Особенности христианской цивилизации. Становление и развитие христианской цивилизации в европе

Введение

Средневековье предстает перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой культурой. Во многом она оказала определяющее влияние на развитие современного мира. Данный факт служит аргументом актуальности нашего исследования.

Социально-классовая структура средневекового общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне. Феодальный способом производства характерный для средневековья стал важнейшим этапом в развитии социально-экономических отношений в истории мировых цивилизаций.

Цель данной работы - рассмотреть Средневековье как этап всемирной истории (V-XV вв.). Задачи работы:

Охарактеризовать становление и развитие христианской цивилизации в Европе;

Изучить процесс появления ислама и развитие арабского халифата;

Исследовать условия развития средневековых Индии и Китая в эпоху Средневековья;

Дать оценку цивилизациям доколумбовой Америки.

Объект исследования данной работы - Средневековье как важная составляющая генезиса мировых цивилизаций. Предмет исследования - развитие социальных, политических и экономических отношений в различных странах Средневековье.

Методы исследования в данной контрольной работе: общенаучный, историзма и метод-переход от общего к частному.

Теоретической базой работы стали исследования и научные работы таких специалистов в области средневековой истории Европы, Азии и Америки, как Абрамов В.С., Баландин Р.К., Бондарев Л.Г., Василенко И.А., Галич М.А., Пийримяэ Х.А., Шестакова К.Д., Яковец Ю.В.

Становление и развитие христианской цивилизации в Европе

Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль - создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи.

Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи.

Средние века начались с Великого переселения народов. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на население. Германцы постепенно приняли христианскую религию. Для нужд церковного богослужения, написания летописей, королевских указов и других документов использовалась латинская письменность, при церквах и монастырях открывались школы, в которых готовили священников.

Крупнейшим в Европе стало возникшее в конце V в. государство франков. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал. Идея объединения христианского мира стали определяющей для нескольких поколений европейцев. Карл Великий сумел создать огромную державу, куда, кроме Галлии, вошли часть территории Испании, Северная и Центральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия). Период существования Каролингской державы (середина VIII - начало X вв.) был временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской цивилизации. В 843 г. империя была разделена между потомками Карла Великого на три королевства, которые стали основой будущих Франции, Германии и Италии.

Для эпохи средневековой христианской Европы был характерен феодализм и феодальная раздробленность. Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова "феод". Феод - это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином - сеньором (по-латински - "старшим") своему вассалу - подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. В некоторых странах отношения между владельцами феодов - феодалами - можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король - верховный собственник всей земли в государстве, считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел право судить, мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы заключался договор.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы - три сословия (входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями). Служители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения - духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей - заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.

Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т. е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай). Это позволило римским папам довести борьбу за верховную власть в Европе.

Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей. Периодические конфликты между церквами привели к тому, что в 1054 г. римский папа и константинопольский патриарх прокляли друг друга.

Могущество пап и католической церкви в XI-XIII вв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю. Так христиане называют Палестину, где, согласно Евангелиям, был распят и воскрес Иисус Христос. Главной предпосылкой крестовых походов явилось стремление римских пап распространить свою власть на новые страны.

Важнейшим этапом развития европейской средневековой цивилизации в X-ХІII вв. стало формирование современных государств. Национальные государства в Европе начали складываться в конце XI-ХІII вв., а окончательно сформировались в ряде случаев уже в новое время. Одновременно с национальными государствами возникают и сословно-представительные учреждения. Так, в Англии в 1215 году была принята первая конституция - Великая хартия вольностей, а в 1265 г. - появился парламент. Во Франции при Филиппе Красивом (1285-1314 гг.) были впервые созваны Генеральные штаты, наделенные законосовещательными функциями, в Германии при Максимилиане І в XV в. был создан Имперский сейм - рейхстаг.

В XIV-XV веках Европа вступила в завершающий период эпохи Средневековья, сопровождавшийся кризисом и трансформацией основ средневековой европейской цивилизации.

Сделаем вывод. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Средние века начались с Великого переселения народов. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на население.

В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал.

Для эпохи средневековой христианской Европы был характерен феодализм и феодальная раздробленность. Церковь боролась за прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей. Могущество пап и католической церкви в XI-XIII вв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делилось на три сословия: служители церкви; рыцари; крестьяне и горожане. Важнейшим этапом развития европейской средневековой цивилизации в X-ХІII вв. стало формирование современных государств.

Когда народ много знает, им трудно управлять.

