Темы для юкоз. Классный час "В поисках дружбы" (5-й класс) Открытый классный час в 5

КОНСПЕКТ

классного часа для учащихся 5 класса из цикла «Правила поведения в школе».

Тема : « Что значит быть дисциплинированным? »

Цель : в доступной форме, на конкретных примерах раскрыть смысл понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», способствовать воспитанию дисциплинированности у школьников.

Материал : текст правил поведения учеников в школе (из устава школы); листы для учащихся с незаконченными тезисами; раздаточный материал; пословица (карточки).

План :

Вводная беседа.

Беседа по теме классного часа.

Заключение. Подведение итогов.

Ход занятия.

Вводная беседа.

- Ребята очень часто приходится слышать такую фразу: «Катя очень дисциплинированная ученица, а вот у Пети дисциплина хромает».

Что значит «хромает»?

Может ли дисциплина «хромать»? Как вы понимаете это выражение?

Беседа по теме.

- Слова «недисциплинированный» и «дисциплинированный» происходят от одного слова «дисциплина». А что же такое дисциплина?

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, который отвечает нормам и правилам морали.

Повторите, что же такое «дисциплина».

Есть ли в школе своя дисциплина?

Конечно да! В школе есть свои правила и внутренний распорядок.

Знаете ли вы правила поведения ученика в школе?

К сожалению, дети не всегда выполняют эти правила.

Давайте послушаем и проанализируем один пример.

«Учитель разбирает решение задачи на доске. А у Коли Иванова свое занятие. Он принес в школу целую коллекцию своих спортивных значков и толкает соседа Костю. Костя сопротивляется, пытается слушать учителя, но Коля настойчив. Ребята углубились в разглядывание значков, а остальные ученики упорно работали над задачкой. То, что ребята отвлекаются от темы урока, заметила учительница: «Оказывается у нас в классе великие коллекционеры. Я предлагаю вам решить задачу самостоятельно».

Как вы думаете, справились ли ребята с выполнением задания? Почему?

Какие же правила они нарушили? Что это за правила?

- Не лучшим образом некоторые учащиеся ведут себя и на переменах.

Послушайте стихотворение «Перемена» А.Л. Барто.

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

Первым Петя непременно

Выбегает за порог,

Семерых сбивает с ног.

Неужели этот Петя

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?!

Дети, какое правило нарушил Петя? Как нужно вести себя на перемене?

Что вы посоветуете Пете?

- Да, дети! В школе обязательно должна быть дисциплина. А школьники, которые выполняют правила поведения, называются дисциплинированными.

Посмотрите на доску, как пишется это слово. Давайте произнесем его вместе.

- Дисциплинированность - это качество личности, которое переходит в привычку; это значит, быть выдержанным, ответственным, подчиняться собственным целям.

Сейчас я вам раздам листочки с незаконченной фразой, которую вы должны закончить: «Если ученик дисциплинированный, то…».

Ребята, что дает дисциплинированность каждому из вас?

Сейчас недисциплинированность каждого является иногда причиной трагедии.

В газете описывался такой случай из жизни.

«На уроке физкультуры учитель, при постановке целей урока, объявил детям, что сегодня они будут выполнять очень сложное упражнение на «шведской стенке», которое не должен никто выполнять без страховки учителя.

Сережа про себя подумал: «Подумаешь, я по деревьям уже давно лазаю».

Когда учитель отвернулся, чтобы помочь девочкам спуститься с гимнастической лестницы, Сережа, как обезьяна, начал лезть на «шведскую стенку»… не удержался и упал.

С сильнейшим сотрясением мозга Сережа попал в больницу. Мало того, что у самого Сережи такие неприятности, так ведь еще и учителю сделали серьезное замечание за происшествие на уроке».

Ребята. А ведь этого несчастья могло бы и не произойти с Сережей. В каком случае?

- Таких примеров, к сожалению, можно привести множество.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы были дисциплинированными.

- Как гласит чешская пословица, «Школа без дисциплины, что мельница без воды».

Почему школу сравнивают с мельницей?

Какие правила помогут вам быть дисциплинированными? Еще раз напомним их:

Подведение итогов.

    хорошо, спокойно вести себя на переменах;

    бережно относиться к общественным вещам (парте, книгам и т.д.);

    вставать, когда здороваешься с учителем;

    поднимать руку при ответе, а не выкрикивать с места;

    не отвлекаться на уроке и не отвлекать других;

    быть вежливым и приветливым друг с другом и окружающими;

    на уроке внимательно слушать учителя и учащихся.

