Суфийская техника - Зикр (медитации и пение). Суфийская практика зикра

Кто Меня помнит,
Того и Я помню.

Возраст, изменения эмоционального фона, физические нагрузки изменяют ритм сердцебиения, дыхания, тонус сосудистой и мышечной систем, работу внутренних органов. Ритм работы сердца - хороший индикатор общего состояния человека. Поэтому важно учитывать и понимать его изменения, знать свой индивидуальный ритм. Для этого следует следить за своим рабочим пульсом в разное время суток, до и после физических нагрузок, до и после выполнения дыхательных упражнений.

Суфии считают, что человек способен чувствовать сердцебиение не только непосредственно по пульсу, но и чувствовать ритмы своего тела по определенным зонам (зикрам) организма. Таким образом, изменения ритма отражаются в каждой зоне. Таких зон пять - пять зикров (рис. 19):

Султан (“верховный правитель”);

Ахфа (“скрытая площадь”);

Сирр (“тайная площадь”);

Макад (“сиденье”);

Маркаб (“средство передвижения”).

Каждое заболевание так или иначе связано с той или иной зоной организма. Эти зоны суфии называют зикрами, потому что связывают каждую из них с практикой богопоминания (именно так и переводится слово “зикр”). Иногда у исследователей возникает путаница, что называть зикром - практические методы гармонизации организма, зоны организма или духовную практику, отправляемую суфиями всего мира. Все вышеперечисленное для суфия имеет общую божественную природу, но для удобства простого человека я зикры организма чаще буду называть зонами, некоторые виды скрытых зикров - энергетическими траекториями, а практику соединения с высшей божественной сущностью - зикрами. Но еще раз напомню, что для суфия это все одно - зикр.

Зикр Султан

Эта зона отвечает за органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние), за речь. Зрение несет большую часть информации о мире. Учеными было доказано, что когда луч света падает на глаза, то общая чувствительность снижается. Одна из основных функций зрения - контроль над опасностью. Поскольку зрение используется в наибольшей степени: телевизор, газеты, книги и прочие визуальные средства, то остальные каналы чувствительности находятся в недоразвитом состоянии.

Смысл медитации состоит как раз в том, чтобы снизить роль зрения и в уединении, желательно в темноте активизировать, пробудить чувствительность других зикров, других зон. Опять же для того, чтобы гармонизировать общее состояние.

Болезни зрения изначально обусловлены перегрузкой зикра Султан: длительное восприятие того, чего не хочется видеть: ссоры родителей, злобные взгляды одноклассников, слишком длительная умственная работа и т. д. и т. п.

В суфийской традиции Накшбандийя терапия зрения всегда была направлена не на частную работу с усилением глаз, а с гармонизацией всей системы зикров, то есть зон человеческого организма. Тот, кто придумал очки, наверняка руководствовался добрыми намерениями, и его добрым словом будут поминать все, кто так или иначе работает в сфере медицинской индустрии. Выбор читателя заключается в том, помогать продавать очки или нет.

Зикр Ахфа (контроль)

Слово “ахфа” означает “скрытая площадь” или, ближе к европейскому пониманию, “тайная канцелярия”. Эта зона отвечает за контроль действий организма. Она распространяется от яремной ямки (у основания шеи) до солнечного сплетения (мечевидного отростка).

Зикр Сирр

Это слово переводится как “тайная площадь”. Третья зона распространяется от солнечного сплетения до точки, находящейся на расстоянии рогатины вниз от пупка. Сделайте знак “победа” (поднятые указательный и средний пальцы). Это и есть “рогатина”. Эта зона связана с уверенностью в себе, с деятельностью кишечника и печени.

Зикр Макад

Эта зона распространяется от окончания предыдущей зоны - рогатина ниже пупка - и до колен включительно. Отвечает за потенцию, за паховые области. Психологически в ней находится уважение к организму.

Зикр Маркаб

Зона Маркаб отвечает за голеностопный отдел, за передвижение организма. Все грибковые заболевания, боли в стопах и тому подобное появляются именно в этой зоне.

Теперь, изучив значение каждой зоны, определите, с какой из них вам необходимо поработать с целью восстановления. Практически вы сможете это осуществить с помощью главы об энергетических траекториях. Но для общей гармонизации организма рекомендуется овладеть одним из наиболее часто используемых суфиями зикров - зикром вокруг своей оси.

Зикр вокруг своей оси

Только человеку присущи две специфические формы движения энергии: по прямой и по спирали одновременно. Именно они создают определенную вибрацию в организме, направленную на оздоровление. Эта вибрация способствует развитию интуиции.

Выполним следующее упражнение, которое было создано суфиями несколько сотен лет назад. До недавнего времени оно было скрыто от непосвященных людей, но ситуация изменилась. Ибрагим Хаджи, дай Бог ему многие годы жизни, пир (мастер мастеров) братства Накшбандийя, следуя внутреннему видению, понял, что настало время нарушить жесткий закон о сокрытии тайны отправления зикра вокруг оси. Современные суфии полагают, что не должно быть ничего тайного в том, что может помочь человеку быть здоровым, так как человек должен быть здоров, чтобы славить Бога и работать во имя Его. Но для овладения этим зикром вам потребуется выдержка и дисциплина.

Подготовка

До начала основной части зикра необходимо, стоя на месте, слегка покачаться из стороны в сторону, вперед-назад. Затем плавно переходим к качанию по кругу: макушка как бы описывает овал, а сам человек напоминает воронку с вершиной в стопах. Только после того как получится плавное, свободное вращение, переходим к основной части выполнения зикра.

