Упрощенная система налогообложения в нко. Формирование прибыли в нко на усн Может ли некоммерческая организация быть на упрощенке

Обязательным учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав (Приложение 8), учредители организации также вправе, но не обязаны заключить учредительный договор (п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Высший орган управления автономной некоммерческой организации может быть только коллегиальным. В высший орган управления автономной некоммерческой организации могут входить представители учредителей, работники организации, другие лица или их представители, называемые учредителями (п. 1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом для работников Автономной некоммерческой организации установлено численное ограничение на их численность в высшем органе управления — она не может превышать одной трети общего числа членов коллегиального высшего органа управления.

Бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций

Налогообложение некоммерческих организаций предполагает отнесение к расходам:

  1. Затрат на зарплату сотрудникам.
  2. Материальных издержек.
  3. Амортизационных отчислений.
  4. Прочих расходов.

Документально подтвержденными могут считаться только такие издержки, которые указаны в первичных или иных отчетных документах (договорах, платежных бумагах и пр.), Экономически обоснованными затраты являются тогда, когда они произведены в рамках нормативных локальных актов общества. К таким издержкам относят, например, командировочные, расходы на ГСМ и пр.

Как указывает 41 статья НК, в качестве дохода может выступать исключительно экономическая выгода. Ее НКО может получать в денежном либо натуральном эквиваленте.

Соответственно, если выгоды поступления не принесли, то доходом они не признаются.

Налогообложение некоммерческих организаций

Например, при создании собственной компьютерной программы проводки будут следующими: Дт 08.5 КТ 10, 70, 69 - учтены затраты на создание продукта; Дт 04 Кт 08.5 - программа поставлена на учет как НМА; Дт 86 Кт 83 - использованы целевые суммы для создания НМА. Проводки и расшифровка операций Счет 86 используется в следующих основных хозяйственных операциях.
Дебет Кредит Расшифровка операции 86 20, 26 Израсходованы целевые суммы 83 Потраченные суммы включены в добавочный капитал 98 Целевые суммы добавлены в будущие расходы 07 86 Учтено оборудование для уставных мероприятий 08 Отражен вклад во внеоборотные активы 10, 11 Оприходованы материалы (животные) как целевой приход 15 Учтены МПЗ для мероприятий по Уставу 20 Получен объект основного производства 41 Учтены товары, переданные для целевых программ 76 Начислено финансирование Ответы на распространенные вопросы Вопрос №1.

При этом для каждого отчисления предусматривается свой срок сдачи декларации. Рассмотрим некоторые периоды:

  1. Единый налоговый отчет.

Он предоставляется плательщиками, которые ведут деятельность, не приводящую к движению денег на банковских счетах либо в кассе, и не имеют объектов обложения по соответствующим отчислениям.

  • Отчет по НДС. Он сдается ежеквартально до 25 числа первого месяца, идущего за завершенным кварталом.
  • Декларация по отчислению с дохода. Она направляется только теми субъектами, у которых возникает обязательство по уплате такого налога. Предоставление отчетности осуществляется до 28 марта периода, следующего после отчетного года.
  • Декларация по единому налогу по УСН.
  • Определенные послабления для них могут предусмотреть местные власти. УСН для НКО Упрощенная система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает освобождение объединений от обязанности осуществлять ряд бюджетных отчислений.

    Инфо

    В частности, льготы распространяются на платежи с доходов и имущества, а также НДС. При этом обществу придется перечислять единый налог, предусмотренный на УСН.

    Объединение может выбрать один из двух вариантов, закрепленных в НК. Так, для НКО предусмотрены ставки:
    1. 6 % при выборе типа обложения «доходы».

    Отчисления производятся с любых поступлений, признаваемых в качестве экономической выгоды согласно НК.
  • 15 % при выборе типа обложения «доходы минус затраты». Соответственно, из поступлений вычитаются расходы, и с разницы производится отчисление.
  • Особенности и задачи бухучета в нко

    • Главная
    • Некоммерческие организации

    Некоммерческими считаются организации, которые не имеют цели получить прибыль от своей деятельности. Их работа имеет общественную направленность. Они создаются для выполнения каких-либо культурных, религиозных, научных и других задач.
    Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет в некоммерческой организации. Деятельность подобных объединений регулируется планом счетов некоторыми ПБУ, а также следующими нормативными документами:

    1. Законом о бухучете № 402-ФЗ;
    2. Гражданским кодексом (ГК РФ);
    3. Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996;
    4. Законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995.

