Годовой учебно-календарный график \ Еллык календарь уку графигы. Эта тяжелая третья четверть Когда у детей заканчивается 3 четверть

Школьные каникулы меняются в России каждый год. Это связано с тем, что Министерство образование ежегодно корректирует расписание занятий в соответствии с праздничными и выходными днями, которые из года в год меняются. Согласитесь, что не логично назначать начало каникул на такие дни.

Учебные учреждения вправе составлять свое расписание, и решать какого числа начинать и заканчивать образовательный процесс. Таким образом, даже если школы имеют одинаковые программы, они могут иметь отличный учебный календарь.

Поправки в учебный процесс министерство обычно делает за шесть месяцев до начала учебного года, то есть информация станет окончательно известна где-то в марте 2017 года. Однако, ориентируясь на опыт прошлых лет, и зная на какие дни приходятся государственные праздники, можно примерно рассчитать какого числа начнутся те или иные каникулы у школьников.

Как известно, в настоящее время в России учебный процесс в школах осуществляется по четвертям и триместрам, поэтому расписание выходных дней будет разным.

Школьные каникулы при учебе по четвертям

Осенние выходные обычно проходят с конца октября до первых чисел ноября. Дата конца осенних каникул зависит от Дня народного единства. В 2017 году четвертое ноября будет приходиться на субботний день, а значит, выходной день перенесут на 06.11.17 – понедельник.

Таким образом, осенние каникулы предположительно пройдут с 28 октября по 6 ноября включительно.

Зимние выходные, как правило, протекают с конца декабря до второй декады января. Новогодние каникулы одинаковые при всех формах обучения. Начало учебы приходится на первый рабочий день после новогодних праздников. Чаще всего это – десятое января.

Первоклассники имеют дополнительные зимние выходные. Это сделано из-за того, что маленьким детям нужно время, чтобы привыкнуть к обычным нагрузкам в школе.

Весенние каникулы приходятся на конец марта и начало апреля. В это время календарь не содержит государственных праздников, поэтому какого числа начнется и закончится отдых зависит от того, в какие дни будут выходные.

  • Отдых весной следует ожидать с 26 марта по первое апреля.
  • Выходные в России летом традиционно занимают все летние месяцы.
  • Летний отдых начнется первого июня и продлится до 31 августа.

Школьные каникулы при учебе по триместрам

Для обучающихся в школе по триместровой системе, ситуация аналогичная с прежней. Министерство Образования в России еще не подготовило соответствующее распоряжение. Попытаемся и в этом случае рассчитать расписание учебного процесса, смотря на календарь на 2017 – 2018 годы. Это сделать еще проще, так как, в школе такого типа при обучении пользуются принципом 5+1. Проще говоря, пять недель учатся, потом неделю отдыхают. То есть процесс получения знаний имеет четко выраженный циклический характер.

После 35 дней обучения наступает семидневный отдых, и так повторяется на протяжении всего учебного года. Исключение составляют новогодние каникулы. В триместровых учебных учреждениях у школьников такие же выходные, как и в обычной школе. Итак, рассмотрим конкретно, сколько дней приходится на отдых в подобных заведениях.

Осенние выходные включают два периода:

первый 09.10.17 – 15.10.17
второй 20.11.17 – 26.11.17

Новогодние каникулы, как уже отмечалось выше идентичные с похожими выходными в обычной школе, поэтому сколько дней они продляться, вопроса не возникает.

Зимние выходные также состоят из двух периодов и выглядят так:

первый 25.12.17 – 08.01.18
второй 19.02.18 – 25.02.18

В весенне-летний период отдых учащихся будет выглядеть так:

  1. Весенние каникулы будут с 09.04.18 по 15.04.18.
  2. Самые продолжительные летние выходные начнутся традиционно с 01.06.18 и закончатся 31.08.18.

Существующие отклонения от норматива

Общаясь между собой, школьники различных городов России не раз замечали, что каникулы, например в Москве не совпадают с их отдыхом. Это может происходить по многим причинам:

  • Несмотря на то, что все учебные заведения подчинены одному ведомству, процесс обучения может вестись разными методами, а значит и темпы освоения материала учениками в разных школах могут быть разными.
  • Кроме этого, на время начала и окончания выходных могут влиять различные форс-мажорные ситуации. Так для учащихся Сибири вполне нормальной выглядит ситуация, когда из-за сильных морозов отменяются занятия в школе. Местные департаменты образования могут корректировать образовательный процесс в подведомственных им учебных учреждениях.

В последнее время, мы были свидетелями отмены занятий в школах Дальнего Востока в связи с паводками. Не редкими являются ситуации, когда учебный процесс нарушается из-за отмены занятий в школе по причине карантинных мероприятий. Причем могут быть отменены занятия, как в отдельных классах, так и во всей школе.