Лао Цзы

Взоры всего античного мира были прикованы к Риму. Смертельная болезнь Империи была прекрасно видна и абсолютно понятна современникам. Но особенно хорошо она была видна из провинции, где сохранялся уклад жизни сбалансированного социума. И особенно хорошо были видны и природа болезни, и возможные пути ее лечения из провинции, где контактировали множество различных древних, веками опробованных культур. Не удивительно, что именно в одном из таких мест и возникло христианство. Самый эффективный из существующих компенсационных механизмов, вобравший в себя одновременно и опыт предыдущих религий, и понимание, как противостоять животным инстинктам в условиях очень высокого уровня сытости и безопасности. Настолько эффективный, что стал фундаментом, основой доселе небывалой по своему могуществу и величию христианской цивилизации. Чтобы не отвлекаться, биологический смысл основных положений христианства мы вынесли в отдельную главку. Упомянем лишь самое основное, напрямую касающееся отношений полов. Уже в самой основе христианства, в легенде о первородном грехе в самом поверхностном смысловом уровне мы ясно видим заложенное там прямое антиматриархальное содержание. Вот оно: Бог (высший разум) отдал распоряжение не рвать плод. Однако женщина (высокопримативное существо) под влиянием Змия (животной сущности, инстинкта «укради») сорвала плод. И не только сорвала, но и дала мужчине попробовать, чтобы не нести личной ответственности. Так женщины и поступают в реальной жизни, мы покажем это позже. Мужчина же, вместо того, чтобы принять самостоятельное решение, пошел на поводу у женщины и исполнил принятое ей и навязанное ему решение. Тем самым он взял на себя ответственность за ее инстинктивные действия. В результате и у него, и у нее, и у их потомства возникли глобальные проблемы. Самый очевидный вывод, который делал из этой легенды любой современник, наблюдающий дряблых римлян, которыми помыкали их жены: «нельзя быть подкаблучником, потому что ответственность за несамостоятельное решение - громадна». Кроме того, одна из заповедей христианства - «не прелюбодействуй». Причем Иисус включил в понятие прелюбодеяния и помыслы о прелюбодеянии, и развод, и брак с разведенной женщиной. Таким образом осуществлялась максимальная поддержка пожизненного моногамного брака (устойчивого парного режима) и противодействие стадному сексуальному рынку. Ну и еще. На фоне демографического кризиса Рима, приведшего к его падению, в альтернативной оппозиционной религии не мог не возникнуть культ женщины-матери. Что и произошло. Как-то, гуляя по Лувру, я забрел в зал, посвященный искусству раннего христианства. Там были практически одни изображения Мадонны с младенцем. Очень показательно.



Основа христианства - свобода человека от животных инстинктов. Поэтому христианство было сначала встречено враждебно правящей верхушкой Империи, привыкшей управлять толпой, манипулируя ее животными инстинктами. И лишь когда эффективность новой религии стала очевидна (христиане не тратили свое время и ресурсы на удовлетворение животных инстинктов, а значит работали и жили лучше язычников), христианство постепенно стало доминирующей государственной религией на территории Европы.

Принципиальность католической церкви в антиматриархальном вопросе, а именно выведение ее полностью из-под женского влияния (обет безбрачия католических священников) дала изначально мощный толчок развития подконтрольным ей странам. Впоследствии святая инквизиция, проведя массовую «охоту на ведьм» и противопоставив женскому половому инстинкту инстинкт самосохранения, надолго отбила у женщин желание доминировать в обществе. Чем на несколько веков продлила жизнь европейской цивилизации. За века контроля инстинктивных программ европейцев католицизмом христианский мир успел начать научно-техническую революцию, провести мировую экспансию и взять под свой контроль полпланеты. Однако, к сожалению, католическая церковь, как и все предшествующие ей религиозные структуры, излишне увлеклась коммерческой стороной своей деятельности в ущерб основным обязанностям. Кроме того, встала на пути развития производительных сил. И как следствие, потеряла контроль над ситуацией. Это в свою очередь вызвало падение нравов и справедливое негодование паствы. Поэтому, в период Реформации 16-го века католическая церковь была частично реформирована, а частично вытеснена более либеральными протестантскими конфессиями. Это еще больше ускорило экономическое развитие соответствующих стран и привело к преобразованию их иерархий в непирамидальные демократические структуры. Благо, низкопримативный генофонд был к тому времени накоплен, и состав европейских социумов позволял такой переход. В итоге уровень технологий и материальной культуры вырос настолько, что жизнь стала достаточно безопасна и сытна.