    Особенности учета в некоммерческих организациях Некоммерческие организации (НКО) ведут бухучет и составляют отчетность согласно законодательству РФ.

    Учет в некоммерческих организациях (примеры)

    Дт 91.1 Кт 91.9 - учтена прибыль за период отчета; Дт 91.9 Кт 99 - учтен финансовый результат; Дт 99 Кт 68 - начислен налог на прибыль; ДТ 99 Кт 86 - прибыль от излишка добавлена в целевые суммы. Учет нематериальных активов Нематериальные активы (НМА) учитываются в НКО на основании ПБУ 14/2007.

    При принятии их к учету устанавливают срок планируемого использования для решения уставных задач организации. Этот срок ежегодно подлежит проверке и уточнению. При наличии корректировок их отражают в учете и отчетных формах на начало года как изменения оценки.

    Амортизация на НМА в НКО не начисляется, даже при использовании их в коммерческой деятельности (п. 24 ПБУ 14/2007). Если НМА приобретены за счет дохода от предпринимательства, то начисление амортизации допускается.

    Бухгалтерский учет в автономной некоммерческой организации

    Внимание

    Для его ведения руководство обязано ввести должность бухгалтера либо составить соглашение на соответствующие услуги с иной фирмой. Операции по прописанной в Уставе деятельности и предпринимательству ведутся раздельно.

    Счета учета доходов и затрат представлены в таблице. Деятельность Счет Некоммерческая 86 «Целевое финансирование» Предпринимательская основная 90 «Продажи» Прочая предпринимательская 91 «Прочие доходы и расходы» В отличие от коммерческих компаний НКО, занимающаяся предпринимательством, не имеет права распределять полученный за период доход между участниками. Прибыль должна направляться исключительно на выполнение уставных целей объединения. В учете имеет место запись: Дт 90 Кт 99 - отражена полученная по итогам отчетного периода прибыль. В конце года сч. 99 закрывают: Дт 99 Кт 84 - учтена чистая прибыль за год; Дт 84 Кт 86 - финансирование уставной работы.

    В них определяются условия и правила работы, порядок оформления и сдачи отчетной документации, а также влияние благотворительности на налогообложение некоммерческих организаций. Необходимо сказать, что вне зависимости от цели, для достижения которой было учреждено НКО, объединение является полноправным участником бюджетных правоотношений.

    Классификация Некоммерческие организации разделяются на следующие типы:

    1. Негосударственные. Они осуществляют деятельность за счет собственных средств.
    2. Государственные. Такие НКО находятся на бюджетном финансировании.
    3. Автономные.

    НК закрепляет за НКО обязанность составлять отчетность и предоставлять декларации с приведением всех расчетов по отчислениям в местный, федеральный и региональный бюджеты. Кроме того, организациям необходимо вести бухучет и сдавать документацию на общих основаниях.

    Ано бухгалтерский учет и налогообложение

    Филиалы Отсутствуют НКО не является производителем подакцизной продукции Находящиеся на УСН организации за год сдают в инспекцию единую упрощенную декларацию. Они освобождены от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

    НКО на упрощенке рассчитывают единый налог. При налогообложении «по доходам» он равен 6% от всех поступивших доходных средств. При объекте «доходы минус расходы» - 15% от разницы, а при ее отсутствии 1%. (см. → налогообложение НКО, ставки в 2018) Использованные на уставные цели поступления единым налогом не облагаются. Это касается грантов, членских взносов, пожертвований, субсидий на целевые нужды. НКО на упрощенке обязаны учитывать доходы и затраты имеющихся целевых сумм раздельно. При данной системе руководитель вправе исполнять обязанности главного бухгалтера и не прибегать к услугам иных организаций для ведения бухгалтерии.