В таких условиях администрации школ делает все, чтобы удержать темпы освоения школьной программы. Если таких экстремальных дней в учебном году несколько, то шанс догнать школьный курс есть. Однако, если форс-мажор затягивается и продолжается неделю и больше, то руководство школ вынуждено идти на непопулярные меры и уменьшать или смещать школьные каникулы.

Содержание

Для лучшей организации учебы, отдыха и досуга детей, предусмотрены школьные каникулы. Министерство образования ежегодно утверждает ориентировочное расписание их проведения. Руководство учебных заведений устанавливает свой график обучения на 2017-2018 год с учетом принятой системы получения знаний.

Каникулы по четвертям

Самая популярная методика школьного образования – разделение года на 4 четверти. После окончания каждой расписанием предусмотрен отдых. При этом принимают во внимание такие факторы:

  • Летние каникулы начальных классов начинаются с 24 мая. Согласно расписанию, окончание учебы остальных школьников – 31.05.19, у выпускников – после сдачи экзаменов.
  • Государственный праздник День народного единства приходится на воскресенье, поэтому продолжительность отдыха осенью увеличена.
  • Зимние каникулы для школьников совпадают с новогодними выходными родителей.

Ученики будут иметь дополнительное время передышки за счет официальных праздничных дней – 23 февраля, 8-9 марта, 30.04-02.05, 09.05. При такой системе школьного образования в 2017-2018 году, согласно календарю, осенний отдых у детей составит 8 дней, зимний – 13, а весенние каникулы в школе продлятся 9 дней. Предусмотрен такой предварительный график обучения и отдыха:

Четверть

Время учебы

Каникулы у школьников

Весенние

Четвертая

Система 5/1 (Модульная)

Руководство некоторых учебных заведений организует школьный процесс по принципам модульной системы. Расписание в таком случае предусматривает занятия в течение 5-6 недель и 7 дней отдыха. При этом осенние каникулы и зимние проводятся дважды. Приблизительный график на 2017-2018 будет выглядеть так:

Период учебы

Школьные каникулы

1 осенние

2 осенние

Новогодние

Четвертый

Весенние

Расписание каникул по триместрам

Регионы России, учебные заведения Москвы и отдельных городов самостоятельно выбирают концепцию учебы. Один из вариантов, который директор школы или гимназии может организовать при поддержке родительского комитета, – образование детей по триместровой системе. Учебный год делится на три части, каждая из которых включает два модуля. Расписание школьных каникул на 2017-2018 год в этом случае может быть таким:

Период обучения

Детские каникулы

1 триместр

Осенние 1

Осенние 2

2 триместр

Новогодние

3 триместр

Весенние

Каникулы для первых классов

Во второй половине учебного года первоклассникам трудно справиться со школьными нагрузками. Для них в расписании предусмотрен дополнительный период отдыха. Согласно рекомендациям Министерства образования, с учетом государственного праздника 23 Февраля – Дня защитника Отечества, первые классы могут еще отдохнуть с 18 по 25 февраля.

Дополнительные каникулы в 2017-2018 учебном году

Сложно создать единое школьное расписание, как будут учиться и отдыхать дети в 2017-2018 году. Возможны отклонения от рекомендованных дат.

Важно, чтобы вносимые в расписание изменения не увеличили продолжительность отсутствия образовательного процесса больше, чем на 14 дней.

В этом случае будет сложно догнать программу. Дополнительный период отдыха может быть связан с такими факторами:

  • карантин из-за болезней;
  • низкие температуры в зимнее время;
  • стихийные бедствия;
  • паводки весной;
  • шквалистые ветра;
  • проблемы безопасности здания;
  • коммунальные аварии.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Опубликовано 24.10.18 13:40

О том, когда осенние каникулы в школах в России в 2018 году, а также когда каникулы для школьников в 2019 году - читайте в материале TopNews.

Когда каникулы у школьников в 2018 году осенью в России?

Каникулы - самое любимое время для учеников. И даже те, кто уже давным-давно покинул стены школы, вспоминают времена отдыха с веселой улыбкой. Перерыва в учебном процессе ждут и ученики, и их родители, ну а осенние - самые первые - ждут с особым нетерпением.

Многие ученики, да и их родители, замечают, что в разных учебных заведениях осенние каникулы приходится на разное инткббээ время. Причина такого несовпадения - процесс обучения, принятый в каждой конкретной школе. Учебный год может делиться либо на четыре части - четверти, либо на три - триместры. По окончанию каждой части обязательно следует небольшой перерыв. 2018-2019 учебный год не является исключением.

Когда осенние каникулы для школ, обучающихся по четвертям

Как правило, в заведениях с четвертной системой обучения первые каникулы приходятся на октябрь, чаще всего на последнюю неделю месяца. Не станут исключением и осенние каникулы 2018-2019 - отдых начнется 29 октября. А вот с датой начала второй четверти могут возникнуть некоторые вопросы.

