Порядок проведения похорон мусульман. Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон

Как хоронят мусульманина? Вопрос, конечно, непростой. Ислам диктует своим последователям определенные законы погребения. Это так называемые законы шариата. В этой статье я расскажу вам, как происходит ритуал погребения мусульманина.

Шариатом предписана и предопределена вся жизнь приверженцев ислама от рождения до самой смерти. Итак, пока умирающий человек еще жив, его кладут на спину таким образом, чтобы его ноги «смотрели» в сторону Мекки. Затем начинается весьма громкое чтение молитвы. Это нужно для того, чтобы умирающий слышал ее. Перед смертью любому мусульманину нужно дать глоток холодной воды. Плакать перед ним строго-настрого запрещается!

Что нужно делать после смерти

Когда мусульманин умер, необходимо подвязать ему подбородок, закрыть глаза, выпрямить руки и ноги и накрыть лицо. На его живот следует положить что-нибудь тяжелое.

Как хоронят мусульманина: омовение

Перед самим погребением необходимо провести процедуру омовения тела. Как правило, похороны мусульманина происходят только после троекратного ритуального омовения, в котором участвуют не меньше четырех человек того же пола, что и сам усопший.

Первый раз обмывают водой с растворенным в ней кедровым порошком, во второй раз в ней растворяют камфару, а третье омовение осуществляется просто чистой водой.

Как хоронят мусульманина: погребение

Законы шариата запрещают хоронить мусульман в одежде. Это делается в одном саване. Материал, из которого он выполнен, должен соответствовать материальному состоянию умершего. Запрещается подстригать волосы и ногти покойному! Его тело должно быть ароматизировано всякими маслами. Затем над ним происходит чтение молитв, после чего его укутывают в саван, делая узлы у головы, у пояса и у ног.

Сделанные узлы развязывают непосредственно перед тем, как тело начинают опускать в могилу. Покойного, закутанного в саван, кладут на носилки и таким образом доставляют на кладбище. Опускают тело обязательно ногами вниз. После этого в яму бросают горсть земли и льют воду. Дело в том, что ислам не разрешает хоронить умерших в гробах. Исключением являются случаи, когда покойный был расчленен, или тело уже разложилось.

Любопытно, что могила может копаться абсолютно произвольно. Все зависит от местного рельефа земли. Погребение сопровождается чтением молитвы со стороны всех присутствующих. В них упоминается имя покойного. Шариат не одобряет надгробия, на котором присутствует образ умершего человека.

На какой день хоронят мусульман?

Желательно осуществить погребение в тот же день, когда человек умер. Это происходит, если смерть застала его в течение дня. В таком случае процедура омовения происходит до заката. После проводится погребение.

Почему мусульман хоронят сидя?

Это связано с определенными представлениями мусульман о загробной жизни. Они считают, что после смерти физического тела душа остается в нем до передачи ее Ангелом смерти Ангелу рая, который подготовит ее к вечной жизни. Но перед этим душа покойного должна ответить на несколько вопросов. Чтобы это происходило в условиях приличия, мусульманину и устраивают такую могилу, в которой он сидит, а не лежит.

Горе ходит рядом с радостью, хорошее мы ждем всегда, но не стоит забывать, что похороны неизбежны в жизни каждой семьи, и приходят они, как всегда, неожиданно и не вовремя... Когда кто-то покидает этот мир, его необходимо проводить достойно, согласно традициям и вероисповеданию усопшего. Мусульманские обряды перехода в мир иной довольно самобытны, кому-то они могут показаться даже странными.

Приведение тела в порядок

Если вы знаете, то для вас не будет новостью то, что процедура подготовки тела проводится в три этапа, согласно сложившейся многовековой традиции. Проводится ритуальное трехкратное омовение усопшего (чем именно - написано ниже), а само помещение, в котором проводятся эти действия, окуривается благовониями. Вернемся к омовению. Для этого используются:

  1. Вода с порошком кедра.
  2. Камфорный раствор.
  3. Прохладная вода.

Некоторые трудности присутствуют в омовении спины, поскольку усопшего нельзя класть грудью вниз. Покойного приподнимают, чтобы омыть его снизу, далее по груди проводят ладонями сверху вниз, надавливая со средней силой. Это необходимо, чтобы из тела вышли все нечистоты. Затем покойного омывают целиком и проводят очищение испачканных мест, если после финального омовения и надавливания на грудь происходил выход экскрементов.

Необходимо подчеркнуть, как хоронят мусульманина в современности - сегодня достаточно один-два раза омыть тело, а проведение этой процедуры более трех раз считается излишним. Умершего обтирают тканым полотенцем, ноги, руки, ноздри и лоб умащиваются благовониями, в качестве которых употребляются, например, Зам-Зам или Кофур. Ни в коем случае не разрешено подстригать покойному ногти и волосы.

На любом мусульманском кладбище имеется помещение для омовений, при этом совершить обряд могут не только родные усопшего, но и, по их желанию, работники кладбища могут на себя взять исполнение этой процедуры.

Законы и правила

По законам Шариата погребать мусульманина на неисламском кладбище, и наоборот - человека другой веры хоронить на мусульманском кладбище, строго запрещено.
Когда задаются вопросом о том, как правильно хоронить мусульманина, при погребении усопшего обращают внимание на расположение могилы и памятника - они должны быть направлены строго в сторону Мекки. Если погребению подлежит беременная супруга мусульманина, которая имела вероисповедание, отличное от мусульманского, то ее хоронят спиной к Мекке на отдельном участке - тогда дитя в чреве матери будет находиться лицом к Святыне.

Захоронение

Если вы не знаете, как хоронят мусульманина, учтите, что еще одним очень важным аспектом процедуры является то, что представителей этой религии предают земле без гроба. Исключительными случаями захоронений в гробах являются сильно изуродованные расчлененные тела или их фрагменты, а также разложившиеся трупы. Умершего доставляют на кладбище на специальных железных закругленных сверху носилках, называемых «табутой». Усопшему готовится могила с отверстием в боковой стороне, которое внешне схоже с полкой - вот туда и помещают покойного. Это исключает попадание воды на тело при поливе цветов. Поэтому на исламских кладбищах нельзя ходить между могилами, так как мусульмане хоронят умерших в могиле, а на деле погребенный оказывается расположенным в ней чуть сбоку, тогда как непосредственно под могилой пусто. Такое местоположение покойного не дает, в частности, животным почувствовать его запах, раскопать могилу и вытащить его наружу. Кстати, именно для этого мусульманскую могилу укрепляют кирпичами и досками.

Над усопшим мусульманином читаются определенные молитвы. Тело опускается в могилу ногами вниз. В могилу принято бросать землю и лить воду.

Почему сидя?