    Вернуться назад на

    При регистрации некоммерческой организации, а иногда и в процессе её деятельности, часто возникает вопрос о выборе системы налогообложения. Если у Вас возникает вопрос, стоит ли Вашей некоммерческой организации переходить на УСН, прочитайте эту статью.

    На данный момент применение Упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от:

    1. уплаты налога на прибыль организаций,

    2. налога на имущество организаций,

    3. налога на добавленную стоимость (НДС).

    При этом организация уплачивает единый налог, взимаемый в связи с применением Упрощенной системы налогообложения:

    А) при выборе объекта налогообложения «Доходы» - 6% со всех поступлений, признающихся доходом в соответствии с Налоговым кодексом РФ,
    б) при выборе объекта налогообложения «Доходы минус расходы» - 15% с разницы между доходами и расходами, либо 1% - минимальный налог при отсутствии данной разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

    Важно помнить, что полученные некоммерческими организациями ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, использованные по назначению в соответствии с частью 2 статьи 251 НК РФ данным налогом не облагаются. При этом организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов по полученным ею целевым поступлениям.

    То есть с грантов, целевых субсидий, целевых пожертвований, взносов членов и учредителей налог не взимается.

    Также при применении УСН Руководитель организации может принимать ведение бухгалтерского учёта на себя (то есть НКО может жить и работать без Главного бухгалтера, специализированной организации по предоставлению услуг по ведению бух.учета и т.п. в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

    Изначально Упрощенная система налогообложения включала и иные плюсы – уменьшенную ставку налогов на фонд оплаты труда и отсутствие необходимости вести бухгалтерской учет. Именно ради этого большинство некоммерческих организаций и переходили на Упрощенную систему. Однако в данное время эти положения исключены из Налогового кодекса РФ и никаких «льгот», кроме указанных выше, УСН не предполагает.

    Таким образом, применение УСН однозначно выгодно некоммерческой организации, если:

    1. НКО реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги на территории Российской Федерации (в том числе социальные услуги, платные услуги своим членам и т.п.);

    2. НКО имеет движимое или недвижимое имущество, учитывающееся на балансе организации в качестве основных средств, т.е. имущество, предназначенное для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей.

    Например, помещение, автомобиль, компьютерную и бытовую технику стоимостью выше 40 000 рублей (более подробную информацию о том, что является облагаемым налогом имуществом, смотрите в соответствующей статье НК РФ).

    Организация (в том числе некоммерческая) имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если:

    1. доходы организации по итогам 9 месяцев текущего года не превышают 45 миллионов рублей (года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на УСН);

    2. средняя численность работников организации меньше 100 человек (за отчетный период);

    3. организация не имеет филиалов;

    4. остаточная стоимость основных средств менее 100 миллионов рублей;

    5. организация не производит подакцизные товары.

    Перейти на Упрощенную систему налогообложения можно с 1 января следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря текущего года. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения.

    Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация вправе перейти на УСН в срок не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

    Получается, что для НКО, финансируемой в рамках социальных проектов (за счет грантов и субсидий), за счет взносов членов и пожертвований и не имеющей дорогостоящего имущества (свыше 40 000 рублей) со сроком использования более года, принципиальной разницы между обычной и упрощенной системой налогообложения нет.

    Однако, как только в организации появляется объект для налогообложения (например, в рамках социального проекта приобретается автомобиль или ноутбук стоимостью более 40 000 рублей), она обязана уплачивать по нему соответствующий налог до того момента, когда сможет перейти на УСН (то есть до 1 января следующего года).

    Впрочем, серьёзные приобретения обычно планируются заранее и организация может рассчитать «выгодные» для неё сроки приобретения подобного имущества (до 31 декабря текущего года подать уведомление о применении УСН, а осуществить покупку уже после 1 января следующего года).

    Получается, что некоммерческая организация может не торопиться с переходом на УСН до тех пор, пока в ней не появится необходимость. В то же время, применение УСН не требует значительных дополнительных затрат и незначительно увеличивает документооборот организации: добавляется лишь один документ – предоставляемая раз в год Декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

    Если организация фактически не ведёт финансово-хозяйственной деятельности (многие начинающие НКО даже не имеют Расчетного счета, а ведут деятельность за счет личных средств, которые никак не оформляют), можно не переходить на УСН и незначительно сократить затраты времени на подготовку нулевой отчетности.

