТР, основная отрасль производства - сфера услуг. Позже эту стадию назвали постиндустриальной.

Социологи Г. Кан и А. Винер, подразделяя все страны на пять категорий, пользуются строгими количественными показателями - производство валового национального продукта на душу населения в год (в стоимостном выражении, в ценах конца 60-х - начала 70-х годов ).

1. Доиндустриальные страны - до 200 долларов ВНП на душу в год

2. Переходные - 200-600 долларов

3. Индустриальные - 600-1500 долларов

4. Высокоиндустриальные - 1500-4000 долларов

5. Постиндустриальные - 4000 долларов

Теория Ростоу "Стадии экономического роста" стала методологической основой всех технократических концепций. Если Ростоу сконцентрировал свое внимание на исторических стадиях (первых четырех ), то другой известный американский социолог Даниел Белл стал автором, родоначальником прогнозной концепции "Постиндустриального общества" и достаточно подробно описал будущее общество.