В заключении, дети, хотелось бы вам пожелать быть сознательно дисциплинированными школьниками.

А что значит - быть сознательными?

Послушайте один небольшой пример.

«Гена пришел из школы. Переоделся, покушал. «Поди погуляй, устал, сегодня же была контрольная» - сказала мама. Гена пошел на улицу и с большим удовольствием гонял мяч с ребятами. «Который сейчас час?» - спросил он у прохожего. «15.30», - ответил тот. «Ребята! Спасибо за компанию. Мне пора. Уроки!» И побежал домой».

Опишите поведение Гены.

Можно ли назвать его дисциплинированным? (Да, нет, почему?)

Кто ему напомнил об уроках? (Он сам.)

- Вот так должен поступать каждый из вас, а не так, как герой стихотворения.

Я за партой сижу и на доску не гляжу,

Все сижу и сижу, и на доску не гляжу.

Вот учитель наш идет, он к доске меня зовет.

Ну, а я все сижу, и глаза я отвожу.

Повторяет он вопрос. Ну, какой же с меня спрос?

Я сижу, всех прошу, мол, задачку не решу.

От забот и тревог школьный спас меня звонок.

Дети! Почему наш герой отводит глаза? Что, возможно, ему мешает решать задачу?

А знаете, как называется это стихотворение? «Песня двоечника». И сочинили ее ребята школы № 2 из города Балашиха.

Так вот, недисциплинированность может привести и к двойке.

Наша встреча подходит к концу. Какой вы сделали вывод для себя?

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни сверстников в годы войны.
Задачи:
. Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
. Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Материал рассказывает об истории Масленицы и версиях происхождения блинов, о масленичных забавах и традициях.

В Масленую неделю не скупились на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной» и «разорительницей».

На Масленой неделе по православному обычаю мясного уже не едят, а молочные продукты должны подкрепить народ перед долгим постом — вот и пекут блины масленые.

Целевая аудитория: для 5 класса

Внеклассное мероприятие "Удивительный мир птиц" разработано для учащихся 5 класса. Цель: расширить знания детей о птицах, познакомить с Красной книгой, воспитывать заботливое отношение к ним. Мероприятие проводится в форме путешествия по станциям. Заканчивается социально значимым делом: ребята развешивают кормушки и скворечники для птиц.

Целевая аудитория: для 5 класса

Классный час подготовлен и проведен в рамках недели русского языка. Цель: воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения. Учащиеся выполняют различные задания, знакомятся со словарями.

Целевая аудитория: для 5 класса

Культура домашних посиделок не канула в лету. Она и сегодня может стать чем – то вроде мостика в мир самобытной России.

Я предлагаю вам свой вариант посиделок. Давайте посидим рядком, да поговорим ладком

Целевая аудитория: для 5 класса

Предлагаю Вашему вниманию классный час "Добрым быть совсем не просто". Цели: способствовать воспитанию доброты, вежливости и милосердия, выявлению правильного и ошибочного представления о доброте и добрых делах. В ходе мероприятия обучающиеся знакомятся с формами вежливого обращения со словом доброта, вспоминают известные афоризмы о доброте и вежливости, приводят примеры проявления доброты и вежливости из своего жизненного опыта.

Целевая аудитория: для 5 класса

Методический материал к часу общения в 5 классе. Наши дети сегодня очень мало знают о советском прошлом нашей родины. А ведь было в нем немало хорошего, полезного, незаслуженно подзабытого сегодня.Я думаю, что моим пятиклашкам классный час о пионерах лишним не стал. Я попыталась немного, без политики и оценок, поведать им о том, как это было. В разработке содержится краткий рассказ о некотрых моментах пионерской жизни, прилагается презентация как набор иллюстраций и два приложения - устав и законы пионеров, символика и атрибутика. Я намеренно не ввела этот материал в сценарий, т.к. его стоит использовать только в том случае, если ребятам эти вопросы станут интересны. Разработка включает: сценарий мероприятия, приложения, презентацию. В тексте сценария иметтся активная ссылка на видеофайл.

Целевая аудитория: для 5 класса

Классный час с презентацией по теме "Олимпийские и паралимпийские игры"
Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за российских спортсменов, познакомить с историей и традициями олимпийского движения, рассказать о зимних олимпийских и параолимпийских видах спорта, формировать положительное отношение к здоровому образу жизни, спорту.
Форма проведения – беседа с использованием компьютерных технологий
Оборудование: ПК, экран, проектор, презентация «Зимние Олимпийские игры.