Основная часть зикра

Встаньте ровно. Спина прямая. Ноги вместе. Прямостояние символически связано с цифрой 1. Цифра один - это целостность и уникальность, здоровье и самоуважение. Корпус слегка покачивается. Внимание сосредоточиваем на ощущении целостности организма. Спустя некоторое время амплитуда покачивания немного увеличивается. Голова описывает небольшой круг вокруг своей оси. Корпус вслед за ней совершает круговые движения. Внешне может показаться, что мы стоим на месте, но внутренне мы чувствуем, что создаем “воронку”. Вообще ощущение раскачивания больше внутреннее, чем внешнее (рис. 20).

Пусть ваше внимание сосредоточится на большом и указательном пальцах левой ноги. Представьте, что большой палец приклеен к полу. Воображаемая линия вдоль левой ноги представляет собой ось сердца. Именно вокруг нее мы сейчас и будем двигаться.

Слегка приподнимите правую стопу и ударьте пяткой по поверхности пола. Не обязательно делать это слишком громко. Сделайте несколько попыток, пока не почувствуете вибрацию по телу снизу вверх: от пяток до макушки и выше. Если вы чувствуете чрезмерные усилия, то, значит, еще нужно поработать. Ощущения должны быть приятными: этакое щекотание по всему телу. Эта вибрация слегка приподнимает корпус, но левая нога не отрывается от поверхности - помним о том, что наш большой палец левой ноги как будто приклеен к полу!

Если у вас получилось создать некое подобие вибрации, то начинайте двигаться по часовой стрелке вокруг оси сердца.

Ваше внимание обращено в область сердца, мысли остановлены, полный покой.

Само понятие зикра и означает поминание имени Бога в сердце. Представляйте что-то возвышенное, сверкающее. Дыхание произвольное. Прислушивайтесь к ощущениям своего тела.

Когда в общем и целом освоите движения, начинайте их выполнять с закрытыми глазами. Таким образом, мысль как будто остается в организме, мы развиваем чувство тела. Помним принцип: “Куда внимание, туда и энергия”.

Вроде бы проще некуда, ан вот как сложно! Не у всех сразу получается. Сделав пару кругов, еще раз прочтите внимательно описание зикра, представьте в деталях движения своего тела и выполните упражнение еще раз.

Интуиция - это внутреннее чутье, внутреннее знание, как следует поступать. Это ощущение всего организма, а не только рациональное знание. Выполняя этот зикр, вы не только делаете своеобразный энергетический массаж своего тела, но и развиваете умение прислушиваться к советам организма, который часто знает, что ему надо, как ему действовать. Выполняя зикр, мы “отключаем” голову.

Если вас раскачивает, вы не можете удержать равновесие, если вы как-то принужденно подскакиваете на одном месте при выполнении зикра вокруг оси, то вам есть над чем поработать. Если в левой части вы испытываете дискомфорт, то, значит, делаете что-то не так. К сожалению, книга не дает возможности авторам лично вам что-то подсказать. Это именно та сфера, в которой наставник необходим. Но если у вас нет возможности прийти к нам на курсы, то еще раз внимательно прочтите задание и ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СВОЕМУ ОРГАНИЗМУ, СЛЕДУЙТЕ ЗА ЕГО РИТМОМ. Вспомните древнюю формулу: “Познай себя - познаешь Бога”.

В повседневной жизни мы очень много энергии тратим на создание чего-то внешнего, несущественного. Методы древних суфиев направлены как раз на создание, с Божьей помощью, внутренней гармонии.

Совершенствуясь в выполнении зикра, мы создаем вибрацию по оси “пятка - макушка”. Механическая вибрация - абсолютно бесполезна, пустая тряска организма, которая даже может нанести вред при частом применении. Вы должны почувствовать вибрацию на энергетическом уровне. Кто-то сравнивает это с ощущениями проснувшегося, потягивающегося человека, а кто-то с ощущением “мороз по коже”. Найдите свой образ, свое название для этой вибрации.

В области макушки в головном мозге сосредоточиваются активные зоны всех органов человеческого тела - так говорит и современная наука. Вибрация активизирует эти зоны. Кто знает, каким образом тысячи лет назад была найдена эта связь?

Современные компьютерные системы диагностики состояния здоровья могут точно фиксировать изменения в деятельности этих зон во время выполнения зикра. С помощью зикра создаются позитивные изменения, но каким образом их сохранить? Одним из лучших способов является медитация перед сном. Это своеобразное закрепление хорошего самочувствия. Засыпая, человек на подсознательном уровне переживает приятные ощущения, что способствует более длительному сохранению сбалансированного, гармоничного состояния и после пробуждения.

Процедура зикра восстанавливает ауру человека. Само слово “аура” переводится как “дуновение”. Это дуновение действительно можно почувствовать, выполняя зикр вокруг своей оси - словно легкий ветерок касается вашего лица.

Открытый зикр

Этот зикр называют йассави по имени Ахмада Йассави, еще в древности использовавшего его в суфийской практике. Его могила до сих пор остается объектом паломничества мусульман всего мира. Выполняют его два раза в год.

Итак, сейчас мы познакомимся с так называемым формальным зикром. Его еще называют открытым, громким. На подготовительном этапе мы выполняем зикр по малому кругу: за 11 ударов описываем окружность вокруг своей оси. Глаза прикрыты, дыхание ровное, ритмичное.

После подготовки выполняем несколько подходов. Каждый подход состоит из большого круга: 33 шага, передвигаемся правым боком против часовой стрелки, и 11 шагов вокруг своей оси, по часовой стрелке.

Считается, что необходимо совершить около 8 подходов (33 + 11). Подходы выполняем в среднем темпе. Лучше всего, когда в большом круге находится 11 человек и 1 человек - в центре круга (итого 12 человек).

Находящийся в круге человек осуществляет счет и вращается вокруг своей оси - 11 ударов за время прохождения круга с открытыми глазами, внимание сосредоточено в области печени. Затем - 11 ударов с закрытыми глазами, внимание находится в области сердца.

