Как проверить безударное падежное. Как проверить окончание глагола: правила написания, способы проверки

(заячьего, заячьему, заячьим, о заячьем, заячьи, заячьих, заячьим, заячьи, заячьими, о заячьих). Исключение составляют именительный и винительный мужского рода единственного числа (заячий).

Прилагательные, заканчивающиеся на –чий (зрячий, бродячий) в падежных формах пишутся иначе. Из-за отсутствия суффикса йот в косвенных падежах мягкий знак в подобных словах не . Например, зрячего пирата, с бродячим псом.

Слова междугородный, загородный, пригородный являются исключениями и заканчиваются на –ый, -ое(пригородное, междугородное, загородное), -ая (пригородная, междугородная, загородная), -ые (пригородные, междугородные, загородные), в связи с изменением по твердой разновидности склонения. Слова бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и заканчиваются на –ий, -ее (бескрайнее, иногороднее), -яя (бескрайняя, иногородняя), -ие (бескрайние, иногородние). Написание этих слов необходимо запомнить.

Согласно материалам сайта www.gramma.ru , опирающимся на исследования Д. Э. Розенталя, имена прилагательные, заканчивающиеся на –йный, в именительном падеже мужского рода единственного числа имеют краткую форму, которая заканчивается на –ен. Например, стройный – строен.

Источники:

  • www.gramma.ru

Существительное - часть речи, обозначающая предметы (бочка, здание, шляпа), а также одушевленные существа (женщина, олененок, слон) или явления (дождь, сияние, свобода). В предложении существительное бывает дополнением или подлежащим.

Вам понадобится

  • Знание законов словообразования в русском языке, умение выделять приставку, корень, суффикс и окончание в слове.

Инструкция

Ознакомьтесь, что в справочной по называется окончанием . Окончание или по-другому флексия - изменяемая часть слова, обычно располагается на конце, после корня (отсюда и название). По окончанию в можно определить лицо, род, падеж и число.
Просклоняйте существительное «ковёр» по числам:
«Ковёр» (ед. число) - «ковр-ы» (мн. число).
Окончание во множественном числе - «ы».Обратите внимание, что гласная «ё» в этом слове является «беглой», т.е. при постановке слова в определенную форму буква . В том числе и при склонении по :
Именительный падеж - «ковёр-0» (Окончание нулевое, корень «ковёр»)
Родительный падеж - «ковр-а» (Окончание «а», корень «ковр»)
Дательный падеж - «ковр-у»
Винительный падеж - «ковёр-0»
Творительный падеж - «ковр-ом»
Предложный падеж - «о ковр-е»
Изменяемая часть слова и будет считаться окончанием .

Обратите внимание, существительные в именительном падеже, мужского рода, мн. числа могут иметь окончание «а» или «я» вместо ожидаемого по правилам склонения «ы» или «и». Например, «стог» - «стога». Также возможны случаи вариативности употребления слов в именительном падеже мн.числа. Например, «инструкторы - инструктора». А в падеже мн.числа некоторые существительные могут иметь нулевое окончание, «ов», «ев» или «ей». Например, валенок (нулевое окончание), мандаринов (окончание «ов»), гвоздей (окончание «ей»). Стоит упомянуть еще 10 разносклоняемых существительных ср. рода, которые оканчиваются на «мя». В дательном, родительном и предложном ед. числа окончание у этих имен существительных третьего склонения «и», а в творительном падеже - окончание второго склонения «ем/ём». К ним относятся бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя, племя.

Закрепите навык определения окончания в существительном, выделив его в следующих словах.
Коробка, горы, пенал, окно, поездов, пуловер, корабль, фотоаппарат, вагон, движение, ураган, покрышка, стихия, дом, хозяин, подкова, гром, вода, свобода, обвинение, молоток, работа, деревья, изба, небо, журавль, свечение, потолки, карамель.

Обратите внимание

В существительных встречается особая форма окончаний - нулевое. Оно не выражается звуком и для его обозначения не используется никаких букв, но оно также указывает на грамматическую связь существительного с остальными словами в предложении.

Полезный совет

Тренируйтесь, выделяя окончания в словах других частей речи - глаголе, прилагательном, причастии. При этом не забывайте, что в русском языке существуют части речи, у которых нет окончания - деепричастие и наречие.