Целевая аудитория: учащиеся 6 класса, учителя физкультуры, классные руководители.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Доброта»

Классный руководитель

учебный год

1. Тема классного часа «Одеваем радугу»

Ребята, сегодня у нас открытый классный час, тему которого вы узнаете чуть позже.

Сначала отгадайте загадку:

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)

Верно! Но наша радуга будет необычной. На полосках восковой свечой я написала слова, вы раскрасите их красками и тогда сможете прочитать эти слова.(показываю на первой полоске и прикрепляю ее). Ваша задача - быстро раскрасить полоски соответствующими красками (только берите немного воды!) и прикрепить их к доске. Кто быстрее и аккуратнее?

Обществу

Благородство

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

О чем будем говорить? (о доброте).

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А, Чепурова

Давайте поклонимся доброте

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

2. Беседа "Значение добрых слов"

Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Создадим себе хорошее настроение. И для начала – улыбнитесь всем окружающим.

А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов?

ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Как вы думаете, что такое доброта?

С чем можно сравнить доброту?

Итоги теста

3. “Одеваем солнышко”.

Когда у вас в классе все по-доброму, какое у всех настроение?

Становится теплее, правда?

А что всех людей согревает? (солнышко)

У нас на доске солнышко. Только у него короткие лучики. Ваша задача написать за 1 минуту добрые слова на букву “Д” и прикрепить лучики к солнышку.

(дорогой, добросердечный, душевный, доброжелательный, добродушный, добропорядочный, достойный)

4. Чтение стихов.

Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

На сколько вы умеете владеть силой вежливых слов мы сейчас проверим. Вам было дано домашнее задание выучить стихотворение о доброте и сейчас вы послушаем, как по доброму вы их прочтете.

(чтение стихотворений)

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но только прошу не жалуйся

Пожалуйста, мне больше

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою

За те нежданные радости

Подаренные добротою

Добро - не доблесть!

Не жалуйся,

Добро совершать не бойся

Помог человеку и радуйся

Награды не нужно большей.

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали? Сколько раз?

Эти слова все известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы.

Но я еще раз повторю все равно: -

Добрые люди, будьте здоровы!

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал - забывать.

Но если я все же забуду -

Простите, я больше не буду.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то (И. Романов)

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

А. Лесных

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня.

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

(Все вместе):

Идет доброта по земле

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

Ю. Друнина

5. Игры с пословицами.

Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

Есть пословица: "Доброе слово и кошке приятно"

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху" Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

А) прочти пословицу

В) кроссворд

6. Составление фамилий с корнем - добр-.

Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Есть еще одна пословица “Жизнь дана на добрые дела”. Человек совершает добрые дела в течение всей жизни. А нашим предкам давали фамилии по их делам.

Ваша задача за 1 минуту подобрать или придумать как можно больше фамилий с корнем – - добр-.

Эти фамилии может и существуют. А вот фамилии с корнем “-добр-” реальных людей:

(1928 – 1971) – космонавт, Герой Советского Союза, полёт на “Союзе-11”. Погиб при возвращении на Землю.

Добронравов Николай – современный поэт-песенник.

(19– в 1962 году посол в США.

Добрынин Вячеслав – известный современный композитор.

И этот список можно продолжать долго.

7. Игра "Сказочный герой – добрый или злой"

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

8. Рисунок “Доброта”.

9. Комплименты.

А часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами" Почему? (Ответы детей)

Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей)

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово "добро"

Добро пожаловать!
В добрый час!
В добрый путь!

За такие рисунки мне хотелось бы подарить вам комплименты. А знаете ли вы, что это такое?

Давайте говорить друг другу комплименты.

Ребята встают друг против друга и, глядя друг другу в глаза, говорят комплименты.

Я тоже хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо с вами работать.

10. Добро и зло на чашах весов

«Спешите делать добро». Эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц. Он очень много делал по облегчению условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

Учитель показывает самодельные чашечные весы.

Что вы сделали хорошего?

Чем вы помогли людям?

На одну чашу мы будем класть "зло" (таблички с надписями "Зависть", "Жадность", "Грубость" и т. д.).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром". Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою "капельку" (приготовить заранее). Вскоре чаша весов "добра" перевешивает чашу "зла".

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации : дом, птицы, деревья, фигурки детей, облака, солнце. Получается красивая аппликация.

Как мы назовем эту картину? ("Мир", "Как прекрасен этот мир", "Добро победило зло").

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).