Описание открытого зикра мы приводим для интересующихся суфийской практикой. Тем же, кто читает эту книгу только с целью оздоровления, можно его пропустить.

Скрытый зикр

Если открытый зикр можно (разумеется, только условно) сравнить с гимнастикой, то скрытый зикр подобен медитации. Суфии моей линии, линии Накшбандийя, практикуют именно скрытый, или молчаливый, зикр. В этом заключается одна из специфических особенностей этого направления в суфизме. Скрытый, молчаливый зикр - это дар суфиев линии Накшбандийя людям - уникальный способ гармонизации духовной и физической сфер жизни, дающий непередаваемый опыт общения с Всевышним.

Скрытый зикр 1

Вдох - выдох в область солнечного сплетения - вдох - выдох в область сердца - вдох - выдох в область левой почки - правая почка - печень - солнечное сплетение.

Вызываем чувство благодарности, признательности и восхищения в области солнечного сплетения. Делаем вдох и - на выдохе - перемещаемся в область сердца. Делаем вдох и - на выдохе - опускаемся в область левой почки. Делаем вдох и - на выдохе - перемещаем ощущения в область правой почки. На вдохе поднимаем ощущения в область печени, делаем выдох, на вдохе - в зону солнечного сплетения, выдох (рис. 21).

Скрытый зикр 2

Солнечное сплетение - яремная ямка - солнечное сплетение - сердце - левая почка - печень - правая почка (рис. 22).

Зикры связаны со всеми жизненно важными функциями организма. Дыхание, например, можно почувствовать в каждой зоне. Пальцы рук соответствуют пяти зикрам. Также они соответствуют пяти органам чувств. Шестое же чувство - интуиция - находится между пальцами.

В Средней Азии очень любят плов и едят его непременно руками. Вкушение плова начинается прежде, чем он попадет в рот; оно начинается с момента, когда кончики пальцев касаются его, чувствуют его тепло, когда нос ощутит необыкновенный аромат блюда, когда обоняние соединится с ощущениями пальцев. Никакой привычный для европейца столовый прибор не даст насладиться этим блюдом по-настоящему. Плов, съеденный с помощью ложки или вилки, - плов только отчасти - он лишился чувственной полноты вкуса.

В отличие от описания йогических чакр зикры не связаны с позвоночником (как чакры). Составляющие организма: кровь, желудок, органы тела и др. - более или менее самостоятельны и не подчиняются приказу “свыше”. То же можно сказать и о “нематериальных” составляющих организма: мыслях, установках, чувствах. Человек сам не понимает, как мог оказаться в такой неприятной ситуации. Буквально “нелегкая вынесла”. Как только нарушается гармония, каждый из них начинает “заявлять о себе”. Через некоторое время может начаться болезнь. Техники суфиев направлены на гармонизацию всего организма в целом.

С другими видами зикров вы сможете познакомиться в главе об энергетических траекториях.

Подготовка к работе с зоной Султан

Выполнение зикра Султан способствует нормализации, активизации и синхронизации работы левого и правого полушарий головного мозга. Это упражнение помогает оптимизировать функцию зрения, так как нервные окончания, относящиеся к глазам, при выполнении этого задания приобретают оптимальное состояние, улучшается деятельность мозга.

Также это упражнение способствует улучшению координации движений, активизирует органы слуха, стабилизирует деятельность вестибулярного аппарата.

1. Сядьте удобнее, расслабьтесь, прикройте глаза. Мысленно представьте, что вы двигаетесь по треугольной траектории: от обоих глаз одновременно к межбровью (“третий глаз”) . На вдохе медленно поднять получившийся треугольник до темени. На выдохе вернуться в исходное положение. Выполните это упражнение несколько раз в течение 3 минут. Каждый воспринимает это движение по-своему, в частности, можно попробовать представить себе мерцание этого треугольника.

2. Мысленно создайте движение по контуру: правый глаз - левый глаз - межбровье. На вдохе поднимаем это ощущение до уровня темени, но уже параллельно захватывая уши - движение от ушей осуществляем по поверхности череп. На выдохе медленно вернуться в исходное положение. Выдох осуществляем “через уши”. Так же как и в предыдущем упражнении, действия выполняем несколько раз в течение 3 минут.

Как-то я возвращался со своим знакомым Муйсин Ханом из Коканда в Джизак через Ташкент. Друг Муйсин Хана, журналист и экстрасенс Рустам Абид, предложил съездить в Бахманский район, славящийся разными экстраординарными явлениями. Например, есть в этом районе одно место в горах, где очень часто наблюдаются необычные явления в атмосфере. Это какая-то странная зона. Почему-то все домашние животные, пропавшие из окрестных селений, рано или поздно попадают именно туда.

До цели нашей поездки мы долго добирались на машине, и за пару километров до конца пути дорогу нам преградила река. Машину пришлось оставить и дальше продолжать путь пешком. Когда добрались до места, уже наступила ночь. На небе было множество звезд, но кроме них мерцали какие-то странные огни, похожие на звезды. Если фонариком мигнешь, то и эти огни в ответ мигают. Через некоторое время произошло совсем необычное явление: несколько десятков звезд стали перемещаться и образовали звездный круг - все это Муйсин Хан снимал видеокамерой. Феномены со звездами и огнями продолжались около получаса. Уже было поздно и пора было возвращаться к машине.

Когда мы вернулись назад, машины на месте не оказалось, хотя приметы, по которым мы определяли обратный путь, оставались неизменными. Машину, брошенную у реки, нашли не сразу, вдалеке от воды. Как мы ни старались, мы не смогли найти следов машины, хотя на земле должны были остаться хоть какие-то отпечатки колес.

Вернувшись в Ташкент, дома у Муйсин Хана мы захотели посмотреть еще раз запечатленные на пленке движения звезд и огней, но тщетно - пленка оказалась пуста.