Совет 3: Как проверить безударное окончание имени существительного

Имя и правильное написание окончаний изучают ещё в школе. Со временем, простые правила забываются и начинают появляться ошибки. Вспомните, что нужно сделать, чтобы проверить безударное окончание имени существительного.

Инструкция

Имена различаются по родам: мужской, женский, средний. Окончание существительного зависит от падежа и от склонения.Чтобы окончание , сначала определите склонение существительного. Повторите: 1 ое склонение – муж., жен., род, окончания А, Я; 2ое склонение – муж. род нулевое окончание , 3е склонение – жен. род нулевое окончание .

Далее определите падеж существительного. Если слово написано в родительном падеже и относится к первому склонению - Ы-И; второму склонению - А-Я; третьему склонению – И. Если слово в дательном падеже первого склонения – Е; второго склонения – У-Ю; третьего склонения – И. Если слово в предложном падеже первого склонения – Е; второго склонения – Е; третьего склонения – И.

Если существительное первого склонения в имени тельном падеже заканчивается на А, в предложном и дательном единственного числа пишите Е – о вод(е), о галер(ее), к юнош(е). Если существительное женского рода в имени тельном падеже заканчивается на ИЯ, в родительном и дательном падежах пишите И. Например, от арм(ии), к дискусс(ии). Это же правило относится к именам собственным – к Мари(и), о Мари(и).

Какие падежные окончания имеют существительные? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Также мы расскажем вам о том, чем отличаются падежные окончания разного склонения, и приведем несколько примеров.

Общие сведения

Знать, как изменяются слова по падежам, крайне важно. Ведь правописание падежных окончаний приносит массу проблем во время создания грамотного текста. Следует отметить, что выбор той или иной буквы в существительных зависит полностью от того, к какому именно склонению они относятся. Кстати, ошибки в написании окончаний или возникают лишь в некоторых падежных формах: дательного, родительного и предложного падежей. Именно поэтому их рекомендуется запомнить.

Что такое склонение? Типы склонений

Именные склоняются в соответствии с адъективным типом, а также субстантивным и местоименным. В данной статье нас интересует только субстантивное склонение. Оно подразделяется на три подтипа. Рассмотрим их более подробно:

  1. По 1-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) общего (плакса), мужского (папа) и женского (мама) рода, которые имеют окончания -я или -а в именительном падеже.
  2. По 2-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) мужского рода, имеющие (гвоздь, дом) или окончание -е, -о (домище, домишко), а также среднего рода с окончаниями -ё, -е и -о (поле, копьё, окно) в именительном падеже.
  3. По 3-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) женского рода, которые оканчиваются на шипящий или мягкий согласный (например, гордость, мысль, ветвь). Если такое слово имеет на конце шипящий согласный, то его принадлежность к 3-му склонению следует обозначить мягким знаком (например, мышь, рожь, печь и проч.).

Падежные окончания существительных единственного числа

Чтобы грамотно написать, например, письмо, желательно знать все возможные окончания существительных разных склонений. Для этого следует просклонять по падежам соответствующие слова.

Имена существительные 1-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - пап(а), ив(а), Кол(я), Юл(я).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - пап(ы), ив(ы), Кол(и), Юл(и).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - пап(е), ив(е), Кол(е), Юл(е).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - пап(у), ив(у), Кол(ю), Юл(ю).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - пап(ой), ив(ой), Кол(ей), Юл(ей).
  6. Предложный падеж (о чем? о ком?) - о пап(е), об ив(е), о Кол(е), о Юл(е).

Падежные окончания существительных 1-го склонения одинаковы для всех аналогичных слов. Именно поэтому, если у вас возникают трудности во время их написания, то можно смело заглянуть в данную таблицу и определить правильное окончание.

Имена существительные 2-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - олень(_), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - олен(я), арбуз(а), пол(я), неб(а).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - олен(ю), арбуз(у), пол(ю), неб(у).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - олен(я), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - олен(ем), арбуз(ои), пол(ем), неб(ом).
  6. Предложный падеж (о ком? о чем?) - об олен(е), об арбуз(е), о пол(е), о неб(е).

Имена существительные 3-го склонения


Безударные падежные окончания имен существительных

Чтобы не совершать ошибки во время написания текста, учителя рекомендуют своим ученикам запомнить окончания всех трех склонений. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно сложно запомнить те слова, которые имеют безударные падежные окончания. Но и на этот случай в русском языке существует отдельное правило. Представим его прямо сейчас.