11. Подведение итогов

Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

Надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится Земля быстрей.

Если будем мы хоть чуточку добрей!

Финальная песня «Дорогою добра»

right " style="border-collapse:collapse;border:none;margin-left:6.75pt;margin-right: 6.75pt">

Можно ли человека заставить быть добрым? Можно ли стать добрым на время? Нужно ли быть добрым к любому человеку? Легко ли быть добрым? Есть ли у вас желание делать добрые дела? Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах? Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям явля-ется умение прощать?

Конспект классного часа для 5 класса на тему «Азбука общения»

По утверждению психологов главной и определяющей деятельностью для младших подростков является общение. А лучшие возможности для общения предоставляет совместная работа или игра. В данном сценарии автор объединяет эти 2 занятия и предлагает сценарий игры, в ходе которой возникают различные ситуации для общения.

Выполняя задания игры, дети обсуждают варианты ответов, учатся уважать чужое мнение, учатся находить объединяющие качества, выявлять положительные черты характера у сверстников, что способствует сплочению коллектива, выработке позитивной установки в общении.

Цели: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Форма : групповая игра.

Оборудование:

а) приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»;

б) приготовить квадраты (по количеству экипажей) из бумаги разного цвета, разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже). Если цветной бумаги не хватит, можно сделать квадраты в горошек, в полоску, в клетку и т. п.

Оформление класса

На перемене перед классным часом нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.

На перемене перед классным часом на доске записать положительные человеческие качества.

Качества, которые украшают человека

Красивый

Любознательный

Эрудированный

Деликатный

Искренний

Симпатичный

Разносторонний

Тактичный

Справедливый

Аккуратный

Вежливый

Надежный това

Рассудительный

Воспитанный

Толковый

Интеллигентный

Бескорыстный

Трудолюбивый

Душевный

(не жадный)

Старательный

Сердечный

Скромный

Отзывчивый

План классного часа

1. Интерактивная беседа на тему «Общение».

2. Мини-лекция «Золотые правила общения».

3. Игра «Тайна третьей планеты»:

а) «Экипаж». Формирование групп;

б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков;

в) Планета открытий. Поиск положительных качеств;

г) Планета «Бумеранг».

4. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа на тему «Общение»

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.

Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?

Примерные ответы детей:

Дома мы общаемся с членами своей семьи.

Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.

Потом мы будем работать, будем общаться с людьми на работе.

Даже старые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача, общаются с работниками ЖЭКов.

Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, МЫ будем общаться по радио с Центром управления полетом.

Классный руководитель. Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора, драка, ругань - это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение?

Дети отвечают.

Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?

Дети дают ответы, классный руководитель комментирует, уточняет понятия (тактичность и деликатность - это душевная тонкость, нежность, вежливость).

Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?

Примерные ответы детей:

Принять его таким, какой он есть.

Найти в нем что-то хорошее.

Простить ему какие-то недостатки.

Пожалеть его.

Сочувствовать ему.

II. Мини-лекция «Золотые правила общения»

Классный руководитель. Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.

Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дэйла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:

Как понравиться окружающим;

Как стать популярным;

Как заставить людей выполнять твои желания.

Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует - значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.

Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.

Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?

Этих правил всего 2. И вытекают они из Евангелия.

Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».

Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».

Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».

III. Игра «Тайна третьей планеты»

Цель: найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников; научиться ставить себя на место другого человека.

«Экипаж». Формирование групп

Классный руководитель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 400 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 8 (красный, белый, синий, желтый, коричневый, лиловый, зеленый и оранжевый).

Все дети выходят к доске, вытягивают детали из бумаги.

Классный руководитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле.

Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы.

Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.

Дети собирают квадраты. Классный руководитель обходит столы, проверяет результаты.

Планета «Содружество». Поиск общих признаков

Классный руководитель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета - Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу - найти что-то общее для всех 4 членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.

Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т. п.

Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?

А кто нашел больше 5 таких признаков?

Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи.

Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.

Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.

Планета открытий. Поиск положительных качеств

Классный руководитель. А вот и вторая планета - Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?

Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.

Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика напишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача - найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.

Примерный вид таблички на путевом листке

Таня Иванова

Игорь Сидоров

Ира Смирнова

Искренняя

Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству.

В течение 3-5 минут дети выполняют задание.

Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей еще что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по 1 положительному качеству.

Когда путевой листок вернется к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке столько прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий, сколько экипажей.

Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству под фамилией участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.

Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг»

Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого

Классный руководитель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но при чем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.

Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам дается 1 минута.