Дело в том, что на осенние каникулы 2018-2019 учебного года приходится День народного единства - важный государственный праздник, а значит, и всеобщий выходной. Отмечается он 4 ноября, в воскресенье. По закону о переносе праздничных дней выходным будет следующий после праздника день - понедельник 5 ноября. Таким образом каникулы продляются еще на день, и вместо семи дней школьники будут отдыхать целых восемь. А если прибавить к этому и официальные выходные перед началом отдыха - субботу 27 октября (если в школе пятидневка) и воскресенье 28 октября, то отдыхать осенью школьники будут девять или даже десять дней.

Каникулы в школе на 2018-2019 учебный год по триместрам календарь

Тем не менее, примерные рамки каникул мы очертить, разумеется, можем. Если какая-то из школ выберет другое расписание, оно в любом случае не будет отличаться от приведенного нами больше, чем на неделю.

Итак, если школа работает по четвертям, то каникулы выпадают на период с 29 октября по 5 ноября. С учетом того, что 29 октября - понедельник, фактически отдых начнется 27 или 28 октября, в зависимости от того, учатся ли дети в субботу.

Напомним, что понедельник, 5 ноября, будет выходным в связи с национальным праздником, который приходится на 4 число.

Если же в школе используются триместры, то осенние каникулы разделят учебный год два раза:

  • с 8 по 14 октября,
  • с 19 по 25 ноября.

При обучении в школе по четвертям рекомендованные периоды отдыха в школах, гимназиях и лицеях составляют 7 календарных дней осенью, 2 недели - зимой и 1 неделю весной. Два дополнительных дня по усмотрению администрации образовательного учреждения могут быть добавлены к осеннему или зимнему отдыху с учетом государственных праздников (4 ноября и Новый год).

Это означает, что расписание каникул на 2018-2019 гг. может предусматривать следующие даты отдыха:

  • осенний - с 27 октября по 5 ноября 2018 г.;
  • зимний - с 26.12.2018 по 8.01.2019;
  • весенний - с 23 по 31 марта 2019 г.

Летний отдых начинается у учеников младших классов 23-25 мая, а у старшеклассников (кроме 9-х и 11-х классов) - с 1 июня. Выпускники закончат учебный процесс в соответствии с расписанием экзаменов, проходящих с конца мая до конца июня.

День народного единства в 2018 г. приходится на воскресенье, поэтому осенние каникулы 2018-2019 учебного года вероятнее всего начнутся 29 октября и закончатся 5 ноября, составив 8 дней, а с учетом выходных дней (27 и 28 октября) - 9-10 дней. За это время школьники смогут хорошо отдохнуть, посетить музеи и театры, сходить в кино и провести время с родителями и друзьями.

Осенние каникулы для модульной системы обучения

Каникулы при модульной системе рассчитываются по такой схеме: обучение - 5-6 недель, затем отдых - 7 дней. Дети делают следующие перерывы в учебе:

  • осенью 2018 г. эти дни приходятся на 7-13 октября и 18-24 ноября;
  • зимой - с 29.12.2018 по 8.01.2019 и 18-24 февраля;
  • весной 2019 г. - 8-14 апреля.
  • летний отдых - с 1 июня до 31 августа.

Расписание каникул 2018-2019 для школьников по четвертям

  • Начало учебного года: 1 сентября 2018 года
  • Первая четверть: 1 сентября — 26 октября 2018 года
  • Осенние каникулы: 27 октября — 5 ноября 2018 года
  • Вторая четверть: 6 ноября — 29 декабря 2018 года
  • Зимние каникулы: 30 декабря 2018 года — 8 января 2019 года
  • Третья четверть: 9 января — 22 марта 2019 года
  • Дополнительные каникулы для учащихся первого года обучения:
  • 16 февраля — 25 февраля 2019 года
  • Весенние каникулы: 23 марта — 31 марта 2019 года
  • Четвертая четверть: 1 апреля — 31 мая 2019 года.
  • Окончание учебного года: 31 мая 2019 года.
  • Летние каникулы 2019: 1 июня — 31 августа 2019 года.