    Однако если организация планирует развиваться, то есть смысл применять упрощенную систему налогообложения сразу, чтобы не подстраивать график покупок и организации новых видов деятельности под сроки перехода на УСН.

    НКО на УСН — какую отчетность сдавать – вопрос, с которым в первый год работы сталкиваются все некоммерческие организации, применяющие упрощенку. НКО также как и коммерческие компании должны вовремя подавать отчетность в государственные инстанции. Рассмотрим подробнее в нашем материале особенности сдачи отчетности НКО на упрощенке.

    НКО: понятие и особенности

    Некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что имеют другую цель создания и осуществления своей деятельности. Главная цель коммерческих компаний заключается в получении максимальной прибыли. НКО же создаются не для получения дохода. Это предусматривает и российское законодательство (ст. 50 ГК РФ). При осуществлении деятельности НКО руководствуются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

    При разработке учредительных документов НКО обязательно должны прописать виды деятельности, которыми они будут заниматься. При этом деятельность НКО должна вестись строго в соответствии с целью ее создания. НКО предназначены для реализации государственных функций в социальной, образовательной, медицинской, культурной, религиозной и других сферах.

    Законодательство не запрещает НКО вести предпринимательскую деятельность, которая ведет к получению прибыли. Так, учреждения образования имеют право взимать плату за свои услуги. Однако данная деятельность не должна противоречить основной цели создания и функционирования НКО, а также должна обязательно быть прописана в учредительных документах. Учет доходов от коммерческой деятельности НКО должен вестись при этом отдельно.

    Финансирование НКО может осуществляться путем получения:

    • взносов от участников и учредителей организации;
    • благотворительных добровольных взносов и пожертвований;
    • прибыли от ведения предпринимательской деятельности;
    • поступлений, полученных от имущества НКО;
    • других доходов.

    НКО и УСН: условия применения

    НКО, созданные в любой форме, могут применять упрощенный режим. Причем как доходный, так и доходно-расходный вариант. НКО являются юридическими лицами, которые также соблюдают нормы Налогового кодекса и ведут учет в соответствии с установленными стандартами.

    Не допустимо применение упрощенки инвестиционными фондами и адвокатскими образованиями (ст. 346.12 НК РФ).

    Для НКО предусмотрены более лояльные условия применения упрощенного режима. Есть две особенности применения упрощенки НКО:

    • НКО может применять упрощенку даже если доля участия другого юрлица составит более 25% (пп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
    • Возможно применение УСН НКО, у которых стоимость собственных ОС составляет более 150 млн. руб. Это касается неамортизируемых ОС. По остальному имуществу ограничение должно соблюдаться (п. 1 ст. 256 НК РФ).

    Доходы и расходы при УСН НКО учитывают с применением общих правил. При этом взносы учредителей и членов, а также пожертвования для ведения деятельности в соответствии с уставом НКО не нужно включать в расчет доходов (ст. 251 НК РФ).

    НКО, выбравшие доходный режим могут уменьшить УСН-налог на страховые взносы с заработной платы, выданной из любых источников. Об этом сказано в письме Минфина от 09.08.2012 № 03-11-06/2/105.

    НКО на УСН: какую бухгалтерскую отчетность сдавать

    Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ НКО имеют право представлять отчетность в упрощенной форме. При этом НКО может сдавать не только упрощенный вариант отчетности, но и стандартный полный вариант. Решение об этом принимается НКО индивидуально.

    В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности для НКО на УСН входят:

    • Бухгалтерский баланс. Эта форма для НКО отличается от формы для коммерческих предприятий тем, что раздел «Капиталы и резервы» заменяется на «Целевое финансирование». Здесь НКО должна показать данные по суммам источников формирования ее активов. При этом организации сами определяют подробность отражения в балансе тех или иных данных. К примеру, при наличии у фирмы в большом количестве запасов можно при желании детально отразить в балансе состав МПЗ. Но можно это и не делать, а просто отразить сумму запасов одной строкой.
    • Отчет о целевом использовании денежных средств. Этот документ отражается суммы средств, которые были использованы на ведение деятельности фирмы. Сюда входят оплата труда, затраты на благотворительность, проведение целевых мероприятий и др. Также в отчете нужно будет показать остатки денежных средств на начало и конец года, общую сумму поступивших взносов, прибыль при ведении предпринимательской деятельности.
    • Отчет о финансовых результатах. Его НКО сдавать не обязательно, он может быть заменен отчетом об использовании денежных средств. Он является обязательным только при соблюдении следующих условий:
    • за отчетный год НКО получила значительный доход;
    • данные о прибыли не отражают в полной мене финансовое состояние организации.