Однако к тому времени печальный опыт Рима был забыт, и протестантские конфессии формировались больше в угоду текущей политической и экономической ситуации без четкого понимания опасности освобождения инстинктов. Кроме того, они были лишены реальной власти, а значит эффективной системы устрашения. То есть, возможности противопоставить стадным животным инстинктам прихожан инстинкт самосохранения. Компенсационный механизм потерял реальную власть и стал беспомощен. Протестантское духовенство не давало обета безбрачия и стало уже подконтрольно женской части общества. Христианские заповеди больше не воспринимались так же, как современниками падения Рима, как нечто очевидное. Требования традиционного христианства теперь во многом виделись как набор бессмысленных усложняющих жизнь ограничений, встающих на пути к получению удовольствий. И вот, под благородными лозунгами свободы личности, просвещения и борьбы со средневековым мракобесием культурная традиция была изменена, а животные инстинкты уровня человеческого стада выпущены из-под контроля. Довершили дело некоторые человеческие самцы, не обладающие пониманием роли религии в эволюции Человечества, но обуреваемые животным инстинктивным желанием получить наивысший ранг в ученой иерархии. Они не нашли ничего лучшего, чем для повышения собственного авторитета пнуть беззащитного теперь супердоминанта - Бога. Один из них объявил, что «Бог - умер». Другой, что «религия - опиум народа». Третий объяснил происхождение религии исключительно трусостью и невежеством древнего человека. А ее функциональное назначение представил исключительно как средство угнетения трудящихся. Попутно он нагородил столько околесицы, что потом сотни миллионов людей целое столетие расхлебывали последствия. Остальные бросились этим ученым самцам поддакивать, ломать «бессмысленные» догмы и нарушать культурные запреты. Так родился либерализм и свобода личности. То есть система освобождения инстинктов уровня животного стада. Эту тенденцию обычно называют падением нравов, морали, духовности. И с той поры чуть ли не каждый интеллектуал инстинктивно стремится выполнить ученый ритуал самоутверждения. Заявить о своем воинствующем атеизме и независимости свих животных инстинктов от нужд социума, т. н. «свободе личности». Церковь была отделена от государства и стала подвергаться регулярным нападкам со стороны «просвещенных» индивидов.

Логичным продолжением начавшейся разбалансировки европейских социумов было усиление ничем теперь не сдерживаемого доминирования женщин в обществе, вылившееся в движение суфражисток, и позднее - в феминизм. Стадный сексуальный рынок немедленно возродился и выплеснулся на улицы европейских городов разноцветьем модных женских нарядов, устанавливая культуру сексуальной провокации. Продвигая свой товар запланированного спроса - секс с помощью новейших технологий шоу бизнеса, моды, стиля и СМИ. Подчиняя себе политическую жизнь государств. Началась эра современного матриархата. Этап закономерной деградации половой и иерархической структур социума, лишенного системы противодействия животным инстинктам. Крах Римской Империи, дубль два.

2.5 Христианская цивилизация

Когда народ много знает, им трудно управлять.

Взоры всего античного мира были прикованы к Риму. Смертельная болезнь Империи была прекрасно видна и абсолютно понятна современникам. Но особенно хорошо она наблюдалась из провинции, были видны и природа болезни, и возможные пути ее лечения, где сохранялся уклад жизни сбалансированного социума и где контактировали множество различных древних, веками опробованных культур. Не удивительно, что именно в одном из таких мест и возникло христианство. Самый эффективный из существующих компенсационных механизмов, вобравший в себя одновременно и опыт предыдущих религий, и понимание, как противостоять животным инстинктам в условиях очень высокого уровня сытости и безопасности. Настолько эффективный, что стал фундаментом, основой доселе небывалой по своему могуществу и величию христианской цивилизации. Чтобы не отвлекаться, биологический смысл основных положений христианства мы вынесли в отдельную главку. Упомянем лишь самое основное, напрямую касающееся отношений полов. Уже в самой основе христианства, в легенде о первородном грехе в самом поверхностном смысловом уровне мы ясно видим заложенное там прямое антиматриархальное содержание. Вот оно: Бог (высший разум) отдал распоряжение не рвать плод. Однако женщина (высокопримативное существо) под влиянием Змия (животной сущности, инстинкта «укради») сорвала плод. И не только сорвала, но и дала мужчине попробовать, чтобы не нести личной ответственности. Так женщины и поступают в реальной жизни, но расскажем об этом позже. Мужчина же, вместо того, чтобы принять самостоятельное решение, пошел на поводу у женщины и исполнил принятое ей и навязанное ему решение. Тем самым он взял на себя ответственность за ее инстинктивные действия. В результате и у него, и у нее, и у их потомства возникли глобальные проблемы. Самый очевидный вывод, который делал из этой легенды любой современник, наблюдающий дряблых римлян, которыми помыкали их жены: «Нельзя быть подкаблучником, потому что ответственность за несамостоятельное решение – громадна». Кроме того, одна из заповедей христианства – «не прелюбодействуй». Причем Иисус включил в понятие прелюбодеяния и помыслы о прелюбодеянии, и развод, и брак с разведенной женщиной. Таким образом осуществлялась максимальная поддержка пожизненного моногамного брака (устойчивого парного режима) и противодействие стадному сексуальному рынку. Ну и еще. На фоне демографического кризиса Рима, приведшего к его падению, в альтернативной оппозиционной религии не мог не возникнуть культ женщины-матери. Что и произошло. Как-то, гуляя по Лувру, я забрел в зал, посвященный искусству раннего христианства. Там были практически одни изображения Мадонны с младенцем. Очень показательно.