Почему и как хоронят мусульман сидя? Это связано с тем, что мусульмане верят в живую душу в умершем теле сразу после похорон - пока ангел смерти не передаст ее ангелу рая, который подготовит душу усопшего к вечной жизни. Перед этим действием душа отвечает на вопросы ангелов, столь серьезная беседа должна проходить в приличных условиях, поэтому иногда (не всегда) мусульман принято хоронить сидя.

Кафтан для погребения

Как хоронят мусульманина по всем правилам? Есть еще одна особенность. Усопшего принято заворачивать в белый саван или кафтан, который считается могильной одеждой и представляет собой разные по длине отрезы ткани. Лучше, чтобы кафтан был белого цвета, а качество ткани и ее длина должны соответствовать статусу усопшего. При этом кафтан разрешается подготовить еще при жизни человека.

Узлы на саване завязываются у головы, пояса и у ног, а развязывают их непосредственно перед захоронением тела.

Мужской кафтан состоит из трех кусков полотна. Первая покрывает покойного с головы до ног и называется «лифофа». Вторым отрезом ткани - «изором» - оборачивается нижняя часть тела. Наконец, сама рубаха - «камис» - должна быть такой длины, чтобы прикрывались половые органы. Позволяют понять, как хоронят мусульман, фото, представленные в статье.

Что касается женского погребального костюма, то мусульманку хоронят в кафтане, состоящем из вышеописанных частей, а также платка («кирки»), покрывающего голову и волосы, и «химора» - куска такни, прикрывающего грудь.

Дни и сроки

Законы Шариата четко определяют, как хоронят мусульман - мужчин и женщин. Эту процедуру следует проводить в день смерти покойного. На похоронах присутствуют только мужчины, но в некоторых мусульманских странах на процессию допускаются и женщины, у представителей обоих полов голова должна быть покрыта. Речи на похоронах говорить не принято, только мулла читает молитвы, оставаясь у могилы еще примерно на один час (а раньше - до восхода солнца) уже после процедуры захоронения и ухода процессии с кладбища (своими молитвами он должен «подсказывать» душе покойного, как правильно отвечать ангелам). На картинке ниже вы можете увидеть, как хоронят мусульман - фото иллюстрирует молитву муллы.

Как и в христианстве, в исламе есть третий, седьмой (не девятый) и сороковой дни с момента смерти, которые являются памятными. Помимо этого, родственники и знакомые покойного каждый четверг с седьмого до сорокового дня собираются и поминают его чаем, халвой и сахаром, во главе стола сидит мулла. Дом, где проживал умерший, не должен слышать музыки 40 дней после трагического события.

Особенности похорон ребенка

Заранее покупают голубей, число которых должно равняться числу лет умершего. Когда похоронная процессия выходит из дома, кто-то из родственников открывает клетку и выпускает птиц на волю. В детскую могилу кладут любимые игрушки безвременно ушедшего ребенка.

Самый тяжкий грех - посметь отнять жизнь

Почему же богобоязненные мусульмане отваживаются на самоубийство, и как хоронят самоубиенных мусульман? Исламская религия категорически запрещает как насильственные действия по отношению к другим людям, так и над своим телом (акт самоубийства - это насилие над своей плотью), наказывая за это дорогой в ад. Ведь совершая акт самоубийства, человек противится Аллаху, который предопределяет судьбу каждого мусульманина. Такой человек по факту добровольно отказывается от жизни его души в раю, то есть как бы вступает в спор с Богом... - мыслимо ли это?! Зачастую такими людьми движет банальное невежество, истинный мусульманин никогда не отважится на такой тяжкий грех, как самоубийство, ибо понимает, что его душу ждут вечные страдания.

Похороны самоубийц

Несмотря на то что исламом осуждается незаконное убийство, обряд погребения проводится в обычном порядке. Вопрос о том, как хоронят мусульман-самоубийц, и как следует это делать правильно, не раз вставал перед руководством исламской церкви. Существует предание, согласно которому пророк Мухаммед отказался читать молитву над самоубийцей и таким образом наказал его за тягчайший грех и обрек его душу на муки. Тем не менее, многие считают, что самоубийца - это преступник перед Аллахом, но не по отношению к другим людям, и такой человек сам будет держать перед Богом ответ. Поэтому и процесс захоронения грешника ничем не должен отличаться от стандартной процедуры. Сегодня запрета на проведение погребальной молитвы над самоубийцами не существует, муллы читают молитву и проводят процедуру погребения по обычной схеме. Во спасение души самоубийцы его близкие могут совершать благие деяния, подавать милостыню от имени погребенного грешника, жить скромно, чинно и строго следовать законам Шариата.

В состоянии стресса от потери близкого человека представителям мусульманской культуры в Челябинске не так просто организовать похороны по законам шариата. Нужно купить все необходимое, затратив время на поиск ритуальных принадлежностей, организовать всю церемонию до мельчайших деталей, оформить необходимую документацию - и все это в максимально сжатые сроки.

Ритуальная служба «Реквием» имеет огромный опыт оказания ритуальных услуг и достаточные компетенции для того, чтобы провести мусульманские похороны . Мы готовы предоставить полное сопровождение обряда похорон, чтобы защитить Вас от ненужной травматизации в ходе подготовительных мероприятий, которые не всегда понятны представителям иной культуры.

Организация похорон по мусульманским обычаям

Как написано в Коране, уважительное и исполненное веры погребение дает возможность правоверному в ином мире обрести покой. И не всегда получается так, что близкие умершего имеют представление об организации похорон по мусульманским традициям - система обрядов похорон у мусульман имеет свою специфику, а индивидуальная трактовка священного текста недопустима (а зачастую и невозможна, в силу его сложности). Тогда лучше доверить обряд похорон и все его подготовительные этапы ритуальной службе, чьи представители обладают глубоким пониманием законов шариата и и имеют все необходимое для осуществления церемонии по мусульманским обычаям.

В ортодоксальном варианте организация мусульманских похорон подразумевает такие действия:

  • омовение и обмывание тела покойного — тахарат и гусуль;
  • помещение его в саван;
  • погребение и прощание — дафр;
  • поминки .

Рассмотрим все этапы церемонии похорон у мусульман

Согласно мусульманским обычаям, существует неукоснительный принцип омовения и обмывания тела покойного - начинают всегда с тахарата, потом проводят гусуль.

Всей церемонией руководит гассал — сведущий человек, знаток мусульманских традиций похорон . Это может быть мулла либо почитаемый общиной старец. Эту роль в условиях современной культурной ситуации может взять на себя представитель ритуальной службы . Как правило, распорядителю помогают несколько подручных (от 4 человек), в числе которых обязательно находится родственник покойного. Лица разного пола не допускаются к процессу обмывания (кроме супружеских пар и малолетних - до 5 лет).