    Существенную информацию можно дополнительно раскрыть в пояснительной записке к балансу.

    Если у НКО отсутствует бухгалтер, то руководитель может заполнять отчетность самостоятельно. НКО могут отчитываться как в бумажном, так и в электронном виде. Некоммерческие организации применяют стандартные формы отчетности, утвержденные приложением №6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66. Данная отчетность сдается по итогам года, не позднее 31 марта.

    Отдельно нужно отметить особенности, присущие НКО, имеющим социальную ориентацию (СО). То есть при осуществлении своей деятельности они выполняют различные социальные функции (благотворительность, социальная защита, здравоохранение, образование и др.). Такие организации заполняют специальные формы отчетности, а именно: бухгалтерский баланс СО НКО и отчет о целевом использовании средств (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ).

    Отчетность по налогам

    Некоммерческие организации на упрощенке также должны отчитываться в ФНС. По окончании года (до 31 марта) они должны сдавать налоговую декларацию по УСН. Заполнить отчет организация может либо вручную либо в электронном виде. НКО заполняют тот же бланк упрощенной декларации, что и коммерческие фирмы (форма, утвержденная Приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). При отсутствии у НКО доходов и расходов она должна подать нулевую декларацию по УСН (п.1 ст.346.23 НК РФ).

    При этом в декларации по УСН НКО дополнительно заполняют раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества». Это должны делать НКО, которые в течение года получали целевое финансирование или которые на начало года имеют остаток целевых средств с прошлого периода, даже если в отчетном году поступлений не было.

    Также НКО-упрощенцы должны вести книгу учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ).

    НКО на УСН не нужно платить налог на прибыль, на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому большинству НКО не нужно сдавать декларации по этим налогам.

    Совмещение НКО и УСН не всегда означает, что другие налоги кроме единого, организации платить не надо. Из этого правила много исключений:

    • налог на имущество платят организации, которые имеют имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
    • НДС должны заплатить НКО-налоговые агенты по НДС;
    • Транспортный налог платят те НКО, у которых в собственности есть транспортные средства;
    • Земельный налог платится, если у предприятия есть в собственности земельный участок и др.

    Другая отчетность

    Отчетность по работникам:

    • в ИФНС -2-НДФЛ, 6-НДФЛ, ЕРСВ и среднесписочная численность;
    • в ФСС -4-ФСС;
    • в ПФР - СЗВ-М.

    Также некоммерческие организации предоставляют в орган Росстата два обязательных документа:

    • Форма №1-НКО, где отражаются данные касательно деятельности организации;
    • Форма №11 (краткая), где должна содержаться информация об изменениях в основных фондах.

    Обязательным является сдача отчетности в Министерство юстиции:

    • Форма №0Н0001 – в ней отражена информация о руководителях НКО и осуществляемой ею деятельности;
    • Форма №0Н0002 – показывает как использовалось имущество НКО и на что были израсходованы целевые средства;
    • Форма №0Н0003 – отражает объем средств, получаемых от иностранных и международных организаций, граждан и лиц без гражданства.

    Бланки форм утверждены приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72. Данная отчетность предусмотрена, чтобы государство могло обеспечить контроль, нет ли у НКО иностранных граждан среди участников и учредителей и иностранных источников финансирования (ч. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ).

    Первые две формы не нужно заполнять организациям, если:

    • у них не поступали активы от иностранных лиц;
    • учредителями и членами НКО являются граждане РФ;
    • поступления НКО за год составили более 3 млн. руб.

    Вместо них нужно заполнить заявление о том, что НКО соответствует требованиям законодательства.