Основа христианства – свобода человека от животных инстинктов. Поэтому христианство было сначала встречено враждебно правящей верхушкой Империи, привыкшей управлять толпой, манипулируя ее животными инстинктами. И лишь когда эффективность новой религии стала очевидна (христиане не тратили свое время и ресурсы на удовлетворение животных инстинктов, а значит работали и жили лучше язычников), христианство постепенно стало доминирующей государственной религией на территории Европы.

Принципиальность католической церкви в антиматриархальном вопросе, а именно выведение ее полностью из-под женского влияния (обет безбрачия католических священников) дала изначально мощный толчок развития подконтрольным ей странам. Впоследствии святая инквизиция, проведя массовую «охоту на ведьм» и противопоставив женскому половому инстинкту инстинкт самосохранения, надолго отбила у женщин желание доминировать в обществе. Чем на несколько веков продлила жизнь европейской цивилизации. За века контроля инстинктивных программ европейцев католицизмом христианский мир успел начать научно-техническую революцию, провести мировую экспансию и взять под свой контроль полпланеты. Однако, к сожалению, католическая церковь, как и все предшествующие ей религиозные структуры, излишне увлеклась коммерческой стороной своей деятельности в ущерб основным обязанностям. Кроме того, встала на пути развития производительных сил. И как следствие, потеряла контроль над ситуацией. Это в свою очередь вызвало падение нравов и справедливое негодование паствы. Поэтому, в период Реформации XVI века католическая церковь была частично реформирована, а частично вытеснена более либеральными протестантскими конфессиями. Это еще больше ускорило экономическое развитие соответствующих стран и привело к преобразованию их иерархий в непирамидальные демократические структуры. Благо, низкопримативный генофонд был к тому времени накоплен, и состав европейских социумов позволял такой переход. В итоге уровень технологий и материальной культуры вырос настолько, что жизнь стала достаточно безопасна и сытна.

Однако к тому времени печальный опыт Рима был забыт, и протестантские конфессии формировались больше в угоду текущей политической и экономической ситуации без четкого понимания опасности освобождения инстинктов. Кроме того, они были лишены реальной власти, а значит эффективной системы устрашения. То есть, возможности противопоставить стадным животным инстинктам прихожан инстинкт самосохранения. Компенсационный механизм потерял реальную власть и стал беспомощен. Протестантское духовенство не давало обета безбрачия и стало уже подконтрольно женской части общества. Христианские заповеди больше не воспринимались также, как современниками падения Рима, как нечто очевидное. Требования традиционного христианства теперь во многом виделись как набор бессмысленных усложняющих жизнь ограничений, встающих на пути к получению удовольствий. И вот, под благородными лозунгами свободы личности, просвещения и борьбы со средневековым мракобесием культурная традиция была изменена, а животные инстинкты уровня человеческого стада выпущены из-под контроля. Довершили дело некоторые человеческие самцы, не обладающие пониманием роли религии в эволюции Человечества, но обуреваемые животным инстинктивным желанием получить наивысший ранг в ученой иерархии. Они не нашли ничего лучшего, чем для повышения собственного авторитета пнуть беззащитного теперь супердоминанта – Бога. Один из них объявил, что «Бог – умер». Другой, что «религия – опиум народа». Третий объяснил происхождение религии исключительно трусостью и невежеством древнего человека. А ее функциональное назначение представил исключительно как средство угнетения трудящихся. Попутно он нагородил столько околесицы, что потом сотни миллионов людей целое столетие расхлебывали последствия. Остальные бросились этим ученым самцам поддакивать, ломать «бессмысленные» догмы и нарушать культурные запреты. Так родились либерализм и свобода личности. То есть система освобождения инстинктов уровня животного стада. Эту тенденцию обычно называют падением нравов, морали, духовности. И с той поры чуть ли не каждый интеллектуал инстинктивно стремится выполнить ученый ритуал самоутверждения. Заявить о своем воинствующем атеизме и независимости свих животных инстинктов от нужд социума, т. н. «свободе личности». Церковь была отделена от государства и стала подвергаться регулярным нападкам со стороны «просвещенных» индивидов.