Фраза для первого экипажа: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жевачку. И вдруг я вспомнил...» Что же вспомнил этот древний ученик?

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже приклеивал жевачку куда попало, не думая о других людях.

Классный руководитель. Второй экипаж, слушайте вашу фразу: «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.

Классный руководитель. Третий экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.

Классный руководитель. Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу: «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.

Классный руководитель. А теперь фраза для пятого экипажа: «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо много смеялись. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.

Классный руководитель. Шестому экипажу достается такая фраза: «Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.

Классный руководитель. Фраза для седьмого экипажа: «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ : Я вспомнил, что я тоже портил еду в столовой, не думая о том, что кто-то останется голодным.

Классный руководитель. Восьмой экипаж, угадайте окончание такой фразы: «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.

Классный руководитель. Девятый экипаж, ваша фраза: «Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ : Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Классный руководитель. Десятая фраза достается десятому экипажу: «Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ : Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.

Классный руководитель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы вернуться. нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание - Дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золоте правило нарушил этот древний ученик?

Примерные ответы детей:

На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.

Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.

Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Классный руководитель. Ну вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.

Дети встают за партами, берутся за руки, смыкая цепь.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Землю Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?

Примерные ответы детей:

Мне очень понравилось находить хорошее в людях.

Мне понравилось находить общее у нас, таких разных.

Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы.

Мне кажется, теперь я буду смотреть на людей другими глазами.

Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу.

Дополнительный материал

Игры на развитие навыков общения

Поздороваемся

Участники рассчитываются на раз-два-три. Получаются 3 группы. Разделиться можно и любым другим способом. Например, заранее по числу участников приготовить цветные квадратики: красный, синий, зеленый. Каждой группе предписывается какая-то поза: на корточках, на цыпочках, полуприсев, наклонившись вперед, вбок. Изменять позу нельзя, при этом здороваться придется, соприкоснувшись локтями. Много смеха, веселой неразберихи, прекрасный заряд бодрости.

А еще каждой группе можно предложить роль. «Вы, европейцы, здороваетесь за руку. Вы индийцы - здороваетесь, сложив ладони у лица. Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном. Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами. Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая. А теперь пусть каждый поздоровается с соседом!» В этой игре дети получают урок толерантности: все мы разные, но рады друг другу.

Дадим отпор

Эта игра дает сильное чувство принадлежности к группе и защищенности. Все становятся в круг. Ведущий начинает: «На нас напали комары (жара, холод...)». Ему дружно отвечают: «Дадим отпор комарам». Ведущий быстро указывает на кого-то из участников. Тот предлагает свой вариант. «На нас напала скука!» - «Дадим отпор скуке!» Игру можно сделать проблемной и развивающей внимание. Ведущий говорит, например: «На нас напало желание много знать!», «На нас напали угрызения совести!» Тогда группа кричит не «Дадим отпор!», а «Поддержим!».

Тайный дирижер

Игра на внимание. Участникам надо угадать игрока, который «дирижирует» поведением остальных.

Все становятся в круг. Один из игроков (доброволец или выбранный считалкой) выходит за дверь, а оставшиеся назначают тайного дирижера, движения которого они будут повторять. Ушедший возвращается в центр круга. Игроки (вслед за дирижером) хлопают, топают, кружатся, раскачиваются, исполняют танцевальные движения, водят хоровод, а водящий должен угадать, кто же ими руководит. Раскрытый тайный дирижер сам потом превращается в ведущего.

Волшебные квадраты

Игра вырабатывает умение работать в команде. Потребуются 2 листа ватмана, одинаково расчерченные на 1 б квадратов. Первый лист - у ведущего. В квадратах он располагает различные предметы. Они должны быть парные. Например: в квадратах 1 и 5 лежат одинаковые ручки; в квадратах 3 и Ю - монетки или баночки с краской, а квадраты б и 12 остаются пустыми...

Ведущий на 15 секунд открывает свой лист команде - ей предстоит запомнить расположение предметов. Получив такой же расчерченный лист, игроки должны по памяти разложить на нем только что увиденные предметы в той же последовательности, что и на листе у ведущего, для чего у игроков есть набор предметов, среди которых и такие, каких нет на листе у ведущего. Разговаривать, советоваться вслух - можно.

Изюминка игры в том, что ребята должны сообразить, как использовать преимущества команды. За 15 секунд одному трудно успеть заметить и запомнить расположение всех предметов во всех квадратах, но если каждый член команды фиксирует только свой фрагмент (3-4 квадрата), задание выполняется безошибочно.