Как и у окружающей нас природы, у человека много явных и скрытых возможностей. Но часто он сам себе мешает. Нужно обращать внимание внутрь себя, удивляться себе, радоваться себе, понимать себя, научиться оживлять все внутри. Никакая внешняя красота, никакая нарядная “упаковка” не поможет, если внутри темно и глухо.

Зикр - прекрасная возможность для познания и осознания себя. Это возможность открыть в себе то скрытое, что наполняет жизнь смыслом, несет здоровье и процветание. Весь секрет в том, что зикр может состояться, только если вы находитесь в настоящем времени, а не пытаетесь думать о том, какую пользу этот зикр принесет вам в будущем. Тогда вы останетесь ни с чем, похожие на человека, снимающего танец звезд на видеопленку вместо того, чтобы наслаждаться им здесь и сейчас.

Обычно основное внимание во время выполнения зикра направляется в область сердца и печени. Но также допустимо направлять луч внимания и к зонам, требующим лечения, чередуя их с областями сердца и печени.

Зикр необходимо выполнять как минимум один раз в неделю. В Средней Азии для этой процедуры определено специальное время - каждую пятницу.

В организме человека существует разделение на левую и правую части. Это одна из причин недовольства собой, когда, образно говоря, правый глаз становится врагом твоего левого глаза. Подобное разделение обусловлено расположением органов (сердце же есть только в левой части). Согласно суфийскому учению, в левой зоне накапливаются отрицательные эмоции, негативные переживания. Если эта часть чрезмерно преобладает, нарушается целостность организма, рушится его внутренний стержень.

Процедура зикра направлена на гармонизацию человека, и благодаря ей активизируется левая часть. Эта часть находится немного дальше от оси организма, поэтому органы, расположенные дальше, вызывают проблемы. Именно поэтому левшам рекомендуется время от времени кушать, писать, мыться правой рукой, а правшам, наоборот - левой.

Зикр - это обряд богопоминания, следовательно, в его выполнении участвует речь. Как обычную речь можно разделить на вербальную (посредством слов) и невербальную (посредством мимики, жестов, интонации, позы, тона голоса и так далее), так можно классифицировать и речь, участвующую в выполнении зикра.

Зикр - это общение с Богом в себе.

Зикр - это общение с Богом вокруг меня.

Зикр - это общение с Богом в других.

Среди практик, призванных помочь человеку вступить в контакт с Богом, зикр занимает особое место. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Правильно выполняемый зикр включает в себя сосредоточение, созерцание и осознание. Таким образом, в нём сочетаются сразу три практики, а оттого и эффект, создаваемый им, получается многогранным и сильным.

Зикр (если кто-то не в теме) — это практика памятования Бога. Классики суфизма, обосновывающие легитимность данной практики, приводят цитаты из Корана, где говорится о необходимости всегда и везде помнить Бога своего, но я не буду тратить на это время, потому что их можно найти в интернете ровно за одну минуту. В любом случае зикр — одна из основных мистических практик, используемых суфиями. На первый взгляд, технически она выполняется достаточно просто — искатель повторяет либо одно из Имён Бога, либо какуюто фразу из Корана вслух или про себя. В зависимости от этого различают тихий и громкий зикры. Что в этом есть мистического — не очень понятно, по крайней мере, до тех пор, пока сам не приобщишься к данной практике.

Вот её три составляющие: сначала сосредоточение на Имени, потом созерцание всех уровней смыслов Имени и, наконец, поддержание постоянного уровня осознания себя, чтобы не «уплыть» за умом и не впасть в механическое бессознательное бормотание. Сосредоточение на Имени сопровождается повторением, и здесь в практике участвуют и тело, и ум. Оба они должны войти в ритм повторения, что поначалу требует некоторого усилия, а затем действие продолжается уже по инерции и требует гораздо меньшего приложения сил.

Созерцание смыслов Имени происходит следующим образом — искатель не должен думать о них и не должен пытаться размышлять на заданную тему. Он просто смотрит на Имя, держит его в поле собственного внимания, и всё. Тело и ум заняты повторением, внимание направлено на Имя, и само по себе это рассматривание запускает процесс раскрытия всех возможных смыслов, которое данное Имя содержит. Сначала внимание обращается на качества Имени, принадлежащие непосредственно Богу, и видение их проявлений автоматически оформляется умом в некие словесные формулы. Само по себе смотрение на смысл приводит к вербализации смыслов, но это не обычное думание, а процесс созерцания, процесс куда более целостный, нежели последовательное чередование мыслей. Смотреть, а не думать — этому искатель обучается в практиках осознания себя и при выполнении муракабы — суфийской техники медитации. То есть выполнение зикра в той форме, которую я описываю, требует навыков осознания себя и предварительной работы по овладению навыками наблюдения и смотрения.

После рассматривания смыслов Имени, относящихся непосредственно к Богу, искатель обращает внимание на то, как качества данного имени проявляются в человеческом бытии и вообще в мире. Посредством подобного созерцания он проникает в самую суть смыслов каждого Имени, с которым работает, и уровень его понимания растёт. Созерцание — одна из лучших практик, приводящая человека к пониманию сути вещей, и выполнение описываемого мной зикра способствует развитию и укреплению навыка созерцания у практикующего.

И повторение, и вникание в смысл Имени требуют поддержания состояния бдительности, чтобы выполнение практики не стало механическим. Поэтому усилие в осознанности необходимо присутствует в данной работе. Из всех вышеописанных усилий складывается духовный эффект, возникающий в практике зикра, а для того, чтобы понять, как происходит эффект мистический, нужно рассмотреть некоторые аспекты Реальности, о которых мы пока не говорили.