Логичным продолжением начавшейся разбалансировки европейских социумов было усиление ничем теперь не сдерживаемого доминирования женщин в обществе, вылившееся в движение суфражисток, и позднее – в феминизм. Стадный сексуальный рынок немедленно возродился и выплеснулся на улицы европейских городов разноцветьем модных женских нарядов, устанавливая культуру сексуальной провокации. Продвигая свой товар запланированного спроса – секс с помощью новейших технологий шоу-бизнеса, моды, стиля и СМИ, подчиняя себе политическую жизнь государств. Началась эра современного матриархата. Этап закономерной деградации половой и иерархической структур социума, лишенного системы противодействия животным инстинктам. Крах Римской Империи, дубль два.

Из книги Неопубликованное (тексты лекций и выступлений) автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

2.5 Христианская цивилизация Когда народ много знает, им трудно управлять. Лао Цзы Взоры всего античного мира были прикованы к Риму. Смертельная болезнь Империи была прекрасно видна и абсолютно понятна современникам. Но особенно хорошо она была видна из провинции, где

Из книги Пагубная самонадеянность автора Хайек Фридрих Август фон

Глава третья. Эволюция рынка: торговля и цивилизация Чего стоит что бы то ни было, кроме того количества денег, какое оно приносит? Самюэль Батлер Везде, где есть торговля, там и нравы кротки. Монтескье Распространение порядка на неизвестноеМы рассмотрели некоторые

Из книги Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми автора Кабанова Елена Александровна

Глава 1 Цивилизация не может ждать милостей от природы Мы знаем гораздо больше, чем понимаем. Альфред

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Шиманский Г. И. ХРИСТИАНСКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ЦЕЛОМУДРИЯ И ЧИСТОТЫ Девство и брак - не для всех, а целомудрие - для всех В наши дни получили распространение пороки плотоугодия и «разлив чувственности». Христианину надлежит духовно бодрствовать, чтобы сохранить себя в

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Сверхгород и массовая цивилизация. А теперь вспомним записку о том, что коллективная жизнь вредит личной, потому что, общаясь с массами, мы оставляем меньше чувств близкому человеку. Пожалуй, вернее было бы сказать, что чувствам больше мешает не коллективная жизнь, а

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Тридцать лет среди мертвых автора Викланд Карл

Из книги Три рождения человека. Байкальские встречи автора Некрасов Анатолий Александрович

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Цивилизация созидателей В прошлые века малая доля населения умела творить, а те, кто владел искусством творческого процесса, редко применяли его к своей жизни. Обычно такими сферами оказывались музыка, живопись, литература, танец или архитектура. Как подумаешь,

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

Трансценденция и цивилизация Трансценденция – не только индивидуальное явление. Она возникает и на уровне цивилизаций. Исследуя причинно-следственные связи в истории человечества, мы можем прийти к выводу, что наша цивилизация стоит на пороге саморазрушения.

Из книги Любовь и войны полов автора Иванов Владимир Петрович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5. Третья цивилизация? «Что есть то, зная что, мы будем знать всё?..» За всё время существования человечества было лишь две духовных цивилизации. Первая – у ветхозаветных евреев, вторая – у новозаветных русских…С первыми всё, в общем-то, ясно. Они были избраны как

Зайченко А. С.

1.Немного статистики. От малочисленных сект первых последователей Христа до самой крупной мировой религии, сотни лет определявшей ход развития мировой цивилизации, вот — путь пройденный христианством. По данным Всемирной Христианской Энциклопедии в начале XXI века общее число христиан в мире превысило 2 миллиарда 120 миллионов человек, что составило более трети всего человечества. Христианству уже более 100 лет удается, в целом, удерживать на этой максимальной отметке свое представительство в общей численности населения земного шара. Для сравнения численность мусульман составляет 1.3, а буддистов - 0.9 млрд. человек. Свыше пяти миллионов работников трудятся на ниве христианского служения по всему миру. Продолжительные благословения привели к тому, что христиане стали владельцами громадных богатств, полученных в результате упорного труда и благочестивого накопления. Совокупная стоимость собственности, находящейся в личном владении только членов церквей составляет 12,7 триллиона долларов, а объем ежегодных пожертвований христиан - 220 миллиардов долларов. Во владении христиан находится свыше 400 миллионов компьютеров. Распространение Слова Божьего зиждется на солидной издательской базе: ежегодно публикуется свыше 70 миллионов экземпляров библии и 110 миллионов - Нового Завета. 4 тысячи радио и телевизионных станций доносят Благую весть до 600 миллионов человек. Территориально христианство утвердилось еще более внушительней. Свыше половины населения Земли проживают в странах христианской культуры.