    Итоги

    Таким образом, отчетность, представляемая НКО несколько отличается от отчетности, которую должны сдавать коммерческие предприятия. НКО могут сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме, а также в соответствии с индивидуальными особенностями детализировать статьи баланса. Отдельно НКО должны сдавать специальную отчетность в Минюст России.

    Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

    Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

    Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

    Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

    Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

    Тип НКО и порядок налогообложения

    Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

    • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
    • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
    • автономные — финансируют себя сами.

    ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

    Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

    Общие правила налогообложения НКО

    Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

    • прибыль не составляет их основную цель;
    • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
    • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

    Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

    1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
    2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

    Особые правила взимания налога на прибыль

    Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться . Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

    1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
    2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
      • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
      • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

    Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

    СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

    Специфика обложения некоммерческих структур НДС

    Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты , если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

    • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
    • работа в центрах соцзащиты;
    • занятия с детьми в бесплатных кружках;
    • врачебные услуги частных медиков;
    • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
    • благотворительные культурные мероприятия и др.

    Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

    • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
    • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
    • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

    В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

    Другие федеральные налоги для НКО

    Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

    1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
      • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
      • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
      • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
      • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
    2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

    Региональное налогообложение НКО

    Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

    Налог на имущество

    Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

    Для НКО разных типов порядок взыскания и льгот на него отличается:

    1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
      • организации религиозного характера и обслуживающие их;
      • научные госструктуры;
      • уголовно-исполнительные ведомства;
      • организации-собственники культурных и исторических памятников.
    2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
    3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

    Налог на землю

    Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

    • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
    • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
    • религиозные структуры.

    К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

    Транспортный налог

    Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

    Общий режим или УСН

    НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

    • налог на прибыль;
    • налог на имущество;

    Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

    ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

    "Российский налоговый курьер", N 12, 2003

    Новая упрощенная система налогообложения столь привлекательна, что перейти на нее не прочь даже некоммерческие организации. Могут ли они это сделать? Не будем торопиться с ответом.

    Прежде вспомним условие, которому должна удовлетворять организация, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Оно таково: по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не должен превышать 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж). Об этом гласит п.2 ст.346.12 НК РФ.

    В п.3 ст.346.12 Кодекса приведен список ограничений по переходу на УСН. Отсутствие у организации предпринимательской деятельности и доходов от нее таким ограничением не является. Соответственно, если организация является некоммерческой, это вовсе не означает, что она не может перейти на упрощенную систему.

    Стало быть, некоммерческие организации могут воспользоваться УСН? Не все так просто. Дело в том, что пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ запрещает применять УСН организациям, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (данное ограничение в определенных случаях не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов).

    Организациями для целей налогообложения являются все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. К организациям также относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (п.2 ст.11 НК РФ).

    При определении доли участия одной организации в другой следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. Под участием в организации понимается участие ее учредителей или участников в образовании имущества организации (ст.48 ГК РФ). Причем учредители (участники) могут иметь имущественные права в отношении организации, а могут и не иметь их.

    В пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не сказано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, имеющих в отношении этой организации имущественные права. Значит, под непосредственным участием в организации других организаций следует понимать любое участие учредителей или участников - организаций. Имеют ли они имущественные права в отношении данной организации, роли не играет.

    Запомним этот вывод и поговорим о каждой организационно-правовой форме, в которой может существовать некоммерческая организация, отдельно.

    Благотворительные и другие фонды

    Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов гражданами и (или) юридическими лицами, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Данное определение содержится в ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

    Таким образом, если при учреждении фонда доля имущественных взносов учредителей-организаций превысит 25% от общей суммы имущественных взносов, фонд не вправе применять УСН.

    Профсоюзы

    Под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Об этом гласит ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

    Согласно ст.24 данного Закона источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях. При отсутствии доли участия (имущественных взносов, в том числе вступительных и членских) со стороны учредителей и участников-организаций профсоюз вправе применять УСН. Точно так же можно перейти на упрощенную систему, если доля участия организаций в имуществе профсоюза не превышает 25%.

    Профсоюзы могут объединяться в ассоциации и объединения. Профсоюзы являются юридическими лицами, поэтому в ассоциациях и объединениях доля участия организаций фактически составляет 100%. Соответственно, такие ассоциации и объединения не могут перейти на УСН.