Мусульманские похороны предписывают класть тело навзничь стопами к Мекке, в которой есть священная Кааба. Под подбородком протягивают и завязывают ленту, а в зону живота накладывают тяжесть.

Закутывание саваном

Проведение похорон по мусульманским традициям исключает погребени е тела в обычной одежде. Тело одевают в кафан, имеющий три составляющие - лифофу, целиком закутывающую тело, изор, покрывающий ноги, камис — удлиненное одеяние.

Сначала тело одевают в камис, размещают его на разложенной лифофе, покрывают ноги изором и закутывают верхнюю часть тела в лифофу, завязывая полотно в зоне головы, туловища и стоп. Женщинам на грудь под камис завязывают кирку — тканевое полотно порядка 150 см длиной, волосы покрывают платком, закрепляя узлом. При погребении узлы лифофы развязывают.

Прощание

Обряд похорон по мусульманским законам предписывает быстрее захоронить покойного. До погребения тело запрещено покидать - рядом всегда должен кто-то быть и молиться. Поза умершего - на спине стопами к Мекке либо на правом боку головой к кибле.

Ислам не одобряет такую атрибутику, как надгробные плиты, венки и любые иные украшения могилы. На мусульманском кладбище могилы отмечены холмиками земли в четыре пальца высотой.

Поминки

Когда завершились церемонии прощания и похорон, у мусульман принято почтить память всю покойную родню усопшего. Вначале поминки организовывают после похорон, затем - на 3, 9, 40 дни и спустя год после смерти. Мусульманские обычаи не предполагают приготовление особых поминальных яств, однако принято начало застолья отмечать чаем и сладким. Все проходит обычно в молчании, чтобы гости не досаждали хозяевам.

Процедура похорон у мусульман

Ислам предписывает общие правила, однако есть вариации в трактовке этого обряда в различных азиатских странах - сформировались обычаи, пережившие влияние древних языческих времен. Ритуальная служба «Реквием» придерживается законов шариата для организации похорон у мусульман , однако всегда прислушивается к пожеланиям близких покойного. Как гласит ортодоксальный свод правил, кремация в ходе мусульманских похорон исключена, хотя, если выбора нет и сжигание трупа необходимо и обосновано, это вполне допустимо.

К месту погребени я тело приносят на носилках, крышка которых раздвигается — лик умершего принято скрывать от досужих зрителей. На дне носилок выстелено одеяло, крышка покрыта полотном ткани.

Мусульманские похороны предполагают наличие двух разновидностей могилы: лахада и ярмы. Первая разновидность напоминает фамильный склеп, созданный по европейской традиции, - углубление в земле, представляющее собой келью с круговым входом, где могут уместиться все пришедшие проститься. Лахад предполагает размещение тела навзничь ступнями к Мекке либо на правом боку лицом к Каабе.

Ярма напоминает земляное углубление с полкой. Тело туда опускают стопами вниз, а голова должна при этом смотреть на Восток. Вся процедура погребения сопровождается чтением молитв имамами, это четыре основные поминальные молитвы.

Вновь созданную могилу на кладбище опрыскивают водой, потом присутствующие по очереди присыпают ее семью горстями земли. После завершения церемонии у могилы остается один человек, и он читает особую молитву — талкин, свидетельство правоверности умершего перед ликом ангелов смерти, которые вскоре заберут его.

Допустимо ли использовать гроб при проведении похорон у мусульман?

Иногда представители ислама отрицают саму возможность применения гроба, однако священнослужители дают возможность родне умершего самой решить, насколько целесообразно использовать гроб в каждом конкретном случае.

Церемония похорон у мусульман не нуждается в применении гроба, когда тело приносят на особых носилках - тобуте. В этом случае лик умершего спрятан за раздвигающейся крышкой, а само тело предают погребению в саване. Но сегодня возможен поиск и иных альтернатив. Популярность и востребованность кремации требует покупки гроба.

В исламе не одобрено предавать тело огню, однако имамы сегодня не осуждают тех, кто решил выбрать этот способ погребения . В частности, кремация вполне допустима, если средства ограничены и невозможно приобрести место на мусульманском кладбище. Тогда гроб лучше приобрести открытый - это будет воплощать готовность покойного обратить взор на Аллаха.

Кодекс поведения на похоронах у мусульман

Основное, что стоит помнить, - мусульманские похороны предписывают каждому присутствующему большую сосредоточенность. Нельзя громко говорить, бурно выражать эмоции, тем более - спорить, ссориться. Всем своим поведением присутствующие должны показывать Аллаху свою покорность его волеизъявлению и достойное поведение.

Бурные возгласы, сильный плач - это вызывающее поведение, отвлекающее присутствующих от поминальных молитв, сопровождающих похороны, если только хоронят не новорожденного.

Похороны мусульман предполагают, что после создания могилы, все, исключая читающего талкин, сразу оставляют кладбище. Как правило, родня созывает всех на поминки. Отказ не одобряется, однако и хвалить хозяев и вообще быть красноречивым не рекомендуется. Одобряется спокойное, сдержанное поведение.

Итак, четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это является для мусульман коллективной обязанностью.

В хадисе, переданном аль-Хакимом и аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто выкопал могилу мусульманину и, уложив его в нее, засыпал, тому Всевышний зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня ».

Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется похоронить умершего как можно скорее. Мусульманина следует хоронить только на мусульманском кладбище. Можно похоронить умершего и после захода солнца. В случае эпидемии или войны допускается хоронить нескольких умерших в одной могиле, установив барьеры между их телами.

Самой малой и необходимой могилой является такая яма, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т. е. защищает его от того, чтобы хищники раскопали бы его могилу и съели бы его тело.

Если, не выкопав яму и положив тело умершего прямо на поверхности почвы, соорудить над ним какое-либо строение или засыпать его множеством камней и землей, этого будет недостаточно, даже если это препятствует распространению запаха и оберегает от диких животных. Потому что это не называется погребением, и чтобы действо называлось погребением, необходимо вырыть яму (могилу).

Нельзя хоронить таким же образом и в домах, сооруженных под землей, ибо даже если это защищает от зверей, но не препятствует распространению запаха. Так говорится в книге «Тухфат».

Ибн Салах и Субуки говорят, что хоронить умершего в таких (подземных) домах является греховным (харам).

Ибн Касим же пишет, что если этот дом сооружен в яме (под землей) и защищает умершего от диких зверей и запаха, то достаточно хоронить его и там, а если он не отвечает этим требованиям, то усопшего не хоронят в нем. Так говорится в книге «И‘анат».

В книге «Бушра аль-карим» приведены три причины в пользу запретности захоронения умершего в подобных домах:

1) смешивание в них умерших мужчин и женщин;

2) возникает необходимость хоронить там же очередного умершего, пока тело похороненного там окончательно не разложилось;

3) и это не препятствует распространению запаха, исходящего от мертвого.

Сооружение могилы

Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище.

Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см).

В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо » (Ибн Маджа).

Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см).

Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким.

Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см).

В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку.

Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу.

Мусульман не принято хоронить в гробу (табут) – это нежелательно (макрух), хотя это и не запрещено. В исключительных случаях умерших хоронят в гробу, и это не будет макрухом, например, если мусульманин погиб и его тело было расчленено или когда труп уже разложился и т. п.

Запрещается хоронить мусульман в стене, а также кремировать его тело, даже если он при жизни завещал это или дал на это свое согласие.

Существует стойкое мнение, что якобы в Исламе существуют определенные дни поминок мусульман . Шариат не приветствует проведение поминок, но и нет строго запрета. Необходимо учесть то, что мусульмане различных регионов России частично перенимали субкультуру того региона, в котором находятся.

Происходила ассимиляция с другими национальностями. Культуры народов объединялись и менялись со временем. Естественно так же это не могло не сказаться на религии в целом и отношению разных народов к поминкам, в частности.

С начала 80х годов и до нашего времени происходит постепенное реформирование в религиозном мире. На смену традициям предков приходят истинные каноны Ислама. По Шариату для траура дается три дня . На 3й день поминальный обед вполне можно заменить садака.

В отличии от православной религии «садака» не только милостыня для нищих. Это может быть любое богоугодное дело. Общественное деяние, которое принесет пользу многим людям тоже считается садака.

Если все деньги мусульмане будут вкладывать в помощь нуждающимся, строительство дорог, школ, больниц и т.д., а не в проведение роскошных поминальных обедов, то это будет истинным садака.

Дни поминок мусульман в 7, 40 и 1 год скоро потеряют свою актуальность. Они не являются сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии) . Поэтому по значению не должны отличаться от дней других.

Неужели об умерших нужно вспоминать только в эти дни? Поминальный обед разве сможет заменить искренние молитвы и облегчит участь душе в Судный день? Ценить людей нужно при жизни. После смерти за них можно только молиться.

В день похорон для близких усопшего нужна помощь если не материальная, то хотя бы моральная. Многие народности в Исламе в этот день приходят помочь с погребением. Не грешно их накормить, если не считать это именно поминками в прямом понимании.

Но и сами люди должны осознавать, что в этот день не стоит своим присутствием создавать дополнительные проблемы с поминками. Если искренне решили помочь, то участие в погребение и молитвы за покойного будет достаточно. После похорон у многих народов в Исламе сразу расходятся по своим домам.

Соседям или родственникам желательно на 3 дня пригласить близких покойного к себе. В дни траура нужно, чтобы с ними кто-то был рядом. Бытовые проблемы в любом случае для скорбящих отойдут на второй план. А вот нахождение в доме, в котором совсем недавно умер близкий человек, способно увеличить скорбь и ухудшить без того нелегкие душевные муки.

До сих пор традиции, которые достались от предков еще с советских времен, главенствуют в проведении похоронных обрядов и поминок. Дни поминок мусульман в 3,7,40 и год, а также в 52 дня еще принято отмечать у народностей на территории бывшего советского союза.

Этот атавизм прежнего периода порицается религиозными деятелями Ислама. Можно рассматривать поминальные обряды разных народов мусульманского мира только, как культурное наследие. Истоки этих обрядов следует искать в далеком прошлом.

Похоронные и поминальные традиции могут различаться у одного народа, проживающих в разных регионах. Поэтому не стоит удивляться, если от приезжей родни услышите про обязательную традицию при поминовении, про которую не приходилось слышать до этого . Также это касается и проведения похорон.

Небольшое отступление. К примеру, у астраханских татар в начале IX века существовало несколько похоронных обычаев, которые могли несколько удивить поволжских татар. Единый народ, единая вера, но разное отношение к похоронам. После того, как могила покойного засыпана, все участники похорон расходятся по домам. Поминки в этот день не проводятся.

На могиле остается только один из близких умершего и могильщики, с которыми он должен рассчитаться за копку могилы. С ними он рассчитывается отрезом куска ситца. Учитывая то, что данная традиция имело место быть в начале прошлого века, кусок ткани может и имел какую-то ценность. Могильщики же ссорились при дележе ткани вплоть до драки.

Согласно поверью астраханских татар после того, как могила засыпана, к покойному приходит сатана. Если он видит ссору, то стремиться разжечь еще большую вражду между спорящими и сразу летит к ним. В этот момент душа покойного сможет ответить правильно на вопрос двух ангелов о том, кто его Бог. Сатана же не успевает его запутать в тот момент. С этой целью могильщики и заводят ссору.

Поверья и обычаи играют в поминках немаловажную роль. Родня и близкие покойного, естественно, опираются на те традиции, которые велись испокон веков. Нередко такие обычаи превалируют над основами религии.

Одно из правил Шариата- поминки делаются не для того, чтобы объедать близких покойного, а помочь им в трудную минуту . В свою очередь близкие выражают свою скорбь и почтение к умершему, давая садака нуждающимся и неимущим. Казалось можно этим и ограничиться. Опять же необходимо учитывать обычаи того народа, где проводятся поминки.

В Азербайджане будет считаться позором для семьи, если покойного не проводить достойно . Поэтому только скудное угощение и садака нищим - не для азербайджанцев. Исстари повелось так, что их поминальные обеды подразумевало наличие обильных угощений. Количество народа не ограничивалось приглашенными. Там не принято приглашать. Каждый имеет право прийти на поминки, если считает своим долгом проститься с умершим.

Поэтому на поминки в отдаленных населенных пунктах приходили со всех соседних поселков, а в городе целые кварталы. Количество народа набирается великое множество. Гостеприимство азербайджанцев не позволяет уйти гостям голодными. Затраты на поминальные обеды нередко превышает свадебные.

Обычно частные поминки у мусульман проводят на 3-й, 7-ой и 40-ой день и годовщину. Так же на 52 день принято считать, что тело полностью разлагается. Поминальным днем принято считать каждый четверг до 40-го дня. Сложно подсчитать, сколько за это время приходится родне умершего встречать различных гостей и каких все это стоит финансовых затрат.

Киргизы тоже не сторонники аскетических поминальных обедов. Обычаи их предков настоятельно рекомендуют разнообразить меню с угощениями и накормить большое количество народа. Это должно умилостивить дух умершего . Обязательно режут скот для угощения. Является своего рода жертвоприношением.

Не каждый содержит свою скотину, приходится покупать. Гостей много. Меню в соответствии с поминальными обрядами предков требует так же не малых затрат. Совсем неудивительно, что родственникам умершего приходятся занимать немалые деньги, чтобы соответствовать традициям.

Чечня и Ингушетия . Не придерживаются столь расточительных обычаев, как в Азербайджане. Но также поминки проводятся с массой народа, которые явились помочь в похоронах. Все вопросы, связанные с похоронами; омовением тела, подготовкой к погребению, копкой могилы - они берут на себя.

Следовательно, необходимо их всех накормить, разместить приезжих, найти дополнительные столы и стулья. Все эти житейские хлопоты могут на некоторое время отвлечь близких умершего. Уважить гостя-это основное правило для этих народов. Свои горести уходят на второй план . Может в этом то и заключен скрытый смысл поминок у чеченцев и ингушей?

Поволжские татары и башкиры . Традиции не отличаются столь разительно от всех других мусульман России. Дни поминовения те же: 3, 7, 40 и год. 52 дня не является обязательным днем для поминок, но рекомендуется в этот день читать молитвы. Считается, что мясо отделяется от кости и покойный мучается от этого.

Поминки у татар проходят скромно, с молитвами и обязательной раздачей подарков и садака «хаер». На поминальном столе поволжских татар не увидите экзотических блюд. Обычно это повседневная еда: суп из баранины, лапша с картошкой и мясом, много фруктов выпечки и сладостей. Женщины и мужчины обычно едят раздельно, за отдельными столами или в разное время.

Поминки у татар и башкир-это в первую очередь возможность собравшимся почитать молитву за упокой. При этом можно почитать не только за одного, а за всех умерших родственников. Раздавая хаер собравшимся-это скорее не садака, а традиция от предков. Каждому обычно дают небольшую сумму, в 2017 году это не более 50-100 руб.

В обязательном порядке деньги дают деньги и маленьким детям. Хаер раздаю не только деньгами, но и носовыми платками и т.д. Уходящим гостям собирают с собой угощение, нередко собирая в пакет дополнительно пакеты с чаем и другими гостинцами. Чуть побогаче собирают пакет для того, кто читал молитву или рассчитываются с ним деньгами.

Как видно из вышесказанного, что поминки у татар не отличаются излишними затратами. Если каждый из собравшихся мусульман прочитает молитву за душу покойного, то тем самым увеличит шансы его душе попасть в Рай . Так же, придя домой и кушая подарки с поминок он будет поминать покойного добрым словом и молитвами. В этом цель у поминок среди мусульман татар и башкир.

Традиции пришедшие из глубины веков со временем теряют свой первоначальный статус. Похоронные обряды и поминальные обеды обретают новые формы. Ранее упоминали, что детали в проведении обрядов поминовения могут сильно отличаться даже в соседних городах.

Чтобы соблюсти все каноны Ислама в этом деле лучшим вариантом будет позвонить в местную мечеть . Там помогут советом и делом. Если же запланировать проведение поминок заранее, то вполне можете воспользоваться услугами нашего сайта. Необходимо только разместить запрос и специалисты кейтеринговых компаний, ресторанов сами сделают Вам предложения и Вы сможете выбрать наиболее подходящее для Вас.

Вам может быть интересно:

Размещен: 4 месяца назад

Размещен: 8 месяцев назад

Размещен: 1 год назад

Размещен: 1 год назад

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью проведения похорон. Вполне объяснимо желание родственников соблюсти все обрядовые традиции, чтобы отдать дань памяти усопшего. После церемонии на кладбище поминальная трапеза является обязательным обычаем. На ней собираются все близкие, друзья и коллеги покойного, чтобы помянуть его добрым словом. Организация поминок в кафе - это рациональный вариант поминального обеда, который пользуется большой популярностью у людей разной платежеспособности.

Суть и значение обряда

Поминки - это особый обряд, который выполняется не только после похорон, но и на 9 и 40 день после кончины (у православных). Цель этой традиции собрать воедино всех, кого покойный любил и уважал при жизни. Также поминальный стол организуется на годовщину смерти. В православной культуре этот обычай свято соблюдают особо набожные и верующие люди, считая, что душе новопреставленного приятно лицезреть и слышать о себе хорошие слова, а главное - знать, что, несмотря на физическую смерть, память о нем вечна. Смысл поминок гораздо глубже, чем просто трапеза. Собравшиеся должны молиться об успении (вознесении души в Царство Божье) и вспоминать о нем все самое светлое и доброе.

Особенности проведения

Чтобы облегчить и без того тяжелые хлопоты, можно заказать поминки в кафе . Поминальный обед, проведенный таким образом, соответствует всем необходимым требованиям. По старой русской традиции поминки организовывались при помощи соседей и знакомых. К сожалению, в современном мире этот обычай канул в лету. И все заботы о накрывании столов ложатся на плечи близких. Кроме того, габариты современных квартир не всегда способны разместить большое количество людей. Плюс посуда, оставшаяся после ухода прощающихся, опять же становится заботой родственников. Традиционные поминки требуют особого меню на поминальном столе. Не допускается присутствие мясных и рыбных блюд, содержащих кости, а также острых столовых приборов. Кушанья на столе должны быть простыми и незатейливыми. Помимо специальных ритуальных блюд, меню можно разнообразить дополнительными. Сервировка стола должна соответствовать дню поминовения. В домашних условиях многим людям сложно соблюсти все эти прописанные нормы. Поэтому многие люди, потерявшие близких, начинают подыскивать заведения общепита, соответствующие всем вышеперечисленным нормам. Для людей с ограниченными финансовыми возможностями удобно будет заказать поминки в столовой . Однако здесь есть один существенный минус - отсутствие отдельного зала. Поэтому люди, пришедшие помянуть усопших, будут отвлекаться на посторонних посетителей и привлекать к себе внимание в этот траурный день. Создать спокойную атмосферу в такой обстановке будет непросто.

Особенности и порядок подбора

Подбирая заведение для проведения поминального обеда, обратите свое внимание на:

1. Местоположение кафе (до него должно быть удобно добираться после кладбища);

2. Наличие обособленных залов;

3. Опыт в организации подобных мероприятий;

4. Меню кафе;

5. Цены на поминки .

Наличие опыта в накрывании таких обедов является основополагающим, так как персонал должен быть максимально тактичен по отношению к чувствам скорбящих. Стоимость поминок в кафе будет зависеть от выбранного меню и количества посадочных мест. Примерно можете ориентироваться на цену поминок от 800 до 1000 рублей за одного человека . Заранее обговорите все детали мероприятия с администрацией заведения. Попросите их подготовить зал для траурного обеда к определенному времени. Взвешивая все за и против, большинство людей все-таки приходит к выводу, что такой вариант поминовения покойного является наиболее разумным.

Мы предлагаем

Ритуальная платформа «Мортем» соболезнует вашему горю. У нас вы можете найти список организаций , которые возьмут все заботы по проведению ритуального поминовения на себя. Также на сайте вы найдете всю необходимую информацию о проведении всех необходимых ритуалов и сможете воспользоваться помощью компетентных специалистов, благодаря статьям блога и форуму . Помните, что человеческая жизнь вечна, главное никогда не забывать своих ушедших родных и близких.

С уходом близких в иной мир мы болезненно ощущаем утрату. Все, что напоминает нам о них - место захоронения. Туда можно прийти и поговорить с умершим, выразить скорбь и отдать дань памяти. Конечно, каждый день посещать кладбище не стоит. Каждая религия регламентирует определенные дни памяти, в которые необходимо навещать ушедших. Помимо таких дней, необходимо навещать место захоронения, чтобы навести порядок: скосить траву, покрасить оградку, помыть памятник, убрать ветки. Но бывает, нет возможности это сделать. Тогда целесообразно обратиться за помощью к ритуальным специализированным бюро, где агенты готовы предложить свои услуги и знают план работ по уходу за могилами на кладбище . Сервис «Мортем» - это быстрый способ найти лучшего исполнителя по выгодной цене.

Когда следует посещать могилу

Для каждого вероисповедания существуют свои правила, когда можно посещать кладбище . Считается, что в эти дни образуется лучший контакт между живыми и мертвыми. Православные каноны трактуют необходимость посещения места захоронения на поминки после смерти на 3-й, 9-й, 40-й дни, а также в день смерти каждый год (годовщину). Также желательно совершать визит на могилу умерших на Родительскую неделю (после Пасхи) и Радоницу (9 день после Пасхи). В сам Светлый праздник Пасха, а также на Рождество, Троицу, Благовещение навещать могилу и совершать панихиду нельзя! В мусульманском мире определенных правил посещения кладбища нет. Для представителей этого вероисповедания важно приходить на место захоронения в дни поминок умерших : на 3-й, 7-й, 40-й дни и на годовщину, а также в любой день. А если человек хочет посетить могилу в пятницу, то советуют это сделать после совершения пятничного намаза. В остальные дни можно посещать усопших в любое время, даже ночью. У иудеев к местам памяти умерших принято приходить только на годовщину - в йорцайт, которая отмечается только по еврейскому календарю.

Посещения, не связанные с поминками и болью утраты

Посещение любого кладбища не должно ограничивать только годовщиной смерти и тяжелым состоянием после ухода близких. Важно, следить за состоянием места памяти. Исходя из климатических условий, времени года, материалов, из которых изготовлены ограды, памятники, кресты, нужно определить количество посещений для ухода за могилами. Обычно, выполняются следующие работы:

1. Очистка участка захоронения от мусора;

2. Покраска ограды;

3. Посадка цветов и деревьев;

4. Мойка памятника и проверка его состояния;

5. Очистка ритуальной таблички;

6. Уборка старых венков;

7. При необходимости скос травы и ее уборка.

Необходимо как минимум 2 раза в год посещать кладбище для того, чтобы навести порядок. Часто, люди делают это весной (в период роста травы и растений), осенью (перед зимним периодом).

Помощь сервиса «Мортем»

Одним из способов проявления уважения, любви, скорби является постоянный контроль за состоянием участка на кладбище. Многие ввиду своей занятости или нахождения в другом регионе относительно места захоронения, не могут часто навещать могилы для выражения скорби и поддержания порядка. В таких ситуациях выгодно заказать услуги по уходу за могилой у профессионалов ритуальных агентств. А чтобы не тратить время на поиск подходящего исполнителя, заходите на ритуальный сервис «Мортем», где сможете ознакомиться с имеющимися агентствами в нужном городе, спектре их услуг, стоимости работ. Для удобства получения выгодных предложений, вы можете оформить необходимый запрос . Ознакомиться с популярными ритуальными темами для организации похорон или поминок, поиске могилы сможете на специальном форуме . Здесь каждый найдет ответы на самые сложные и болезненные вопросы.

В России во все времена отмечались важные, значительные даты. При жизни мы празднуем дату рождения, а после ухода в мир иной — поминаем душу умершего. Проведение поминок на 1 год особенно для христиан, характерна вера в воскресенье и дальнейшую жизнь души вблизи Бога. Для верующих людей душа никогда не перестает существовать.

Как поминать усопшего дома

Устроить поминальный обед в память усопшего на первую годовщину можно дома или в кафе. Трапеза начинается после посещения церкви и кладбища. Обычно приглашают близких людей, которых рад видеть сам покойный.

Перед тем как сесть за трапезу:

  1. нужно помолиться;
  2. прочесть 17 кафизму или чин панихиды;
  3. зажечь свечи.

Сам заупокойный обед проходит достойно и размеренно. Разговоры ведутся в полголоса и должны быть приличными. Смеяться и шутить запрещено. Организация поминок - дело специфичное. Если хочется сделать все на должном уровне, можно заказать эту услугу. В этом непростом деле вам поможет наш сервис Mortem, на котором вы сможете выбрать агентство-организатора и сопутствующие товары и услуги .

Что подается к трапезе

На поминальную трапезу готовятся особенные блюда. Они могут быть разными, но обязательной является кутья. По сути - это пшеничная или рисовая каша, которая:

  1. необходима сладкая;
  2. заправляется медом;
  3. содержит в себе изюм, орехи и другие сухофрукты.

Кутья символизирует собой кушанье, которое едят праведники на небесах. Желательно перед подачей на стол освятить еду в храме.

Сама сервировка делается несложно. Если заказать поминки в агентстве, то профессионалы сделают все правильно, по-христиански. Столешницу можно украсить следующим образом:

  1. обшить края скатерти черным или темно-синим кружевом;
  2. на стол или тумбу рядом с ним поставить свежесрезанные хвойные ветви.

Поминание в церкви

Накануне или в день самой траурной даты близким людям нужно посетить церковь. Заказывает частная молитва о покоении души усопшего. На годовщину можно также заказать:

  1. Панихиду. Обычно проводят субботним утром, но договариваются с церковнослужителями и на другой день.
  2. Поминание при Литургии. Утренняя служба, при которой из святого хлеба достают частички упокоенных душ.
  3. Сорокоуст. Поминать человека будут в течение 40-ка служб.

На любом церковном богослужении должны молиться не только церковнослужители, но и близкие люди. Конечно, молитва батюшки имеет огромную силу, но нельзя полностью перекладывать проведение поминок на других людей.

Как все организовать

Поминки имеют вековые традиции, это неформальное мероприятие в честь памяти усопшего. Для его организации требуется немало сил, ведь количество приглашенных людей может быть очень большим.

Но, есть разумное решение - можно доверить организацию профессионалам. Обратившись на наш сервис ритуальных услуг, вы получите четко организованное мероприятие. Вы сможете подобрать исполнителей из списка агентств, которые знают все тонкости своего дела:

  1. обязательные блюда с четким их чередованием;
  2. соблюдение тишины и всех правил;
  3. отдельное помещение, украшенное соответствующим образом;
  4. встреча приглашенных.

Еще одним немаловажным вопросом является цена мероприятия. Мы помогаем заключить договор на проведение поминок с исполнителем, в котором будут оговорены все расходы. Меню будет составлено не только с учетом христианских традиций, но и бюджета, предложенного заказчиком.

Всегда приятно доверить земные хлопоты профессионалам, а самим в это время отправиться в храм и помолиться. Специалисты подберут необходимое помещение, закажут транспорт для развоза гостей. При выборе места проведения поминок, учитываются мельчайшие детали, включая близость к дому, наличие парковки или станции метро. Сотрудники ритуальных бюро возьмут все хлопоты поминального обеда на себя.

Что говорят на поминках.

Не все знают, как себя вести и что говорить на поминках. Стоит помнить о том, что не каждую фразу можно высказать вслух, ожидая, что поймут и воспримут это правильно. В первую очередь необходимо осознать, что неосторожное высказывание может причинить боль близким и родне умершего. Прежде чем вы начнете обдумывать свои слова для соболезнования, было бы далеко не лишним узнать о том, о чем говорить на поминках не следует. Что нельзя говорить при выражении соболезнования?

Экспромтом обойтись не удастся. Речь нужно подготовить еще до поминок. Обдумать каждую фразу. На нашем сайте можете узнать, как Помните, что говорить на поминках о покойном следует только хорошее. Траурную речь следует произносить с деликатностью и лаконично.

В отличие от личного выражения соболезнования застольная речь не лишена пафоса. Парой фразой ограничиться не удастся. Сперва представьтесь и объясните, кем вы приходитесь покойному. Ваше обращение направлено к кругу лиц, сидящих за столом. Это поминальная речь не только для родственников усопшего. На поминках собираются помянуть усопшего и услышать хорошие слова о нем от всех присутствующих.

Речь может служить дополнением к словам, прежде сказанным до вас. Вполне достаточно вспомнить один яркий случай, когда проявлялись одни из лучших качеств умершего. Черты характера, которые могут послужить примером для собравшихся. Комплементарные синонимы могут сгладить негативные моменты

К примеру;

  • если человек был при жизни ворчливым пессимистом, то можно сказать, что он был думающим оптимистом, который научил трезво оценивать взгляды на жизнь.
  • расточительный: «Его уверенность в завтрашнем дне вселяла надежду каждому»
  • прижимистый: «Многим не достает умения ценить, что имеем так, как это мог делать покойный»
  • слабохарактерный: «Всегда искал компромиссы и не стремился к конфликтам»
  • подозрительный: «Как никто другой знал о свойствах человеческой натуры...»
  • наивный: «Была непоколебимая вера в людей»
  • высокомерный: «Не каждому удавалось достичь его положения, и он ценил тех, кто мог войти в круг его знакомств» и т.д.

На поминках устанавливаются определенные правила проведения. Вам предоставят возможность высказать свои слова. Речь должна быть мысленно подготовлена. Если сложно подобрать необходимые слова, то воспользуйтесь нашей таблицей с примерами скорбной речи.

Пример траурной речи на поминках

Единого образца для поминальной речи не существует. В приведенной таблице указаны структурированные примеры для траурной речи. Выбрав с каждого этапа по одной подходящей строке можно составить полноценную речь на поминках. Старайтесь быть более кратким. Во-первых, длинные речи плохо воспринимаются. Во-вторых, и другим еще необходимо высказаться в ограниченное время.

1) Обращение к присутствующим

Уважаемые гости

Братья и сестры

Дорогие друзья и родственники (Имя покойного)

Дорогие родные и друзья нашего любимого (Имя покойного)

2) Кем вы приходитесь покойному(ой)

Я (дядя, племянник, брат, и т.д.) нашего почитаемого - Имя.

Мы с (Имя) долгое время (последние годы) вместе работали (служили)

3) Известие о смерти

Дедушка долго болел. Все уже понимали неизбежность. Когда же это произошло ….

Извести о смерти (Имя) надолго выбило меня из колеи. В тот день я вообще не мог думать о чем-то другом…

Сообщение о смерти (Имя) поразило меня…

Сегодня 9 (40) дней, как не стало (Имя)...

Год назад мы простились с достойным и уважаемым человеком...

4) Упоминание лучших качеств покойного

Бабушка была добрейшим человеком, гостеприимной и хлебосольной хозяйкой.

Она была опорой и надежным тылом вот уже пять лет назад почившему супругу.

Его знали как шутника и оптимиста, с ним было легко и беззаботно.

Он дарил уверенность в будущем и был опорой для окружающих.

Не лишним будет рассказ о каком-нибудь примечательном моменте из жизни усопшего. Постарайтесь вкратце рассказать историю, если в ней проявляются положительные свойства его личности. Выражение соболезнований лично в стихотворной форме неприемлемо. Чувствуется фарс и неискренность. На поминках, за общим столом, небольшой цитатой или озвучив короткий стих позволительно завершить свою траурную речь. Повторимся, что вся речь должна быть краткой и лаконичной. Следовательно, стих должен быть, как можно более коротким.

Кто живет по Шариату, тому эта информация не нужна. Есть несколько разночтений традиций поминовения мусульман в разных регионах страны. Не нам судить и определять, что является более верным. Главное понять, как себя правильно вести на похоронах и поминках мусульман, если это предстоит впервые.

Нередко сравнивают традиции христианства с Исламом. Не сказать, что это в корне неверно. Обе религии стремятся призвать народ к обращению к Всевышнему. Но что позволено христианину, не всегда дозволено делать у мусульман.

Отношение к смерти в Исламе.

Прежде, чем станем разбирать, как себя вести на похоронах и поминках мусульман, необходимо понять основные тезисы. Любая религия не считает смерть концом всего. Наоборот, жизнь только начинается. Не в привычном существовании на Земле, со всеми горестями и печалями. Предстоит жизнь вечная, которой не избежать никому.

Шариат-это Путь, указанный для мусульман, Божественный Закон. Коран-Священная Книга, наряду с сунной (примеры из жизни) пророка Мухаммеда определяют жизнь и традиции в Исламе. Зная первооснову не так сложно определиться с манерой поведения на похоронах и поминках не зависимо от региональных отличий.

Мирская жизнь создана для человека, а человек создан для жизни вечной. Ислам не ценит человеческое стремление возвеличить себя путем накопления богатства. Всевышний создал Землю и больше ни разу не оглянулся в эту сторону . Все, что мы ценим в этом мире не будет оценено в следующем.