Внутри христианства не все деноминации росли с одинаковой скоростью. Ежегодные темпы роста составили среди:

пятидесятников — 8.1%

евангельских христиан - 5.4%

всех протестантов - 3.3%

католики - 1.3%

православные - ежегодное падение

Христианство остается героическим вероучением. И в наши дни от рук преследователей и погромщиков ежегодно гибнут тысячи христиан. В 1900 г. за веру погибло 35 тысяч мучеников, в 1970 - уже 230 тысяч, сегодня ежегодно 165 тысяч христиан отдают свои жизни за Христа..

Не все церкви сумели сохранить свои позиции в мире. Бесспорным лидером остается Римско-католическая церковь, объединяющая свыше 1 миллиарда членов поместных церквей, это почти половина всего христианского населения земного шара. Десятилетия господства коммунизма нанесли удар ортодоксальной церкви и прежде всего Русскому Православию. Почти тысячу лет, вплоть до начала века эти церкви по численности своих адептов занимали второе место, опережая протестантов. В 2000 году их было в два раза меньше чем протестантов. Пожалуй, самый большой успех в ХХ веке выпал на пятидесятников и харизматов, численность которых в этом столетии выросла в 150 раз. Правда, подавляющая часть этого прироста пришлась на молодые церкви Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, многие из которых, подчас, трудно отнести к христианским.

Говоря о христианстве как решающем факторе мировой истории и современности, можно выделить три основные формы воздействия на окружающий мир: а) через христианскую цивилизацию, б) через христианство как мировую религию в) через личную, живую веру в Христа и пребывание в постоянном контакте с Господом через молитву и Слово Божие, то есть Библию. Все эти три формы присутствия христианства в мире всегда были буквально пронизаны общими для них признаками:

— любовь к ближнему;

— стремление к духовному, а также личному и социальному идеалу, совершенству, высшим проявлением которого является Бог;

— стремление к истине первоисточника, непрерывного познания Бога, его творения, окружающего нас мира.

2.Христианская цивилизация

С самого начала своего появления вероисповедальное воздействие христианства на окружающих было настолько глубоким и всеобъемлющим, что оно относительно быстро, за 150-200 лет, из культурно и этнически разнородных групп населения сформировало цельную христианскую цивилизацию. Любовь к ближнему в качестве феноменального признака новой веры, выражалась и закреплялась не только в словах и декларациях, но в практике регулярных братских общений, церковных служб, молитв, вечери Господней. Например, лишь в одном послании апостола Павла, где говорится о взаимной любви и уважении в при общей вечери Господней (1Кор.:11, 17-22), походя ставятся такие важнейшие проблемы как равенство женщины, уважение к физическому труду, личное достоинство людей различной классовой, социальной, расовой, этнической и языковой принадлежности. Именно через призму новозаветной любви к ближнему эти проблемы были впервые в истории человечества поставлены в повестку дня социального реформаторства и, в конечном счете, успешно решены. Постепенно этот феноменальный признак новой веры глубоко проник в культуру и придал народам, относящимся к христианской цивилизации, такие нормы поведения как уважение к человеческой жизни, признание автономности личности, ее достоинства. Позже эти ценности развились в целый комплекс идей христианского гуманизма, правового сознания и в принципы гражданского, демократического общества. В настоящее время, уже оторванные от своей христианской первоосновы, они переродились в нормы эгоцентризма и социально-политического конформизма, правила «политической корректности». На первое место выдвигаются удобства и удержание очень высоких стандартов материального и социального бытия.

Еще одним вкладом христианства в современную цивилизацию явилось закрепление способности европейской культуры к саморазвитию. Оно постепенно вызрело и закрепилось через стремление миллионов верующих к духовному, а затем и социальному идеалу, выраженному в личности Иисуса Христа. В общественном плане это означает непрерывный поиск и достижение все более совершенных форм социальной политической и экономической организации общества, основных институтов государства. Все прежние и ныне существующие цивилизации были статичными, малоподвижными культурами, ориентированными на ценности одного господствующего этноса. Все это — спящие культуры, которые даже сегодня, несмотря на весь их внешний динамизм, по существу, остаются ведомыми культурами, захваченные общим процессом экспансии христианской цивилизации. Сами институты и механизмы политического переустройства общества на основах конституционной демократии и, экономического роста и научно-технического развития, создания основных институтов гражданского общества, сам феномен развития общества - все это родилось в недрах христианства, а затем великодушно подарено им всему остальному миру. Но мир, основанный на других, нехристианских ценностях не может их принять. Истории известны многочисленные попытки восприятия, заимствования христианского опыта, когда народы и государства других культур старались воспроизвести целые фрагменты христианской цивилизации. Довольно часто делались попытки воспроизвести политические, общественные и государственные институты, еще чаще - системы образования, индустрии и научно-технического потенциала. В подавляющем большинстве эффект этих заимствований был минимальным. К примерам неудачных попыток копирования можно отнести политику догоняющего развития в дореволюционной России, советский эксперимент по строительству коммунизма в СССР и многочисленные планы модернизации общества, предпринимаемые странами третьего мира в прошлом и настоящем.