    Ассоциации коммерческих организаций

    Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций. Такое право им предоставлено ст.121 ГК РФ.

    Очевидно, что доля участия организаций в созданной ими ассоциации составляет 100%. Следовательно, ассоциация не вправе применять УСН.

    Образовательные учреждения

    Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными или негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений). Об этом гласит ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

    Учредителями образовательного учреждения могут выступать:

    1. органы государственной власти и органы местного самоуправления;
    2. отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
    3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
    4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
    5. российские и иностранные граждане.

    Учредителями образовательного учреждения могут быть одновременно несколько лиц.

    Для обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет за образовательным учреждением имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица.

    Исходя из сказанного негосударственные образовательные учреждения, в которых доля имущественных взносов учредителей-организаций составляет более 25% от общей суммы имущественных взносов, не вправе применять УСН.

    Торгово-промышленные палаты

    Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и предпринимателей. Об этом сказано в ст.1 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

    Источниками формирования имущества ТПП являются, в частности, вступительные и членские взносы ее членов. Если данные взносы организаций - членов ТПП составляют более 25% от общей суммы вступительных и членских взносов, территориальная палата не вправе применять упрощенную систему.

    Автономная некоммерческая организация

    Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Целью ее учреждения является предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Об этом гласит ст.10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

    Если при учреждении автономной некоммерческой организации доля учредителей-организаций превысит 25%, некоммерческая организация не вправе применять упрощенную систему.

    Политическая партия

    Политическая партия должна иметь региональные отделения. Под региональным отделением понимается структурное подразделение партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. Партия может иметь иные структурные подразделения. Это следует из п.п.2 и 3 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".

    Партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом специального порядка их регистрации. Деятельность партии и ее региональных отделений осуществляется в полном объеме, в том числе как юридических лиц с момента государственной регистрации. Иные структурные подразделения политической партии также могут быть наделены статусом юридического лица (то есть считаться организацией для целей налогообложения).

    В собственности партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, в том числе переданное политической партии ее организационным комитетом. Собственником имущества партии, включая имущество ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является партия в целом.

    Таким образом, если в образовании имущества политической партии, в том числе ее структурных подразделений, участвуют другие организации и доля такого участия составляет более 25%, политическая партия и ее региональные отделения не могут применять УСН.

    Бюджетное учреждение

    Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность такого учреждения финансируется из бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст.161 Бюджетного кодекса РФ).

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут своими действиями от имени России, субъектов РФ и муниципальных образований приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности (ст.125 ГК РФ). Государственные органы власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами (и, соответственно, организациями в том смысле, который вкладывает в это понятие ст.11 НК РФ).

    Таким образом, если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований в бюджетном учреждении составляет более 25%, учреждение не вправе применять УСН.

    Другие ограничения для перехода на УСН

    Мы рассмотрели положение ст.346.12 Кодекса, запрещающее переходить на упрощенную систему организациям, доля участия в которых других организаций превышает 25%. Однако в ст.346.12 есть и другие ограничения, которые распространяются в том числе и на некоммерческие организации. В частности, не могут перейти на упрощенную систему организации, имеющие филиалы или представительства (пп.1 п.3).

    Напомним, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст.55 ГК РФ).

    Обратите внимание: перейти на УСН не могут только организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами. Они должны быть указаны в таком качестве в учредительных документах организации, наделены ее имуществом и действовать на основании положений, утвержденных организацией. Организации (в том числе некоммерческие), имеющие иные обособленные подразделения, при соблюдении всех других условий, предусмотренных ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощенную систему.

    Кроме того, некоммерческая организация не вправе воспользоваться УСН, если средняя численность ее работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек либо если стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухучета больше 100 млн руб.

    Если все условия, предусмотренные ст.346.12 НК РФ, соблюдены, некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему. Для этого ей необходимо подать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения заявление не позднее срока, установленного в п.1 ст.346.13 Кодекса.

    С.Б.Пахалуева

    Советник налоговой службы РФ

    Управление

    налогообложения малого бизнеса