Описание идеи : классный час проводится в игровой форме, класс делится на 2 команды (мальчики и девочки). Ребятам предлагается подискутировать на тему, как складываются взаимоотношения между мальчишками и девчонками, кто чаще виноват при возникновении конфликтных ситуаций и, что необходимо сделать или изменить в себе, чтобы наладить дружеские отношения в классе. С помощью классного руководителя и раздаточного материала (карточки с изображением вещей, типичных для мальчиков и девочек) команды формируют свое представление о портрете идеальной девочки и идеального мальчика, учатся выражать позитивные чувства по отношению к друг другу (конкурс комплиментов «Кто смелый), а также стараются проявить заботу и чувство сопереживания за своего одноклассника в игре «Эстафета сочувствия». По окончании классного часа обязательно проводится рефлексия, дети выказывают свое мнение о том, как изменилось их отношение к друг другу, и как порой достаточно всего лишь пары простых слов, для того, чтобы между мальчишками и девчонками возникло взаимопонимание, взаимоуважение и, несомненно, взаимоподдержка.

Необходимые инструменты:

1. Для работы: «Портрет идеального мальчика . Портрет идеальной девочки»: подготовить подсказки (2 экземпляра) - листки, на которых записаны положительные качества. Их по ходу мероприятия учитель вручает девочкам и мальчиками. Ребята в течении пары минут советуются и составляют образ идеального мальчика и девочки, используя подсказки с карточки, а также свои собственные мысли.

умный

играет на гитаре

не курит

уважает окружающих

не пьет

культурный

не ругается матом

добрый

порядочный

справедливый

воспитанный

вежливый

независимый

приятный собеседник

хорошо танцует

романтичный

самостоятельный

красивый

аккуратный

скромный

занимается спортом

умеет вести себя в обществе

не смеется над чужим горем

поможет в трудную минуту

благородный

нежный

умный

играет на гитаре

не курит

уважает окружающих

не пьет

культурный

не ругается матом

добрый

порядочный

справедливый

воспитанный

вежливый

независимый

приятный собеседник

хорошо танцует

романтичный

самостоятельный

красивый

аккуратный

скромный

занимается спортом

умеет вести себя в обществе

не смеется над чужим горем

поможет в трудную минуту

благородный

нежный

со вкусом одевается, обладает чувством юмора

умеет выслушать и посочувствовать

2. Для воспитывающих ситуаций «Учимся выражать позитивные чувства»:

а) игра «Кто смелый?» (для самых смелых мальчишек): карточки с именами и фамилиями девочек класса. На каждой карточке написать одну из фраз, предназначенных именно этой девочке. Затем свернуть в трубочки и положить в коробку. Мальчикам предлагается достать одну из трубочек, прочитать написанную на ней фразу и одарить комплиментом конкретную девочку.

(Имя) Ты сегодня прекрасно выглядишь!

(Имя) Ты сегодня очень красивая!

(Имя) Тебе эта прическа очень к лицу!

(Имя) С тобой поговорить - одно удовольствие!

(Имя) Как я рад тебя видеть!

(Имя) Ты, как всегда, очаровательна!

(Имя) Ты очень умна и красива!

(Имя) Какая ты аккуратная, просто вся блестишь!

(Имя) Ты просто замечательная девочка!

б) игра «Эстафета сочувствия» (для девочек): Предположим, что один из мальчиков попал в непредвиденную ситуацию – поскользнулся и упал в лужу, девочкам предлагается поддержать его и подбодрить. Каждая из девочек получит пронумерованную карточку, на которой записана одна из следующих фраз.

Леша Кикоть

- Бедненький! Как мне тебя жалко! Руки-ноги целы? Это самое главное!

1. Я тебе очень сочувствую, чем я могу помочь?

2. Не унывай, с каждым может случиться.

3. Бедненький! Как мне тебя жалко! Руки-ноги целы? Это самое главное.

4. Что-нибудь болит? Вставай, помогу тебе дойти до медпункта.

5. А пуговицы на месте? Могу пришить, если что.

6. За тетрадки не переживай, у меня есть запасные - поделюсь.

7. Да ведь у тебя ноги совсем мокрые! Запросто можно простудиться! Садись к батарее и грейся, а мы попросим, чтобы тебя не вызывали к доске.

8. Ну, как дела, если что понадобится, проси, не стесняйся. Мы с девочками поможем.

9. Подсох немножко? Тебе нужно согреться, мы принесли тебе горячего чайку из столовой.