Расписание каникул 2018-2019 для школьников по триместрам

График обучения по триместрам достаточно просто - учащиеся по такой системе проводят за занятиями 5 недель, после чего 6 неделя является каникулярной. В результате получаются следующие даты школьных триместров на 2018-2019 год:

  • 1 триместр: 1 сентября 2018- 6 октября 2018;
  • 1 осенние каникулы - с 7 по 14 октября 2018
  • 2 триместр: 14 октября 2018 - 17 ноября 2018;
  • 2 осенние каникулы - с 18 по 24 ноября
  • 3 триместр: 25 ноября 2018 - 29 декабря 2018.
  • Зимние каникулы - с 30 декабря 2018 по 8 января 2019
  • 4 триместр: 9 января 2019 - 15 февраля 2019;
  • 2 зимние каникулы: с 16 февраля 2019 по 24 февраля 2019
  • 5 триместр: 25 февраля 2019 - 5 апреля 2019;
  • Весенние каникулы - с 6 апреля 2019 по 14 апреля 2019
  • 6 триместр: 15 апреля 2019- 31 мая 2019.
  • Летние каникулы - с 1 июня по 31 августа 2019.

Продуктивное восприятие детьми учебного материала возможно лишь тогда, когда периоды умственной деятельности чередуются с отдыхом и физической активностью. Именно для этого в российских школах введены уроки физкультуры, переменки и, конечно же, каникулы. Даже те ребята, которые по-настоящему любят учиться и с удовольствием идут в школу, всегда считают дни, оставшиеся до осенних, весенних, зимних или (самых долгожданных) летних вакаций.

Радость от каникул вполне понятна, ведь современным детям задают огромное количество всевозможных заданий, включая рефераты и презентации. Из-за этого практически не остается времени, чтобы поиграть с друзьями, погулять во дворе или же пройти очередной компьютерный квест. Конечно, отдыхают в каникулярное время не все ребята – выпускники средней и старшей школы используют это время, чтобы интенсифицировать подготовку к ЕГЭ или ОГЭ.

Новости о каникулах интересуют и родителей – мамы и папы стараются спланировать свои отпуска так, чтобы поехать на отдых всем семейством. Понимание того, когда оканчивается та или иная четверть, важно и для контроля над успеваемостью ребенка – за недельку-другую до каникул за дневником начинают следить с особым вниманием. Чтобы вам было проще спланировать все дела, намеченные на 2018-2019 учебный год, мы расскажем, какие периоды будут выделены российским ученикам в качестве каникулярного времени.

Узнайте, в каких числах смогут отдохнуть российские школьники в 2019 году!

Инновации 2018-2019 учебного года

Уже долгие годы в образовательных ведомствах не смолкают дискуссии о том, стоит ли изменить продолжительность учебных четвертей и каникул. На сегодняшний день российские школы работают, придерживаясь устоявшейся схемы. Она подразумевает, что порядок назначения каникулярного времени является всего лишь рекомендацией от Министерства науки и образования. Перед началом учебного года профильное ведомство разрабатывает нормативы с рекомендованными датами каникул на осень, зиму, весну и лето.

В свою очередь, школьное руководство и педсовет решают, когда им удобнее будет назначить время вакаций. Единственное непреложное требование, которое соблюдают все школы – первый день каникул должен приходиться на понедельник. Суммарная продолжительность отдыха должна составлять от 30 до 35 дней. Летом для школяров должно быть выделено два месяца отдыха, а каждая четверть должна быть отделена от другой хотя бы семидневным отдыхом.

Потенциальная реформа 2019 года заключается в том, чтобы возродить практику единовременного отдыха учеников на всей территории РФ. Такое предложение чиновников поясняется тем, что старт вакаций в разное время не дает возможность грамотно спланировать проведение научных и творческих конкурсов, предметных олимпиад и других мероприятий. Если же каникулы везде будут начинаться и заканчиваться в одни и те же дни, все ученики смогут принимать участие в научных состязаниях без отрыва от учебного процесса.

Для согласования этого вопроса с родителями московское образовательное ведомство инициировало опрос, предлагая несколько возможных вариантов проведения каникул. В анкетировании мамы и папы могли выбрать один из предложенных вариантов:

  • классическая организация каникулярных периодов – учебный год состоит из четвертей, разделенных небольшими недельными вакациями осенью, весной и зимой, а также длительным отдыхом в течение лета;
  • триместровая структура года, которая также практикуется в некоторых школах – учебный год делится на три части, а каникулы между триместрами получаются более продолжительными;
  • семестровая структура – она напоминает организацию учебного процесса в университетах, т.е. ученики будут учиться два семестра. Отличием является только то, что у школьников нормы учебных недель отличаются от студенческих, так что каникулы будут значительно длиннее. Такое распределение времени позволит избежать зимних карантинов, так как дети сами будут сидеть дома в это время. Впрочем, этот вариант подходит только для старших классов;
  • дробный год, поделенный на пять частей, – между учебными четвертями в таком случае предлают ввести небольшие каникулы по неделе, выделив чуть меньше времени для отдыха летом.