Если падежные окончания существительных стоят в безударном положении, то их правильное написание определяется путем проверки слов того же типа склонения, которые оканчиваются на аналогичную букву, стоящую под ударением. Приведем пример:

  • коле́но, по́ле, о́зеро (лицо́, окно́, долото́);
  • о кни́ге, (о руке́);
  • ко́ни, ча́ши (пни́, столы́);
  • сто́рожем, до́мом, по́лем, кле́ем (ножо́м, столо́м, остриём, окно́м) ;
  • о́зера, сту́ла, ка́мня (окна́, стола́, пня́);
  • о сто́роже, об учи́теле, в по́ле, о пла́тье, (о ноже́, о коне́, в окне́, о белье́);
  • пе́сням, слу́гам, о́кнам (учителя́м, города́м, моря́м).

Имена существительные множественного числа

О том, какие падежные окончания имеют существительные единственного числа, мы рассмотрели выше. Но иногда требуется правильно просклонять и слова, стоящие во множественном числе. Следует особо отметить, что их падежные окончания не зависят от того, какое склонение имеет Однако они могут заметно отличаться у неодушевленных и одушевленных предметов (не всегда).

Неодушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  2. Родительный падеж (чего?) - стуль(ев), арбуз(ов).
  3. Дательный падеж (чему?) - стуль(ям), арбуз(ам).
  4. Винительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  5. Творительный падеж (чем?) - стуль(ями), арбуз(ами).
  6. Предложный падеж (о чем?) - о стуль(ях), арбуз(ах).

Одушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (кто?) - лан(и), львиц(ы).
  2. Родительный падеж (кого?) - лан(ей), львиц(_).
  3. Дательный падеж (кому?) - лан(ям), львиц(ам).
  4. Винительный падеж (кто?) - лан(ей), львиц(_).
  5. Творительный падеж (кем?) - лан(ями), львиц(ами).
  6. Предложный падеж (о ком?) - о лан(ях), львиц(ах).

Разносклоняемые слова (имена существительные)

Как говорилось выше, существительные имеют те или иные падежные окончания в зависимости от того, к какому из трех склонений они относятся. Однако в русском нередко встречаются и разносклоняемые слова. К ним относятся такие существительные, которые после изменения по падежам имеют окончания разных склонений.

Итак, к разносклоняемым именам существительным относится десять которые оканчиваются на -мя. Назовем их по порядку:

  • бремя;
  • знамя;
  • племя;
  • время;
  • стремя;
  • вымя;
  • темя;
  • пламя;
  • семя.

Помимо всего прочего, к разносклоняемым относится слово мужского рода «путь». Чтобы правильно склонять такие существительные, следует знать, что при изменении у них появляется суффикс -ен- или -ён (например: знамя - знамени, темя - темени, имя - имен и проч.).

Примечание

Имена существительные, которые оканчиваются на -ия (серия, армия, Мария, линия и проч.) представляют собой особый вариант склонения. Таким образом, в формах предложного, родительного и дательного падежей они имеют окончание -и. Приведем пример:

  • Родительный падеж (чего? кого?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Дательный падеж (чему? кому?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Предложный падеж (о чем? о ком?) - о сери(и), об армии(и), о Мари(и), о лини(и).

Следует отметить, что данные слова не рекомендуется путать с именами существительными, оканчивающими на -ья, (например, Наталья, Марья, Софья). Ведь они склоняются по общим правилам, а также имеют в формах предложного и дательного падежей окончание -е (Наталье, Марье, Софье).

Кстати, имена собственные, которыми называют населенные пункты (Кашин, Бородино Калинин), имеют особую форму в творительном падеже (в единственном числе). Таким образом, представленные слова склоняются по образцу существительных 2-го склонения и имеют падежное окончание -ом (Калинином, Кашином, Бородином). Нельзя не сказать и о том, что такие слова не следует путать с русскими фамилиями (Кашин, Бородин, Калинин), которые в творительном падеже имеют окончание -ым (Калининым, Кашиным, Бородиным).

Грамотная речь - ключ от многих дверей к успеху. А в деловом мире для ведения переговоров понадобится грамотность в письме. Чтобы не спотыкаться о каждый непростой случай написания слов, следует запомнить несколько правил русского языка.