Единственно верное и правильное в жизни - это только следовать верному Пути, Законам Шариата. Это значит поклонение Аллаху. Последний нищий, который живет по Шариату, будет править в мире ином. Жизнь, полная лишений дается только для того, чтобы в следующей наградить его благами, которые не могут даже приснится власть имущем.

После Страшного Суда, лишенные всего при жизни первые войдут во врата Рая. Остальным останется только дожидаться своей участи. Делая из своей жизни Бога, становитесь ее рабом . Нищий имеет право за руку ввести во врата Рая человека, который был к нему благосклонен в мирской жизни.

Как итог можно смело утверждать, что смерть в Исламе является благословением.

И сказал Пророк: «Земная жизнь — тюрьма для верующего и Рай для неверующего» (Передал Муслим)

Похороны мусульман.

Как уже становится ясно из написанного ранее, похороны у мусульман не являются трагедией. Это шок для близких умершего в любом случае. Мусульмане воспринимают смерть не столь болезненно и относятся к ней, как к неизбежному факту, без особого почтения.

Смерти нет по сути. Есть краткий этап избавления от временной оболочки, чтобы достичь жизни вечной. Поэтому не придется на похоронах слушать рыданья безутешной родни. Это только усугубит положение покойного в ином мире. Слезы никем не запрещены. В любом случае для близких тяжело осознавать, что они лишились близкого человека рядом. Женщин не допускают к похоронам.

Хоронят в день смерти и в той земле, где это случилось. Умершего омывают и заворачивают в несколько слоев белой ткани, саван (кафан). После над телом покойного читают похоронный намаз аль-джаназа. В этом намазе нет поклонов. В этот момент все стоят и повторяют слова молитвы про себя.

Потом тело на носилках (тобут) несут на кладбище и хоронят в специально подкопанной нише (ляхад) в могиле на правом боку, лицом в направление к Кибле. Это обязательные этапы в похоронах. На кладбище запрещается вести разговоры на мирские темы. Надлежит думать о вечном и Судном дне. Могила-это дверь в Рай для одних и бездна Ада для других

В различных регионах могут существовать дополнительные традиции, возникшие еще со времен дедов и прадедов. Соблюдение данных правил не запрещено, но и не обязательно. Возможно молитвы над покойным будут прочитаны еще не раз; до внесения тела во врата кладбища, над могилой после того, как тело закончат просыпать землей.

Шариат не запрещает выражать соболезнование семье умершего. Главное, чтобы не было лишних слез и не пришлось причинить боль родне умершего неосторожным словом. Вы можете ознакомиться с тем, как правильно выражать соболезнования . Все, кто принимал участие в похоронах обязаны молится в этот день за покойного.

Ислам зародился в жарких местах. Этим обусловлена необходимость похорон в день смерти. Если же смерть наступила после захода солнца, то похороны переносятся на следующий день. Так же хоронят именно до заката. На надгробном камне обычно пишут эти слова:

"Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун"

(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

Поминки мусульман.

Вот здесь все далеко неоднозначно. Нередко ведутся споры о том, можно ли вообще проводить поминки у мусульман. Даже в день похорон не принято устраивать поминки. Причина одна. Родне и близким покойного надлежит помогать в этот день, а не объедать их.

Пиршество на поминках и вовсе запрещено. Поминки у мусульман в определенные дни : на три дня, семь, сорок и другие больше похожи на христианские дни поминовения. Это слияние традиций двух религий произошло видимо в то время, когда ощущалось гонение верующих людей.

В Коране нет строк об обязательном поминовении в определенные дни. Но также и запрета нет, как такового. Запрещено только предаваться чрезмерному горю, с рыданиями и лезть в долги, чтобы собрать пышный стол. Категорически запрещается для этого использовать деньги несовершеннолетних наследников.

Сторонники отказа от поминок в целом указывают на то, что садака (благодеяние, не только в материальном плане), которое раздают близкие покойного своим родственникам на поминках не учитывается. Они же не нуждаются в этом. Поэтому не за чем собирать поминки. Богоугодным делом будет, если родственники покойного дадут садака нуждающимся . Помощь бедным, является основным критерием оценки полезности поминок.

Казахский поэт Абай Кунанбаев не стал делать поминок после смерти своего отца, который был истинным мусульманином. Сразу же получил оценку от народа прижимистого малого, который не мог достойно почтить память своего отца. Он же раздал имущество и скот нуждающимся. Богоугодный поступок, в лучшем своем проявлении.

В хадисе имама Ахмада и Абу Давуда есть слова о том, что Посланник Аллаха и люди его поели еду, которую принесла жена покойного, после того, как они вернулись с похорон. Следовательно, в этом нет ничего предосудительного.

Если собирается родня и близкие умершего на поминки, то обычно приглашают имама или лица его замещающего. Человек веры способен призвать всех присутствующих чтить Аллаха и прочитать молитвы за душу покойного. Если все будет проходить соответствующим образом, то польза несомненно в этом есть.

Как уже была написано, что Пророк Мухаммад после похорон не отказал жене покойного и поел со своими сподвижниками. Может все же еда для тех, кто участвовал в похоронах не является поминками в прямом понимании этого слова? Люди пришли добровольно помочь в похоронах, трудились, устали пока несли тело и копали могилу. Накормить тех, кто помог тебе не может быть грехом.

Кормить людей, пришедших с похорон, желательно не в доме покойного. Ничто не должно привести к тому, что близкие покойного не смогут сдержать свои эмоции и начнут рыдать, при виде тех, кто участвовал в похоронах. Вот это уже будет грех. Можете создать запрос на услугу проведения поминальных обедов на нашем сайте и вопрос будет с помещением и проведением решен.

Женщины и мужчины за одним столом сидеть не должны. Для женщин выделяется отдельное помещение или в крайнем случае ставится отдельный стол. Опять же и эта традиция не считается обязательной и нередко сидят за общим столом, как принято у христиан.

Еда на столе не должна быть изысканной и отвлекать от размышления о бренности существования и мыслях о Страшном Суде. В отличии от обязательных в этом случае слов поминовения у православных христиан, за столом мусульман сохраняется молчание.

Теперь уже можно с уверенностью сказать, что традиции поминовения у христиан и мусульман далеко не похожи. Слова имама на поминках мусульман могут лечь в благодатную почву. Ведь только после смерти, кого-то из близких, начинаешь задумываться о вечном.

После смерти придут два ангела: Мункар и Накир. И спросят они, кто Господь твой, религия и кто твой пророк.

Правоверный мусульманин ответит, не задумываясь: Господь мой-Всевышний Аллах, религия-Ислам, пророк — Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.

Материал для написания статьи был собран с сайтов:

Ислам. Вечность Рая http://islamvera.ru

Почему Ислам http://www.whyislam.to

http://www.religia.kz/

Электронный минбар https://e-minbar.com/