Как происходит взаимодействие с Богом, если Он, как я уже отмечал, находится от нас бесконечно далеко, да ещё и на других планах Бытия? Это главный вопрос для любого, кто хочет докопаться до Истины, и получить точный ответ на него можно только путём собственного переживания — благодаря весьма серьёзному утончению восприятия. Поскольку прямое описание ситуации с возможностью взаимодействия может ещё больше всё запутать, мне придётся обратиться к аналогиям. Проще всего проиллюстрировать эту историю на примере солнечного света. Есть источник света — звезда по имени Солнце. Она находится на большом удалении от Земли, но её свет, достигая земной атмосферы, очищается от ряда вредных излучений и становится питательным для всего живого. Находясь под солнечными лучами, мы подвергаемся их воздействию, хотим мы этого или нет. Ложась загорать на пляже, мы сознательно подставляем себя под действие энергии солнечного света и до некоторой степени взаимодействуем с самим Солнцем. При этом прямой контакт с Солнцем для нас невозможен, потому что попытка приблизиться к нему окончится для нас полным исчезновением и смертью. Вот примерно то же самое происходит между нами и Богом.

Другими словами, сам Источник или, если угодно, Абсолют находится бесконечно далеко от нашего физического плана Реальности. Но при этом Его Присутствие пронизывает все уровни человеческого бытия, и оно же вполне ощутимо явлено на физическом плане. Индусы говорили о Сознании, которым насыщена вся материя и всё живое, суфии говорят о Присутствии. По сути, всё это попытка хоть как-то выразить невыразимое и найти какието слова, которые могли бы дать тем, кто пытается понять, хотя бы искажённые, но не совсем ложные представления. Так вот именно с этой энергией Присутствия мы и взаимодействуем. Она не принадлежит ни Нисходящему, ни Восходящему Потокам, скорее, она включает их в себя. Понять это сложно, но Присутствие пронизывает всё, и где бы ни находился человек — в горах или в низине, на Тибете или в Москве — качество энергии Присутствия не меняется. Могут меняться энергии места — это факт; и в каких-то конкретных местах работать над собой легче, чем в остальных, но к силе Присутствия это не имеет отношения — она везде одинаковая, как математическая константа.

При этом я не стал бы утверждать, что Присутствие и Сознание есть одно и то же. Я много писал о сознании и всегда утверждал, что любая материя содержит в себе долю Сознания Бога, которая в ней, в материи, растворена. Но Присутствие становится вполне активной силой, когда человек входит во взаимодействие с ним. И если бы я с чем-нибудь и сравнил энергию Присутствия, то, наверное, только с вниманием. Присутствие, до определённой степени — это внимание Бога. Хотя и это утверждение, конечно же, является упрощением того, что есть на самом деле.

Что происходит во время зикра? Здесь мне опять придётся прибегнуть к аналогии с солнечным светом. Когда луч света проходит через призму, то вследствие дисперсии он разлагается на цвета радуги, которые без призмы увидеть было бы невозможно. И хотя их невозможно было увидеть, это не значит, что до прохождения через призму их не было в солнечном луче. Просто не возникало условий, при которых весь спектр энергий луча смог бы проявиться. Так вот, похожий процесс происходит во время чтения зикра, только роль солнечного луча играет энергия Присутствия, а призмой становится ум искателя, вкупе с вниманием.

Ум, как известно, канализирует внимание человека, направляя его вовне или внутрь в зависимости от понимания поставленной перед ним задачи. Когда искатель начинает сосредотачиваться на Имени Бога, то посредством повторения и сосредоточения, а также направления внимания на смысл Имени происходит выделение энергии соответствующего качества из спектра энергий Присутствия. И человек, конечно же, становится её проводником — ровно в той степени, на которую он способен. Эта способность зависит от того, насколько он заполнен подавленными энергиями желаний и эмоций, а также от того, насколько адекватны его усилия по выполнению зикра. Так или иначе, но воздействие энергии Присутствия ощущается всеми, кто подходит к повторению Имени серьёзно.

И здесь есть ещё один момент, который упускается из виду многими суфийскими группами, работающими в России. Чтобы ум мог выполнить функцию призмы, Имя должно произноситься на том языке, который является для него родным. Тогда возможно и созерцание, и проведение энергии Присутствия. Если же Имя повторяется на арабском языке, из некоего представления о его священности, то Имя превращается в мантру, которая для ума значит очень мало или вообще ничего, а потому и ожидаемого эффекта не наступает.

Как и в случае с радугой, спектр энергий Присутствия различается по частоте вибраций — грубо говоря. Разные Имена приносят совершенно разные ощущения во время практики и дают различные эффекты при длительном повторении. Некоторые Имена имеют более узконаправленное действие, некоторые — очень широкое. Правильно подобранное Имя для работы может довольно быстро продвинуть искателя на пути к внутренней трансформации.

Классики суфизма различали зикр, в основном, по виду и месту его выполнения. Поэтому был громкий и тихий зикр, а также зикр, произносимый губами (и умом), в противовес которому выделялся зикр, творившийся в Сердце. Считалось, что если искателю удавалось перенести поминание Бога из ума в Сердце, то это ускоряло трансформацию, и вообще было признаком серьёзного продвижения по Пути. По сути, такая практика хорошо помогала открытию Сердца, это факт. А в открытом Сердце было и ощущение связи, и возможность Сдачи — в общем, всё, что нужно мистику, чтобы достигнуть своей цели.