Возможно, уже в 2019 году выход на каникулы станет централизованным и будет подчиняться строгому графику, единому для всех школ

В каждом из вариантов предусмотрено сохранение норм учебной нагрузки – в течение 2018-2019 учебного года российские школьники все равно получат каникулы общей продолжительностью от 34 до 35 дней (без учета длительных летних вакаций). Впрочем, каждый из этих вариантов был по-своему раскритикован, так что однозначного фаворита анкетирование не определило.

Пока что предполагается, что каникулы в 2018-2019 году будут, как и прежде, определяться школьным руководством. Однако впереди еще достаточно времени, чтобы чиновники успели внести очередные предложения или пересмотреть подход к организации учебного года. Мы приведем примерный план организации каникул при четвертной и модульной системах, которые сейчас являются самыми распространенными в российских школах.

Каникулы при работе по четвертям

Если принимать во внимание практику прошлых лет, уже можно сделать прогноз на 2018-2019 учебный год. Выглядеть он будет так:

  • Первая четверть: началом года станет 3 сентября, так как первый день осени выпадает на субботу. Впрочем, на 1 сентября могут назначить торжественную линейку;
  • Осенние каникулы: начнутся 29.10.2018 и продлятся до 05.11.2018 включительно (так как на 5 октября выпадает официальный выходной день в стране);
  • Вторая четверть: с 06.11.2018 до 28-29.12.2018 года придется учиться. Дело в том, что 31 число объявлено выходным днем, а его отработка перенесена на субботу, так что кому-то могут назначить парочку уроков;
  • Зимние каникулы: пройдут в период с 31.12.2018 по 10.01.2019 включительно. Впрочем, 11 января – это пятница, так что вряд ли школьников выгонят на учебу всего на один день. При благоприятном стечении обстоятельств можно рассчитывать, что учиться не придется до самого Старого Нового года, т.е. до 13.01.2019 включительно;
  • Третья четверть: 14.01.2019 всем российским школьникам придется выйти на уроки. 22.03.2019 года (пятница), скорее всего, станет последним учебным днем в этой четверти;
  • Весенние каникулы: могут быть назначены с 25.03.2019 по 31.03.2019 включительно;
  • Четвертая четверть: 01.04.2019 начнется последний учебный период, который продлится до 24-31.05.2019.
  • Летние каникулы стартуют 25.05.2019 или же 01.06.2019.

Напомним, что первоклашкам положены дополнительные зимние вакации. Их можно ожидать в период с 18.02.2019 по 25.02.2019 включительно. Понедельник будет выходным из-за переноса праздничного дня, так как 23 февраля в 2019 году выпадет на субботу.

Каникулы при модульном обучении


При любой схеме обучения школьники смогут отдохнуть 34-35 дней на протяжении учебного года (не считая летних каникул)

Российские школьники, которых обучают по принципам модульной системы (5-6 недель учебы и 1 неделя на отдых), скорее всего, будут учиться и отдыхать по такому графику:

  • Первый модуль: началом года станет первый понедельник осени – 03.09.2018. Первый учебный период продлится до 05.10.2018;
  • Первый осенний отдых: будет назначен на 08.10.2018-14.10.2018 года включительно;
  • Второй модуль: с 15.10.2018 нужно будет приступить к освоению знаний. Этот период учебы продлится до 16.11.2018;
  • Второй осенний отдых: еще одна свободная неделька, скорее всего, достанется ученикам в период с 19.11.2018 по 25.11.2018;
  • Третий модуль: с 26.11.2018 года и до конца декабря придется погрузиться в учебный процесс;
  • Первый зимний отдых: отвлечься от учебных забот можно в период с 31.12.2018 по 10.01.2019 включительно. Напомним, что в 2019 году 11 января выпадет на пятницу, так можно рассчитывать, что отдых продолжится до самого 13 января — Старого Нового года;
  • Четвертый модуль: с 14.01.2019 по 15.02.2019 включительно нужно будут грызть гранит науки;
  • Второй зимний отдых: еще одни вакации, скорее всего, назначат на 18.02.2019-25.02.2019 включительно. Дополнительный день отдыха ученикам обеспечит перенос праздника 23 февраля с субботы на ближайший понедельник;
  • Пятый модуль: с 26.02.2019 по 05.04.2019 – очередной период учебы;
  • Весенний отдых: вакации весной пройдут с 08.04.2019 по 14.04.2019 включительно;
  • Шестой модуль: с 15 апреля начнется последний период уроков, которые закончатся 24 или 31 мая 2019 года. Тогда-то школьники и смогут основательно отдохнуть на летних вакациях.

Такой дробный график учебы не предполагает введения дополнительных каникул для первоклашек. Однако в случае морозов или карантинов для малышей может быть введен еще один период отдыха. Напоминаем также, что этот график составлен для школ, которые учатся на пятидневке – их в России большинство. Если ваш ребенок занимается и по субботам, нужно просто откорректировать прогноз на один день.