Например, как проверить безударные окончания существительных. Здесь важно склонение: 1-е - мужской и женский род на -а/-я (книга, семья) ; 2-е - мужской род без окончания (стул, лось) и средний род на -о/-е (дело, сердце) ; 3-е - женский род на -ь (быль) . Окончания в родительном, дательном и предложном падежах в зависимости от склонения будут такими: у 3-го во всех случаях -и; у 1-го в родительном -и/ы, а в двух других -е; у 2-го -а/я, -у/ю и -е соответственно.

А в других трудных случаях как правильно написать окончание? У существительных женского рода на -ия, мужского на -ий и среднего на -ие в предложном падеже (у женского - еще и в родительном и дательном) будет писаться окончание -и (в созвездии) . После суффиксов -ушк-, -юшк, -ишк-, -ышк- у существительных женского и одушевленных мужского рода будет окончание -а (мальчишка) ; а среднего и неодушевленных мужского рода -о (пальтишко) . После суффикса -ищ- в единственном числе у существительных мужского и среднего рода следует писать -е (дубище) , женского -а (силища) ; во множественном числе у мужского и женского рода окончание -и (зубищи, ручищи) , у среднего рода -а (оконища) .

Чтобы понять, как проверить безударные окончания прилагательных, может быть достаточно поставить к ним вопрос "какой? " в нужном падеже и роде: о (каком?) синем небе и т. п. Непростой случай - притяжательные прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи. В именительном (кроме муж. рода) и косвенных падежах (кроме винительного в муж. роде) у них в окончании обязательно будет мягкий знак: лисьей шубы, заячьего следа и т. п. Есть прилагательные, которые в именительном падеже, единственное число, мужской род будут писаться в краткой форме. Это слова на -йный: буйный - буен.

Главное в том, как определить безударное окончание глагола, - выяснить, к какому спряжению тот относится. Оно в случае безударного окончания определяется по суффиксу инфинитива. Ко 2-му спряжению относятся глаголы на -ить (за исключением "брить", "стелить") , а также "гнать", "дышать", "держать", "слышать", "терпеть", "вертеть", "обидеть", "зависеть", "ненавидеть", "видеть", "смотреть". Все остальные глаголы - 1-го спряжения. Производные глаголов относятся к тому же спряжению, что и те, от которых они образованы.

Итак, со спряжениями понятно. Теперь - как определить личное окончание глагола. Глаголы 1-го спряжения в безударных личных окончаниях заканчиваются на -е, -у/-ю: плачешь, плачет, плачем, плачете, плачут; 2-го спряжения - на -и, -а/-я: гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят. Есть несколько так называемых разноспрягаемых глаголов: "бежать", "хотеть", "чтить". То, как они изменяются по лицам и числам. лучше всего просто запомнить: бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят/чтут.

Грамотный человек многими воспринимается как умный и образованный. А значит, может больше вызывать доверия и уважения к себе. Кроме того, грамотные люди лучше поймут друг друга. А это уже много значит - и не только в деловом мире.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных единственного числа.

Цель : «Открыть» с учащимися правило проведения орфографического

разбора существительных с безударными окончаниями,

развитие речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся, углублять словарный запас. Содействовать развитию монологической и диалогической речи, умению общаться, воспитывать добрые качества, трудолюбие толерантность, создать атмосферу радости совместного труда.

    Орг момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу.

Дети садятся, включается пение птиц в лесу.

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Чистописание.

Птица рада весне, а младенец – маме.

Как понимаете смысл этой пословицы?

Написание каких слов можете объяснить?

Весне – безударная гласная в корне слова, проверяемая, ВЁСНЫ.

Младенец – млад.

Почему эту орфограмму нужно проверять? Какие гласные нуждаются в проверке?

Чему учимся на минутке чистописания?

Мы учимся красиво, аккуратно и быстро писать, правильно соединять буквы.

При быстром письме некоторые буквы, сочетания могут уподобляться друг другу. Какие?

т ш иц ещ е с мл ми ер уг

Массаж рук:

Мы капусту рубим, рубим. (ребром ладони)

Мы капусту солим, солим. (пальцами)

Мы капусту трём, трём. (кулаком по ладони)

Мы капусту жмём, жмём. (сжимаем и разжимаем пальцы)

Напишите правильно буквы, соединения. Спишите пословицу.

Найдите в этой пословице имена сущ.

Определи падеж имён сущ ( весне, маме. (Д. п))

В каком слове написание окончания не вызывает сомнения, а в каком мы задумаемся что писать? От чего это зависит.

Это зависит от ударения.

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Ударные и безударные окончания имён суш» (СЛАЙД 1)

Мы сегодня с вами сравним написание ударных и безударных окончаний имён сущ, познакомиться со вспомогательным приёмом проверки безударных окончаний.

3. Словарная работа.

На доске слова.

По д_роге, из глуши, в к__лективе, к _вце, по к_пусте, без меб_ли, на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке, в х_зяйстве, от т_тради, у м_ркови.

Какие задания мы можем выполнить со словарными словами?

Вставить пропущенные буквы.

Составить словосочетания гл+сущ и определить падеж сущ.

Разделить на группы м. р. , ж. р., ср, р.

Разделить на группы по склонениям.

Здорово! Сколько вы придумали заданий. Давайте разделим на 3 группы опираясь на знание склонений имён сущ..

Работа в группах.

1 группа – выписывает сущ 1 скл. Поставить ударение, выделить окончание.

2 группа – 2 скл.

3 группа – 3 скл

Карточки для 3 человек

По д_роге, в к__лективе, к _вце, по к_пусте,

на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке.

Взаимопроверка в парах

Как справились с работой. Может у кого возникли разногласия и нужна помощь?

4Исследование по новой теме

Объединитесь в группы по 4 человека. Перед вами задача: что общего у всех слов. Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Имена сущ, стоят в одном падеже. (Д.п, П. п., Р.п.)

Слова одного склонения.

Лишнее слово.

    К ОВЦЕ – ударное окончание, одушевлённое, 2 слога.

Какое окончание у сущ 1 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

    О МОЛОКЕ – ударное окончание. В коллективе – двойная согласная.

Как переносятся слова с двойными согласными?

Какое окончание у сущ 2 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

    ИЗ ГЛУШИ – ударное окончание, 2 слога, не словарное слово.

Какое окончание у сущ 3 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

Что можете сказать об окончании?

Сущ одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Как вы думаете, этот вывод относится ко всем падежам?

Давайте проверим.

5.Работа с учебником.

Стр 94 упр 179 устно.

Чтение вывода в учебнике.

Безударные окончания в именах существительных можно проверить

Какие слова – помощники возьмём для проверки окончаний сущ 1 скл? 2 скл?

А для 3 скл лучше взять слова глушь, рожь. (СЛАЙД 3)

Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку

в правописании окончания имени существительного

Составим план действий. (СЛАЙД 4)

Поставлю ударение в слове

Окончание ударное?

Если да, то Написание соответствует произношению.

Если нет, то Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение.

Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже.

Пушу окончание, какое и в слове – помощнике.

Посмотрите на доску. Надо вставить пропущенную букву. Как это сделать?

Для полянк…, к тропинк… .

6.Закрепление.

1.Упр 180 стр 94.

Разбор слова зарядка подробно. (СЛАЙД 5)

Остальные по вариантам (по 1 чел у доски)

Какие слова -помощники?

2. Докажи письменно, какую гласную выбираешь в окончании.

По какому слову проверяем.

на ветке (на реке)

у сирен...

к пристан....

на поезд...

к бабушк…

из избушк…

3. Определи слабую позицию. Проверяй слабую позицию по сильной.

На л…сной опушк... выросла стройн… бере..ка. Распустила она св..и с..рё..ки, разметала густые, з...леные ветви. Скоро в этой гущ... в...твей пос...лились птицы. Росла и х...р...шела берё..ка!

Кто быстро справиться: разбор 1 предложения по членам, определите падеж и склонение имён сущ.

7.Домашнее задание.

С. 95 упр 182 –разбор.

8. Рефлексия.

Какую цель ставили на уроке

Что вам больше всего удалось на уроке?

Над чем стоит ещё поработать?

Мы обязательно включим такие задания на следующем уроке.

Кто доволен своей работой?

Нужен вам сегодняшний урок и зачем? (Чтобы построить грамотно предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь склонять слова, определять падеж).

Спасибо за урок. Урок окончен.