В той практике зикра, которую описываю я, есть различение стадий внутренних, не связанных с формами повторения, но отражающих воздействие энергии Имени на искателя. Этих стадий четыре, но явно различить их сможет только тот, кто работает с одним и тем же Именем достаточно долгое время. На первой стадии, которая длится около двух недель, зикр оказывает явное и довольно ощутимое воздействие — в первую очередь на ум практикующего. Здесь и эффект от созерцания смыслов, и новизна самой практики, и смена привычных ощущений на ощущения, возникающие после взаимодействия с энергией Присутствия, — всего понемногу. Искатель явно чувствует воздействие зикра и делается очень воодушевлённым. Однако через некоторое время все эти ощущения начинают притупляться и вроде бы потом вовсе исчезают. Так проявляется эффект привыкания, который существует почти во всех практиках. Первичное воздействие, выглядевшее очень сильным, меняет некоторые энергетические структуры искателя, но эти изменения неглубоки. Привыкание — это следствие того, что подстройка ума и тела под выполняемую практику уже произошла. Поэтому после этих первичных изменений наступает период, когда для следующего шага к трансформации требуется накопление эффекта от гораздо большего количества усилий, чем в начале. Так наступает вторая стадия, на которой, как кажется, ничего не происходит. Конечно, в теле есть короткие следствия — как и после любой практики — выражающиеся в изменении его состояния, но всё это не совсем то, чего ждёт от неё практикующий. Стадия, на которой вроде бы ничего не происходит, может длиться довольно долго, и её продолжительность весьма индивидуальна. Как я уже отмечал, длительность этой стадии напрямую зависит от того, сколько подавленных энергий носит в себе человек, и насколько качественны его усилия. Если у искателя нет проблем ни с подавленностями, ни с усилиями, то вторая стадия проходится быстро. Поскольку эффективность созерцания смыслов вычерпывается тоже на первых неделях практики, то со второй стадии я обычно рекомендую направлять часть внимания в сердечный центр, одновременно с повторением Имени.

Третья стадия характеризуется проявлением качества, которое обозначено Именем, внутри самого практикующего. Можно сказать, что оно развивается или кристаллизуется в трёх низших телах, меняя их исходное состояние в смысле и ощущений, и реакций, и частоты вибраций. Свойство Имени становится свойством искателя, отчего тот обретает несколько иной уровень бытия. Это главный духовный результат зикра. Длительность третьей стадии тоже индивидуальна, но, как правило, достигнув её, искатель уже перестаёт беспокоиться о результате и о погоне за скоростью продвижения.

Четвёртая стадия приносит главный мистический результат зикра: начиная произносить Имя, искатель сразу входит в Присутствие Бога, ощущая его на всех уровнях своего бытия. Это Присутствие окрашено качеством произносимого Имени, но оно в то же время абсолютно целостно. Дальше никаких стадий нет, а есть только пребывание в Присутствии, которое вскоре становится возможным даже вне практики зикра.

За века существования суфизма выполнение зикра обрело самые разные, порой довольно причудливые формы. Есть группы, использующие зикр как средство для вхождения в изменённые состояния и превращающие его почти в шаманский ритуал. Есть группы, читающие фразы из Корана, используя их наподобие мантр, и ожидающие от своей практики некоего магического результата. Мир многообразен в своих проявлениях и в способностях к искажению любого Пути, каким бы прямым он ни был вначале. Тем не менее правильно выполняемый зикр был и остаётся одной из самых мощных мистических практик из всех найденных людьми; так было раньше, так остаётся и сейчас.

У ученых-алимов есть несколько мнений о том, записывают или не записывают ангелы зикр сердца (ذكر القلب).

Имам Навави утверждал, что ангелы его записывают.

قال الشيخ عز بن عبد السلام : اَلْمَلَكُ لا سبيل له إلى معرفة باطن العبد في قول أكثرهم .

Алим Иззудин бин Абдусалам говорит: «По мнению большинства алимов, для ангелов нет пути к тайне раба, то есть они не могут знать науку его сердца, ангелы не заглядывают в него». И ученые-арифуны (познавшие Аллаха) говорят так же. Есть и другое утверждение: «Ангелы знают науку, что находится в сердце раба, но записывать ее не имеют права, а пишут только то, что произносят его уста». Все же никто не знает предмет так, как специалисты, поэтому ангелы, по утверждению ученых накшбандийского тариката, зикр сердца не записывают.

ويؤيد ما في ريحان القلوب أن ذكر الخفي هو ما خفي عن الحفظة لا ما ينخفض به الصوت وهو خاص به ومن له أسوة حسنة . ((روح البيان)) جـ 4 ، صـ 385

Это изречение тоже подтверждает то, что от ангелов скрыт зикр сердца. Он и называется так именно из-за того, что является тайной для ангелов, записывающих деяния людей. Зикр, который произносится без голоса, тихо, но устами человека - это не зикр сердца. Зикр сердца - это особый зикр, предназначенный для Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и его последователей.

وروي أن عمر أنه كان يطوف بالبيت وهو يبكي ويقول : اللهم إن كنت كتبتني في أهل السعادة فاثبتني فيها ، وإن كنت كتبتني في أهل الشقاوة فامحني وأثبتني في أهل السعادة والمغفرة لأنك تمحو ما تشآء وتثبت وعندك أم الكتاب . ((روح البيان)) جـ 4 ، صـ 385

Умар-асхаб, совершая обход вокруг Каабы (таваф), прочитал следующую молитву: «О мой Аллах! Если Ты занес мое имя в список счастливых людей, если я отношусь к ним, то оставь мое имя там. Если же мое имя находится среди отступников, т.е. тех, кто сбились с пути Истины, то сотри его оттуда и внеси в группу счастливых, поскольку Ты можешь оставить то, что захочешь и убрать, что пожелаешь». То есть Способный совершить то, на что есть Его воля.

Всевышний в другом аяте говорит:

وَلَوْلاَ دَفْعُ اللّهِ النَّاسَ بَعْضَهُمْ بِبَعْضٍ لَّفَسَدَتِ الأَرْضُ وَلَـكِنَّ اللّهَ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْعَالَمِينَ (سرة البقرة 251)

Смысл: «Если бы Аллах не мог уберечь одних людей с помощью других, то в мире был бы хаос». Если бы с помощью верующих и праведников Всевышний не давал отпор многобожникам и грешникам, то безбожники могли бы победить, они бы уничтожали мусульман, их потомков, разрушали мечети, дороги, сжигали урожай. Хаос воцарился бы во всем мире. Воистину, Аллах Всемилостивый, Наищедрейший, Он спасает мир от таких разрушений и хаоса.