Закончились новогодние праздники и зимние каникулы. В школе начинается третья четверть, самая долгая и трудная. И не только потому, что практически все предметные программы построены таким образом, что наиболее сложный и объемный материал изучается именно в этот период, что в феврале–марте проходят всевозможные олимпиады, тестовые испытания и контрольные, влияющие на годовые отметки, а учащиеся выпускных классов начинают готовиться к экзаменам… Авитаминоз, зимние холода делают свое дело: дети в это время часто болеют, быстро утомляются и перестают адекватно воспринимать информацию. Ни один ребенок не в состоянии вынести эту нагрузку и остаться работоспособным

Зимой нагрузку нужно уменьшать

Специалисты Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН выделяют три группы факторов, влияющих на здоровье ребенка. Первая – погодные условия и климат, вторая – атмосфера в семье, третья – организация школьной деятельности.

На третью четверть приходится сочетание погодных условий и нерациональной с точки зрения физиологии организации школьной жизни. Отсюда справедливый вывод многих гигиенистов, что отечественная каникулярная система, оставшаяся нам от советских времен, попросту вредна. Согласно ей первая четверть имеет продолжительность 65 дней, за ней следуют 5 дней каникул. Вторая четверть – 50 дней и 12 дней каникул. Первые две четверти дети, оздоровленные летним солнышком и витаминами, могут выдержать. А вот третья – самая тяжелая.
Во-первых, к этому моменту проходит большая часть учебного года и накапливается утомление (какими бы ни были каникулы). Нельзя забывать и об эмоциональной усталости. Даже если ребенок не очень старается на занятиях, он все равно утомляется: от множества людей, одних и тех же лиц, страхов и чувства вины, напряжения на уроке. Монотонная длительная работа, постоянное напряжение, отсутствие перспективы близкого отдыха (до очередных каникул еще 2 месяца) нагнетают внутреннюю тревогу, провоцируют депрессивные настроения у детей.
Во-вторых, зимой короткий световой день, недостаток ультрафиолета. И, в-третьих, чувствуется нехватка витаминов: что бы мы ни говорили об обилии овощей и фруктов в зимнее время, это искусственно выращенные продукты, хранившиеся длительное время. Трудно предположить, что каждый ребенок съедает 3 фрукта в день (как советуют специалисты). Есть еще важная причина: дети стали меньше гулять. По данным исследований Института возрастной физиологии, которые ведутся на протяжении уже 20 лет, сегодня даже сельские школьники бывают на воздухе не более получаса. Причина – те же компьютер и телевизор. Кроме того, растущее с каждым годом количество уроков.
Ежедневная нагрузка ученика 9-го класса в среднем составляет 14–16 часов (школьные занятия, факультативы плюс домашние задания), так что же он еще может успеть? Директор Института возрастной физиологии академик РАО Марьяна Безруких считает совершенно неправильным то, что к зиме нагрузка в наших школах не уменьшается, а увеличивается (должно быть наоборот) и пик ее приходится на февраль. Нагрузку важно правильно перераспределить, например, в апреле можно и увеличить. Эти вопросы вправе решать сама школа.
В исследованиях было выявлено, что первые две недели после отдыха работоспособность школьников повышается. Потом еще две недели держится на высоком уровне, а на пятой – начинает падать. Именно тогда, считают медики, ребятам и нужно давать передышку. Если же непрерывная учеба длится более восьми недель (а третья четверть тянется все десять), успеваемость подростков и старшеклассников падает, а младшие школьники и вовсе начинают терять в весе, жалуются на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, снижение внимания. Врачи наблюдают у таких ребят вегетативно-сосудистые расстройства со склонностью к гипертоническим реакциям.

Признаки переутомления

Если ребенок стал излишне плаксивым, пассивным или, напротив, взрывным, буйным, по утрам жалуется на недомогание (болят живот, голова, горло, нога…); если подросток стал агрессивным, угрюмым, замкнутым, возможно, рассеянным, жалуется на плохую память, резко снизились оценки и в дневнике появились записи о прогулах; если к середине февраля похудел, у него синяки под глазами и он начал плохо спать – ситуация тревожная.
Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Оно может проявляться на поведенческом уровне – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы; на физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов; на психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.
При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний.

Что могут сделать учителя

Постарайтесь понять, почему школьник не усваивает материал. Чересчур медлительному ребенку необходимо дома еще раз повторить пройденное в школе. Слишком стремительному помогите научиться усидчивости, концентрированию внимания - умению очень важному для любого ученика (существует много соответствующих игр, тренингов, неплохой вариант – турнир по шахматам).
Уроки физкультуры, гимнастические и расслабляющие упражнения (релаксация) способствуют восстановлению работоспособности младших школьников. Результаты научных исследований показали, что ежедневное использование физических упражнений и элементов релаксации в течение рабочей недели (на четвертом уроке) позволяет поддержать работоспособность детей в конце учебного дня, недели и четверти. Результаты обучения не снижались к концу дня и недели, хотя такая закономерность наблюдалась до момента введения подобных занятий. Педагоги и родители констатируют улучшение успеваемости, повышение активности, мотивации обучения.
Однако эффективность их применения различна в зависимости от психологических и возрастных особенностей младших школьников.
Так, например, занятия физическими упражнениями в течение 15 мин. дают наибольший эффект для учеников 7–8 лет. Концентрация их внимания восстановилась практически полностью, темп выполнения задания и переключаемость увеличились более чем на 50 процентов. Урок физической культуры продолжительностью 40 мин. позволил восстановить уровень работоспособности, но в несколько меньших показателях исследуемых величин. Выполнение расслабляющих упражнений оказалось малоэффективным для восстановления изучаемых функций. Ученые считают, что для детей 7–8 лет предлагаемые в ходе урока физические нагрузки достаточно высоки. Ребятам этого возраста сложнее организовать себя и включиться в максимально возможный темп работы на уроке после 40-минутной двигательной активности.
Использование элементов релаксации – недостаточно эффективный способ восстановления, очевидно, потому, что некоторые дети не могут сразу освоить расслабляющие упражнения. Только после нескольких серьезно и регулярно проводимых в школе занятий удается ощутить некоторый результат.
Ученикам 3-го класса (10–11 лет), наоборот, лучше всего помогает восстановить работоспособность урок физической культуры. В данном случае концентрация внимания, темп выполнения и переключаемость восстановились практически полностью. А вот выполнение физических упражнений или элементов релаксации оказалось фактором, недостаточно способствующим восстановлению работоспособности после достигнутого уровня утомления.
Хорошее здоровье и бодрость духа – непременное условие успешной учебы. Но и физическое здоровье напрямую связано с психологическим благополучием, поэтому не забывайте, что ребенок нуждается в поддержке, ободрении и сочувствии. Помните о чувстве юмора и волшебной силе искусства. Яркие, красивые фотографии, картины, комнатные растения в кашпо поднимут настроение и жизненный тонус и ученикам, и вам.
Ведь учителя тоже испытывают трудности затяжной третьей четверти! Поэтому сами активно принимайте участие в физкультминутке, принесите яркий фрукт, и до обеденной перемены пусть он лежит не в сумке, а на виду. Букет цветов тоже будет поднимать настроение, даже если вы подарили его себе сами. Вместе с ребятами погуляйте на улице, в выходной организуйте поход.И не забудьте взять своих собственных детей... они тоже испытывают негативное влияние третьей четверти не меньше, чем ваши ученики!

Что могут сделать родители

Сколько бы лет ни исполнилось вашему ребенку, следить за его здоровым образом жизни придется родителям. И чем старше школьник, тем сложнее это делать так, чтобы это не стало причиной семейных раздоров.
Родительская помощь должна быть незаметной и неназойливой: организуйте совместный поход на лыжах, купите всем членам семьи коньки или просто прокатитесь вместе с ледяной горки, поставьте вазу с фруктами (апельсинами, мандаринами, хурмой – и красиво, и полезно) именно в комнате ребенка. Положите прямо в рот сыночку витамин с пожеланием удачи. За завтраком полезен витаминный чай, например, со зверобоем или шиповником. Если в комнате сухой воздух (а это зачастую именно так, ведь батареи центрального отопления не только согревают воздух в квартире, но и иссушают его), то поставьте в спальне увлажнитель, чтобы утром ребенок чувствовал себя бодрее. Можно организовать семейный выезд за город, поход в сауну, бассейн.

Залог успешного школьного обучения – качественное выполнение домашних заданий. Далеко не все дети умеют их делать самостоятельно. Одни просиживают за учебниками часами, но без толку, другие, напротив, надеясь на помощь взрослых, ждут их возвращения с работы, открывают тетрадки поздно вечером. В этом есть и родительская вина. С малышом мы обычно делаем уроки вместе. А потом вдруг решаем, что пора ребенку стать самостоятельным, а он даже не знает, как подступиться к делу.
Обсудите с детьми возможные тактики и стратегии. Неуверенным в себе стоит начать с самых легких заданий. Успешно выполнив упражнение, ребенок почувствует в себе силы и постепенно освоит гораздо более сложные задачи. А кому-то, напротив, лучше выбрать самые трудные предметы, а параграф из учебника биологии можно прочитать и перед сном. Эмоциональным детям стоит сначала выполнить задания по любимым предметам, тогда запаса хорошего настроения хватит на все остальное. Кому-то поможет негромкий музыкальный фон, а кто-то нуждается в полной тишине.
Важно научить детей правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерывы между ними по 10–15 минут, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.
Если ребенок подолгу сидит без дела, уставившись в одну точку, и никак не может взяться за уроки, разрешите ему поиграть сначала полчаса, лучше всего на улице. Только учтите: самые простые на первый взгляд компьютерные и слишком активные физические игры утомительны. За них не стоит садиться перед выполнением домашней работы.