Стремление к истине, к познанию творения Бога, заложенное в христианстве, постепенно привело к созданию современной науки, а в более широком плане - к формированию научного образа мышления. В целом, можно утверждать, что христианские принципы миропонимания не только породили современную науку и технику, экономику, политические и гражданские институты общества, но и постоянно придают им импульс развития.

3.Христианство как мировое вероучение

Если перейти к более конкретной форме представительства христианства в мире, то есть христианству как мировой религии, то и здесь любовь к ближнему, стремление к духовному идеалу и совершенству, поиск истины сделали эту церковь уникальным общественным институтом в истории человечества.

Хотя процент христиан в общей численности населения продолжает расти и в 2000г. достигла 34.4%, а абсолютное их число превысило отметку 2 миллиарда, реальна картина горазда серьезней.

По отношению к христианству все население мира можно разделить на три основные категории:

  • нехристиане
  • номинальные христиане
  • евангельские христиане (рожденные свыше христиане)
  • Нехристиане представлены агностиками атеистами и верующими других религий. Самая значительная часть населения стран христианской цивилизации это неверующие (около 50%) и представители номинального христианства (чуть больше 30%). В прошлом веке это была самая быстрорастущая категория населения мира. Если число христиан за последние 100 лет выросло в 3.8 раза, то мусульман - в 6 раз; атеистов - в 10 раз; неверующих (агностиков) — в 30 раз. В целом это отразило непрерывную динамику секуляризации. Вместе с тем, неверующие в странах христианской цивилизации разделяют многие принципы свободного демократического устройства общества, уважения к правам личности, основные моральные стандарты поведения, в основе которых лежат ценности библейского христианства.

    Номинальные христиане - это люди, формально причисляющие себя к христианству скорее по признаку общей исторического и культурного наследия, чем по ценностным убеждениям. На практике таким критерием отнесения людей к этой группе является нерегулярное посещения ими церковных служб. Численность таких христиан за прошедшие сто лет непрерывно сокращалась. Одним из проявлений кризиса номинального христианства на местном уровне служит факт снижения средней численности рядового церковного прихода: в 1960г. он составил 1000 человек сейчас - 670.

    Евангельские христиане. Сюда относятся верующие, имеющие личные отношения с Христом, активно участвующие в жизни своих общин, сознательно стремящиеся исполнять основные заветы Господа в своей жизни. С точки зрения численности, дела у последователей Христа далеко не блестящи. Нас сейчас в мире всего чуть более150 миллионов человек, или 2.5% населения мира. Но здесь необходимо учесть ряд обстоятельств.

    Во-первых, как показывает история, именно меньшинство, представленное активными защитниками веры, очень часто определяло ход развития основных ее событий, будь то в области политики, экономики, религии. Так было в начале зарождения христианства, во времена Реформации, в период Октябрьского переворота в России.

    Во-вторых, на протяжении всех веков победоносного развития христианства численность по настоящему верных Богу верующих была невелика и едва превышала 1-2% всего населения, даже в странах христианской цивилизации. Вспомним Древний Израиль, пророков. На протяжении практически всей его истории число, остававшихся верными Господу, не превышало этого порога. То же было в средневековой Европе и России. Все разговоры о падении веры в последние дни часто подменяют этот вопрос констатацией кризиса в морально-этической сфере, который действительно быстро развивается в большинстве стран христианской культуры. При этом часто ссылаются и на тенденцию неуклонного сокращения численности номинальных христиан. Сейчас в России по данным отечественных и зарубежных социологических исследований около 5% православных могут считаться верующими, даже по облегченным критериям самих лидеров РПЦ.

    В-третьих, Христос никогда не говорил, что механическое многолюдство церквей будет признаком Божьей благодати. Наоборот, на века вперед он предрек, что будет много званных, но мало избранных. Факт постоянного и абсолютного меньшинства верующих в Христа вместо отчаяния должен напоминать нам о созидательной силе зажженной свечи. Именно в этой связи нужно понимать знаменитую фразу английских пуритан XVII века: «Слава Богу, что нас мало».

    В-четвертых, у нас есть великое упование. Мы уже близко к исполнению одной из главных заповедей Христа: «Идите и научите народы». Евангелизационная миссия, возложенная Господом на его служителей, близится к концу. Обратите внимание на еще один ряд цифр. По данным того же журнала “World evangelization” доля населения, которая никогда не слышала о Христе, в общей численности всех народов мира в 1900г. составила 48.7%, в 1970г. — 37.6%, в 1970г. — 18.7%, в 2000г. - 16.6%, в 2025г. (по прогнозам) - 7.1%. Можно считать, что в исторически обозримом будущем весть о Спасении станет достоянием всех живущих людей и миссия Церкви здесь, на Земле, будет выполнена.

    Европейская христианская цивилизация зарождается и переживает своё становление в эпоху Средних веков. В это время формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах. Для христианской цивилизации характерны две основные черты:

    1. Социально-классовая структура общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне;

    2. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.

    Христианская цивилизация утверждалась на руинах античной цивилизации. На её основе христианская цивилизация не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, её централизация и богатство, её миропонимание, право, этика и мораль - создали единую феодальную идеологию. К IV в. императорская власть Рима выбирает христианство в качестве идеологической основы для консолидации многоэтничной империи и средства успокоения населения надеждами на воздаяние после смерти.

    Христианство - это новая религия и системная идеология, развитие, сохранение и передача которой дальнейшим поколениям европейцев составляет величайшую историческую заслугу Древнего Рима и Византии.

    Христианство - одна из мировых религий, возникла в Палестине в середине I в. н.э. Возникновению и распространению христианства способствовала проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно Богом и человеком. В его проповедях значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д.

    Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения. Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие.


    Провозглашая доминирование духовного над плотским началом, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

    11 мая 330 г. в греческом колониальном городке Византий римский император Константин Великий объявил о переносе столицы из Рима в этот город, тут же переименованный в Константинополь и впоследствии в средневековых русских текстах ставший известным как Царьград. Константин Великий признал христианство и принял его в качестве официальной религии. Перенос столицы на новое место положил основания для построения новой империи. Константин, создавая новый центр власти, освятил его как христианский город. Византия приняла знамя цивилизационной, культурной и, тем самым образовательной традиции античного греко-римского мира. Таким образом, обретя статус государственной религии в Римской империи, христианство стало приспосабливаться к политической жизни и наметившейся политической децентрализации. После захвата западной части империи варварскими племенами и образования на востоке империи Византии, рост могущества этого второго центра власти в Константинополе изменил ситуацию и спас греко-римскую цивилизацию от полного её разгрома германскими варварскими племенами.

    В Западной Европе христианство утвердилось в форме католицизма, одним из основных, наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. Католицизм оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на две ветви - католическую и православную в 1054 г. Предпосылки разделения состояли в распаде Римской империи и усилении различий между политико-социальным и культурным обликом восточной и западных областей.

    В VIII в. Римская церковь освобождается из-под опеки Византии, образуется Папская область с центром в Равенне - государство, правитель которого - папа, был одновременно и главой всех католиков. Стремление пап к абсолютной светской власти над Европой приводило к столкновениям с христианской церковью в Византии, которая зависела от власти византийского императора и также претендовала на первенство в христианском мире. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей.

    Восточные славяне приняли христианство в 988 г. Основные причины принятия христианства в Киевской Руси заключаются в следующем. Во-первых, христианство представляло идеологическую основу для централизации государства. Во-вторых, христианство оправдывало и объясняло социальную иерархию, без чего невозможно было развитие социально-экономической сферы. В-третьих, христианство способствовало росту внешнеполитического значения Руси.

    В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось от социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян сначала христианство принимали представители правящей династии. Киевский князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария) и христианством. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского князя обязательное признание превосходства власти папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Выбор Владимиром византийского варианта христианства, следовательно, во многом был неизбежен. Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация (обожествление) царской власти. Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом.

    Выбор восточного христианства, которое оформилось в форме православия в Византии, обосновывался также и тем, что Византия представляла собой высокоразвитое государство, входившее в зону экономических и военных интересов Древней Руси, кроме того, династические связи с Византией повышали влияние Руси в христианском мире. В 988 г. киевский князь Владимир крестил Русь и женился на сестре византийского императора Василия II - Анне. Христианство способствовало культурному прогрессу, распространению письменности на славянском языке, содействовало политической централизации и культурной консолидации восточных славян. Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Также принятие христианства способствовало становлению основ феодализма. Именно с развитием феодализма и господством христианства в Европе связано понятие «средних веков».

    В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство. Христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. Иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих, Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель.

    7.Формирование Древнерусского государства.