قال رسول الله : ((إن الله ليدفع بالمسلم الصالح عن مائة أهل بيت جيرانه البلاء)) . ((روح البيان)) جـ 1 ، صـ 392 . وقال ابن عمر رضي الله عنهما : سمعت رسول الله يقول : ((إن الله ليدفع بالمسلم الصالح عن ألف بيت من جيرانه البلاء)) ثم قرأ : (وَلَوْلاَ دَفْعُ اللّهِ النَّاسَ بَعْضَهُمْ بِبَعْضٍ) الآية . ((مستطرف)) جـ 1 صـ 192

Есть хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): Всевышний из-за одного праведного верующего отводит беду от (обитателей) ста домов по соседству».

В другом хадисе сказано, что от обитателей тысячи домов.

Из книги досточтимого шейха Сайда-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана».

Всевышний говорит:

«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно».

Зикр означает вспоминать, поминать, не быть в состоянии беспечности и забывчивости. Зикруллах это поминание Аллаха. Единственный способ приблизиться к Аллаху – непрерывно поминать Его. В одном из священных аятов сказано: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас».

Зикр может осуществляться как сердцем, так языком или телом.

  • Зикр языком - это поминание прекрасных имен Всевышнего Аллаха, Его восхваление и прославление, чтение книг и молитв.
  • Зикр сердцем - это поминание сердцем и душой.
  • Зикр телом - это использование всех частей тел для выполнения божественных повелений и сохранение их от всего запретного.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «У меня с Аллахом есть такой промежуток времени, когда ко мне не может подойти никто, даже приближенные ангелы и посланные пророки».

В другом священном аяте Господь говорит: «Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?». Потому что действие поминания Аллаха на сердце верующего подобно действию эликсира. Также как эликсир, соприкасаясь с медью, превращает ее в золото, которым она останется навсегда, так же и эликсир божественного величия, соприкасаясь с сердцем верующего, очищает его от всего плохого и превращает в драгоценный камень божественного света, коим сердце останется навечно. Поэтому, чтобы показать, что влияние поминания Господа на сердце верующего подобно влиянию эликсира на металлы, а также, чтобы указать на то, что высшие духовные степени достигаются только через поминание Аллаха, Всевышний Аллах сказал, что сердца достигают спокойствия и покоя, только поминая Аллаха. Именно поэтому неверующие и беспечные люди, не поминающие Аллаха и не возвысившиеся до Его познания, никогда не избавятся от волнений и не достигнут душевного спокойствия. По этому поводу Господь сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. И скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?». Аллах скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению».

Именно поэтому Господь также сказал: «Ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, - быть может, вы преуспеете». О важности поминания Аллаха передано много хадисов. Вот некоторые из них: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Пример того, кто поминает Господа, и того, кто не поминает Его, подобен примеру живого и мертвого».

В хадисе поминающий Господа верующий сравнивается с живым человеком, а беспечный с мертвецом. Поминающий Творца верующий человек тем самым показывает свою живость. Тот же, кто беспечен и не думает о поминание Аллаха, ничем не отличается от мертвеца.

«Пример дома, в котором поминается Аллах, и дома, в котором Он не поминается, подобен примеру живого и мертвого».

Схожесть живого человека и того, кто поминает Аллаха, в том, что и тот и другой люди, приносят пользу, помогают другим и т.д. Схожесть же того, кто оставил поминание Аллах и мертвеца в том, что они оба внешне бездвижны, находятся на ложном пути.

Согласно риваяту от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Величественный и Могущественный Аллах говорит: «Я рядом с мнением Моего раба обо Мне (Проявление Моей воли зависит от того, как Меня видит Мой раб). Когда Мой раб поминает Меня, то, несомненно, Я с ним. Если он помянет тихо в своей душе, то Я отвечу тем же. Если он помянет меня в обществе людей, то Я помяну его в лучшем обществе ангелов. Если Мой раб приблизится ко Мне на пядь, то Я приближусь к нему на аршин. Если он приблизится ко Мне на аршин, то Я приближусь к нему на сажень. Если он пойдет ко Мне, то Я побегу к нему».

Такие меры измерения, как пядь, аршин и сажень, использованные в хадисе, чтобы показать близость Аллаха к своему рабу, в отношении Аллаха использованы в исключительно метафорическом смысле. То же самое можно сказать и о слове «бежать», использованном в отношении Аллаха лишь в качестве метафоры.

Все эти священные аяты и хадисы говорят о том, что после выполнения пяти обязательных намазов, а также дополнительных намазов (упорядоченная сунна – намазы, совершаемые до и после обязательных намазов), все время нужно посвящать поминанию Всевышнего Аллаха. Не нужно быть занятым ничем другим, кроме как поминанием Всевышнего Господа. Во время еды, сна или прогулки – в любое время нужно заниматься поминанием. Потому что для поминания нет специального времени. Рабу Аллаха приказано всегда заниматься поминанием. Так как намаз самое достойное из всех видов поклонения, его нельзя совершать всегда и везде. Однако, поминанием в сердце можно заниматься в любое время и в любых условиях. Ведь по этому поводу в Священном Коране сказано: «Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли».

Поэтому счастье, спокойствие и душевный покой каждый человек сможет найти лишь в поминании Всевышнего Аллаха. По возможности, стоит заполнять все время поминанием Всевышнего Аллаха. Нельзя проводить ни минуты в беспечности.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Знай, что у зикра есть четыре степени (дараджа).