Не забывайте о режиме дня

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию детей, их здоровью, воспитанию воли, приучает к дисциплине.
Проанализируйте режим дня ребенка. И тогда станет понятно, что, во-первых, он недосыпает. Ученик начальной школы должен спать 9–10 часов (старшеклассник – не меньше 8). Малышу нужно быть на воздухе 2,5–3 часа, а старшекласснику – 2–2,5.
Надо понять, куда девается время: не тратит ли ребенок его впустую? Может, он сидит перед телевизором и смотрит с бабушкой сериалы? Если мы возьмем сон, обязательную прогулку, прибавим 2 часа на гигиенические процедуры, еду, то поймем, что останется на учебу и дополнительные занятия.
Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Для нормального физического и психического развития имеет важное значение правильно организованный режим питания (4–5-кратный). Ужинать ребенок должен за 1–1,5 часа до сна.
В выходные основные элементы режима дня (сон, еда и т.д.) должны оставаться такими же, как и в будни, но при этом максимум времени отводится пребыванию на воздухе. В субботу и воскресенье необходимо дать ребенку выспаться. Дети 7–10 лет должны спать не менее 10–10,5 часа в сутки, подростки – не менее 8–9, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, – причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника.
Насколько тщательно родители продумают режим дня своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах его жизни и здоровья.

Отвлекайтесь сами и отвлекайте детей

Как бы много внимания ни приходилось уделять учебе, обязательно отвлекайтесь сами и отвлекайте сына или дочь. Монотонность школьных будней необходимо разбивать яркими событиями. Отпускайте ребенка раз в неделю на дискотеку, на матч, желательно под выходные, чтобы он успел выспаться на следующий день. Забирая его из школы, пройдитесь на обратном пути по магазинам, сходите на выставку, в театр. Особенно если в школе не все благополучно. Чтобы не считать себя вечным неудачником, ребенок должен ощутить успешность в любом другом пространстве: в самодеятельном театре, на хоккейной площадке, в изостудии. Опыт побед поможет ему выдержать удары судьбы. Конечно, нельзя настаивать на посещении кружков, записывать туда сына или дочь насильно.
Со структурой школьного графика бороться хоть и хлопотно, но возможно.
Климат – штука нам не подвластная, а переезд в теплые страны – выход для большинства маловероятный. Кратковременный выезд может только навредить резкой сменой климатических условий. Психологи считают, что решающее значение в этой ситуации – благоприятная атмосфера в семье.
Если ситуация совсем тяжелая, то раз в неделю по необходимости можно разрешить ребенку не пойти в школу. (Если он не был в школе не больше трех дней, справка от врача не требуется, достаточно записки от родителей, что он плохо себя чувствовал.).
Не ругайте детей за плохие отметки и не выученные когда-то уроки. Отдохнет – нагонит. Повышать голос бессмысленно. Тем более применять дедовские методы – ремень или подзатыльники. Этими средствами делу не поможешь, а только еще больше можно навредить эмоциональному состоянию маленького человека.
Помогайте ребенку избавляться от отрицательных установок типа «не могу», «сомневаюсь», «должен», меняя их на «смогу», «уверен», «хочу». Психологи советуют в этих ежедневных формулах исключить отрицательные частицы «не» и противительные союзы («но», «а»). Лучше поменять их на «и», «при этом», например: «Трудное задание, при этом я с ним справлюсь». Не отказывайте сыну или дочери в помощи при решении сложных задачек. Помогите наводящим вопросом – нетрудно, а нервы ребенка целей будут, да и времени на выполнение уроков уйдет гораздо меньше.
Помогайте детям в преодолении негативного отношения к себе. Никогда не восклицайте патетически: «У всех дети как дети, а у меня!..». Вы и ваш ребенок должны четко знать, что он для вас – самый лучший. Пусть не такой, как все, но для вас – самый-самый. Не стесняйтесь ему об этом говорить.
Читайте больше юмористических рассказов, смотрите веселые телепрограммы. Шутка создаст настроение. Смех объединяет и снимает напряжение.
А физиологи советуют диету, обогащенную витаминами и микроэлементами. Пусть ребенок ест больше фруктов. А также мясо и рыбу: белки стимулируют работу мозга.
Побольше подвижных игр на воздухе. Очень хорошо повышают настроение яркие картины и фотографии, даже одежду старайтесь подбирать оптимистичных расцветок, непременно ярких и теплых тонов.