Первая степень . Зикр бывает на языке, а сердце остаётся беспечным. Польза от него слабая, но всё-таки есть, поскольку язык, занятый служением, достойнее языка, заня­того изречением вздора или простаивающего без дела.

Вторая степень. Зикр бывает в сердце, но не посе­ляется, не находит в сердце упокоения и не охватывает его. Так что его следует принудительно подвести к таинству зикра, поскольку без необходимых усилий сердце вернётся к своей природе, состоящей из беспечности и бесед с самим собой.

Третья степень. Зикр находит в сердце упокое­ние, поселяется в нём и охватывает его, и занять его каким-то другим делом можно принудительно, что бывает вели­чественно.

Четвёртая степень. Сердце охватывается поми­наемым то есть Всевышним, а не самим зикром, так как существует разница между тем, когда любят поминание, и тем, когда любят поминаемое. Однако совершенство заключается в том, что поминание и осознание поминания уходят из сердца, а остается поминаемое. Кроме того, зикр бывает на арабском и персидском языках, а основа его состоит в том, чтобы сердце освободилось от разговора на арабском, персидском или каком бы то ни бы­ло языках и превратилось полностью в Него, не оставляя места ни для чего другого. Такое происходит в результате избыточной люб­ви, называемой "ишк . При этом любящий ("ашик) всецело испытывает страсть к возлюбленному (ма"шук). Случается, что от увлечённости Им он забывает собственное имя, поскольку погружается настолько, что забывает себя и всё, что есть, кроме Всевышнего. Так он достигает начал пути суфизма (тасаввуф ). Такое состояние у суфиев называют престатие (фана" ) и небытие (нисти), то есть всё, из чего состоит его зикр, перестало существовать, поскольку он уже забыл самого себя.

Подобно тому, как у Всевышнего существуют миры, о которых мы понятия не имеем; их «быть» для нас невозможно; для нас они означают «не быть», а «быть» для нас состоит из осознания и осведомлённости о них, когда кто-либо забыл о мирах, значащих для людей «быть», тогда по отно­шению к нему они стали «не быть», а когда он забыл свою самость, тогда он и по отношению к себе тоже стал «не быть». Когда же с ним не остаётся ничего кроме Всевышнего, как он бу­дет «быть»? Его «быть» будет Истина.

Подобно тому как ты, глядя на небо, землю и на то, что на них есть, и не видя больше ничего, заявишь, что мир сам по себе таков и не представляет собой большего, а только то, что есть, так и тот, не видя никого кроме Всевышнего, говорит, что всё – Он, кроме Него ничего просто нет. К данной стоянке раз­общённость между ним и Истиной устраняется и обретается еди­нение. Это – начало мира объединения и единства ("алам-и таухид ва вахданият ). To есть при устранении разобщённости у него нет никакого понятия и осознания о раз­общённости и удалённости, так как разобщённость знает тот, кто знает двойственность: себя и Бога. А человек в экстатическом со­стоянии (хал), не имеющий понятия о себе кроме единствен­ности, не осознаёт ничего, как же ему ведать о разобщённости? Когда он достигает такой степени, для него начинает рас­крываться вид божественного царства (малакут ). Духи ангелов и пророков начинают показываться ему в прекрасных образах, и то, что является особенностью Владыки божественности, начи­нает для него проявляться. Возникают великие состояния, выра­зить которые не представляется возможным.

Когда он приходит в себя и наступает осознание деяний, то с ним остаётся впечатление от них. Он становится одержим страст­ным желанием (шавк) того состояния. Дольний мир и всё, что есть в дольнем мире, всё, чем в нем заняты люди, первое время становятся противны его сердцу. Телом он пребыва­ет среди людей, а сердцем он исчез там. Он удивляется людям, как они погружены в мирские дела, смотрит на них сочувст­вующе, зная, каких деяний они лишены. Те же смеются над ним, спрашивая, почему он тоже не занят мирскими делами, и считая, что не иначе как им овладели безумие и меланхолия.

Следовательно, тот, кто не достигает степени пристрастия и небытия и с кем не случаются такие состояния и озарения (мукашафат ), смысла сказанного не постигнет. Однако, если зикр им овладеет, это уже будет эликсиром счастья, ибо в таком случае его охватывает огонь любви, вплоть до того, что он любит Всевышнего, Велик Он и Славен, превыше дольнего мира и того, что в нём есть. Основа подобного счастья состоит в том, что при связи высших приоритетов и судьбы с Всевышним совершенство удовольствия, определяемое мерой любви, по смерти бывает в Его созерцании. У того же, чьим возлюбленным является дольний мир, страда­ния и боль от разлуки с мирским будут равносильны его любви к мирскому.

Стало быть, тот, кто часто отправляет зикр и у кого не возникает таких состояний, как у суфиев, не должен испытывать отвращения, поскольку счастье связано не с ними. Когда сердце украсилось светом зикра, тогда совершенство счастья уже подготов­лено. Всё, что не проявляется в этом мире, проявится после смер­ти. Необходимо лишь постоянно до смерти неотступно наблюдать (муракабат ) за сердцем, чтобы оно было с Всевышним и всегда осознавало бы то, что постоянный зикр – ключ к чу­десам божественного царства и к Владыке божественности. То же самое имел в виду Посланник, мир да пребудет над ним, когда сказал:

– Всякий, желающий увидеть райские кущи, должен часто по­минать Всевышнего.

Из нашего указания (ишарат ) стало понятным, что сутью всех религиозных отправлений является зикр. Истинным зикр бывает тогда, когда Бога поминают во время предстоящего исполнения повелений и запретов (амр ва нахи) , своевременно удерживаются от греха и своевременно выполняют божье повеление. Если зикр не основывался на них, то это бывает показателем того, что такой зикр был беседой с самим собой и истины в себе не содержал.

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси