Кровавая традиция праздника ашура. Ашура — судьбоносный день в истории человечества

Наступил месяц аль-Мухаррам!

✅ Со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам». Муслим 1163.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал аль-Мухаррам – месяцем Аллаха, а причисление этого месяца к Аллаху указывает на его почетность и достоинство”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 89.

Кто-то может спросить: Если добровольный пост в месяц аль-Мухаррам, является наилучшим постом, то почему тогда нет сообщений от сподвижников, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился в этот месяц усердно, как скажем в месяц ша’бан, о котором ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: « Ни в одном месяце Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не постился больше, чем в ша’бане». аль-Бухари 1970, Муслим 1156.
Ответ на это дал имам ан-Навави, сказавший: “Одной из причин, по которой Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился в месяце Мухаррам так же усердно, как он постился в Ша’бане, может являться то, что знание о превосходстве поста в Мухарраме могло быть ниспослано ему в конце жизни”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/232.

✅ Также месяц аль-Мухаррам выделяется тем, что в нём великий день ‘Ашура, который выпадает на десятое число.

Абу Къатада передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!» Муслим 1162.

Имам ат-Тыби сказал: “Слово «надеюсь» связано со словами «на Аллаха», что указывает на обязательность того, что данное обещание произойдет”. См. “аль-Кашиф ан хакъаикъ ас-Сунан” 5/1608.

Абу Джабаля рассказывал: “Я был в пути вместе с Ибн Шихабом (аз-Зухри) и он соблюдал пост дня ‘Ашура. Когда ему сказали: «Ты соблюдаешь пост ‘Ашура в пути, а пост месяца Рамадан в пути не соблюдаешь?» Он ответил: «Поистине, Рамадан можно восполнить в другие дни, а день ‘Ашура восполнить уже нельзя!»” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/335.

Следует ли соблюдать пост в день ‘Ашура с днем до него или после?
Ибн ‘Аббас рассказывал:

« Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаха, это – день, который чтят иудеи и христиане”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа . Но перед наступлением следующего года Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скончался » . Муслим 1/151.

‘Ата рассказывал: “Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаха, постился день до (‘Ашура) и день после него”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1430. См. “Ма сах мин асар ас-сахаба” 2/675.

Также смысл желательности поститься в ‘Ашура с днем до и после в том, чтобы не упустить этот великий день, в случае неправильного вычисления наступления месяца Мухаррам. Они сказали, что хадис: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа» Муслим 1/151, разъясняет другой хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если, даст Аллах, я доживу до следующего года, то буду поститься и девятого числа, из-за опасения упустить день ‘Ашура». ат-Табарани в “аль-Кабир” 10817. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 350.
Шу’ба рассказывал: “Ибн ‘Аббас соблюдал пост в день ‘Ашура даже будучи в пути, постясь также с днем до и после него, опасаясь упустить этот день”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 597.
Относительно поста в день ‘Ашура, имам Ибн аль-Къаййим сказал: “Пост в этот день имеет три вида:
Наилучший из них – это пост с днем до и днем после него.
Затем следующий вид – это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов.
И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа”. См. “Задуль-ма’ад” 2/76.

Является ли день ‘Ашура праздником ‘Ид?
Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

« День ‘Ашура был у иудеев праздником/‘Ид/, и поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: А вы поститесь в этот день! » аль-Бухари 2005, Муслим 1131.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на запрет избирать день ‘Ашура праздником. Соблюдения поста в этот день указывает на то, что этот день не праздник”. См. “Лятаиф аль-ма‘ариф” 112.

❗ Упомянутый хадис ясно указывает на то, что день ‘Ашура не является ‘Идом в Исламе! Да, за пост в день ‘Ашура уготована великая награда, однако это вовсе не означает, что этот день является праздником у мусульман. И на основании этого становится ясным ошибка многих мусульман, которые считают, что день ‘Ашура является ‘Идом, и по этой причине готовят еду, приуроченную к этому дню для раздачи, угощения и т.п. Нет на правомочность этого в Исламе никакого указания. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: “Нет ни одного указания на это ни от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазхабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги “Сахих”, “Сунан” или “Муснад”. См. “Маджму’уль-фатава” 25/299.

Месяц Мухаррам является одним из четырёх, священных для мусульман месяцев, а 10-й день месяца называют днём ‘Ашура (от слова «ашара», что означает «десять») Относительно этого дня существует много разных историй и притч. Исторически так сложилось, что на протяжении многих тысячелетий, возможно, и миллионов лет, на этот день приходились значительные события, которые касались некоторых пророков (мир им) и Творца (Свят Он и Велик).

День ‘Ашура ‒ день поминовения пророков посланников Аллаха (мир им). В этот день Аллах оказал помощь и внимание 10 пророкам, а так же это один из десяти дней, когда Всевышний проявляет свою щедрость.

Первое историческое событие, связанное с этим днём, произошло во времена праотца всего человечества и пророка Адама (мир ему). По Своей милости, Всевышний принял покаяние у Адама в день Ашуры.

Пророк Идрис (Енох) (мир ему) был вознесён в день ‘Ашура.

Идрис попросил надежного друга из числа ангелов вознести его на небеса. Тот согласился удовлетворить просьбу и начал подниматься вместе с пророком в непостижимую высь. На четвертом небесном уровне они повстречали ангела смерти и спросили: «Скажи, пожалуйста, сколько осталось жить Идрису?» «А где он?» ‒ уточнил ангел смерти. «Да вот он», ‒ воскликнул друг Идриса. «Удивительно, мне было приказано забрать его душу на четвертом небесном уровне, хотя он [как человек] вроде бы должен быть на земле?!» И забрал душу Идриса.

св. хадисов Ибн Хаббана

Ибн Кутейба говорил, что «Идрис был вознесён ангелом, когда ему было триста пятьдесят лет ». [См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т., 2000. Т. 8. С. 463.]

День ‘Ашура является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ноя) (мир ему). В этот день Аллах даровал Нуху (Ною) (мир ему) и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах Великого потопа. Ноев Ковчег утвердился на горе аль-Джудий. (Св. Коран, 11:44)

В этот день родился пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему), в этот день он был вознесён на уровень халиля, в этот же день был спасён от огня.

Именно на этот день пришлось спасение пророка Мусы (Моисея) (мир ему) и его народа, от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском.

Один из величайших примеров искренней и грамотной набожности пред Богом в истории человечества ‒ пророк Юнус (Иона) (мир ему) ‒ был спасён из брюха кита в день ‘Ашура. Кит, из желудка которого он взмолил Аллаха о спасении, подплыл к берегу и, раскрыв пасть, выпустил его.

В это день Аллах принял покаяние (тавба) Дауда (Давид) (мир ему).

Аллах провёл через испытание и трудность пророка Сулеймана (Соломона) (мир ему), лишив его на некоторое время власти и могущества. В день ‘Ашура Всевышний вернул своему прекрасному рабу власть.

В этот день был живым вознесён к Господу пророк Иса (Иисус) (мир ему), чтобы потом вернуться на землю до Конца Света.

Пост в день ‘Ашура

В день ‘Ашура пророки Нух и Муса (мир им), в знак благодарности Господу Миров за чудесное спасение соблюдали пост. О посте в день ‘Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот великий день соблюдали пост даже арабы во времена джахилии. Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное, и это отягощало их, им было сказано поститься в день ‘Ашура для искупления греха. [См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му’асыра. Т 1, с. 399]

В этот день курайшиты меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов.

Мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

День ‘Ашура был днём поста для арабов ещё до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал другим поститься. После установления обязательного поста в месяц Рамадан Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Кто хочет, тот может поститься [в ‘Ашура], а кто не желает, тот может не поститься.

св. хадисов аль-Бухари (2003), Муслима (1130)

В первые годы Ислама пост в день ‘Ашура был обязательным постом, и даже после перенесения обязательного поста на Рамадан, у него осталось почётное положение.

Один из величайших сподвижников Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это?», они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я ближе Мусе, чем вы», затем он постился и велел соблюдать этот пост».

св. хадисов аль-Бухари (3397)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) показал тем самым своим сподвижникам, что эти события имели место быть, таким образом подтвердив единство корней монотеистических религий в том числе и в религиозной практике.

Пост в день ‘Ашура является желательным (мустахаб). Верующий человек всегда помнит слова Всевышнего, переданные в хадисе-кудси:

Самым любимым из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является вмененное Мною ему в обязанность. И будет раб Мой стремиться приблизиться ко мне Мне, совершая дополнительное, пока не будет проявлена к нему Моя Божественная любовь.

Аль-Бухари Рияд: Аль-Афкяр ад-давлийя,

1999. С.1247, хадис №6502

Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года.

Вот несколько хадисов о посте в день ‘Ашура:

Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день ‘Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года.

Св. хадисов Муслима (2803)

Лучший пост после рамадана - это пост в месяце Аллаха, мухарраме.

Св. хадисов Муслима (1163)

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллах, то будем поститься и девятый день», но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер.

Св. хадисов Муслима (2722)

Поститесь в день ‘Ашура, но не будьте [излишне] похожи на иудеев, поститесь [также] в день до него и день после.

Хадис от Ибн ‘Аббаса,

св. хадисов Ахмада (2154)

Имам Ахмад сказал: «Тот, кто желает соблюдать пост в день ‘‘Ашура, пусть постится девятого и десятого числа. Если же он станет сомневаться в вычислении месяца, то пусть постится три дня, и это говорил Ибн Сирин ». [См. “аль-Мугъни” 4/441]

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: «Пост в этот день имеет три вида: Наилучший из них - это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид - это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа. А что касается соблюдения поста только девятого числа, то это является причиной неправильного понимания хадисов этой темы и его путей передач! И это мнение ошибочное с точки зрения языка и шариата ». [См.: Задуль-ма’ад, 2/76]

Также относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) можно посмотреть в книгах: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

В Священном Коране сказано:

Спешите заслужить прощение от Господа вашего и райскую обитель, обширную, как Земля и небеса, что уготована для богобоязненных.

Св. Коран, 3:133

Пусть же Всевышний поможет нам понять суть нашего бренного бытия, извечного и вместе с тем конечного предназначения человека, и выбрать тот путь, который соответствует Его Слову и ведёт к достижению счастья и благополучия в обоих мирах ‒ в мире земном и в мире вечном! Амин.

Радия Завдетовна,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

Использованные источники:

Ш. Аляутдинов «Ответы на ваши вопросы об Исламе»

Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству»

Ашура — это самый важный праздник в календаре мусульман шиитов. Он отмечается в 10-й день месяца Мухаррам — первого месяца в мусульманском календаре. Для шиитов, которые составляют около 15 процентов всех мусульман в мире, это самый большой праздник в году. Однако для остального мира он чаще всего ассоциируется с кровавыми шествиями, во время которых его участники бичуют себя, нанося удары цепями с острыми лезвиями на конце, кинжалами и саблями. Кровавая традиция праздника Ашура в объективе фотографов.

16 ФОТО

1. Процессия шиитов в Индии. (Фото: THAIER AL-SUDANI / REUTERS).

Праздник Ашура — это день поминовения внука пророка Мухаммеда, который погиб в 680 году во время битвы при Кербеле (в центральной части Ирака) с войсками халифа Язида из династии Омейядов. Внук пророка Мухаммеда — Хусейн ибн Али — почитается шиитами как третий имам и их духовный предок. Шииты живут в основном в Ираке, Иране и Бахрейне, и являются меньшинством в таких странах как Афганистан, Пакистан, Ливан и Саудовская Аравия.


2. Кровавая традиция праздника Ашура в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Для мусульман праздник Ашура — это день траура. Они оплакивают мученическую героическую смерть Хусейна во имя добра и справедливости. И хотя это праздник шиитов, в нем также принимают участие татарские сунниты.


3. Мужчина разрезает кожу ребенка в знак скорби во время шествия в Мумбаи — столице индийского штата Махараштра. (Фото: DANISH SIDDIQUI/REUTERS).

В этот день проходят традиционные шествия мужчин, которые в знак траура по Хусейну калечат свои тела бичами, ножами, мачете и бьют себя в грудь. Так они выражают свою скорбь и солидарность с погибшим внуком пророка Мухаммеда.


4. В празднике Ашура принимают участие также женщины, они не участвуют в кровавых шествиях, а в этот день в знак скорби носят черную одежду без украшений. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
5. Что интересно, самобичевание и самоувечья несовместимы с принципами ислама. Шиитские духовные лидеры выносят против этой традиции фетвы (решение по какому-либо вопросу, основанное на принципах ислама). (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
6. Кровавая процессия в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Однако не везде праздник Ашура связан с кровавыми обрядами. Известны, например, также обычаи публичного чтения отрывков из произведения XVI века — «Сад мучеников», в котором описываются трагические обстоятельства смерти внука пророка Мухаммеда.


7. Ашура — самый большой праздник в шиитском мусульманском календаре. Во время процессий его участники часто подвергаются нападениям со стороны суннитских повстанцев, поэтому такие мероприятия теперь проходят с кордонами местной полиции. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
8. Самобичевание в знак траура по погибшему Хусейну ибн Али. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
9. Один из участников кровавой процессии в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
10. Ливанские шииты, сторонники Хезболлаха, слушают историю жизни и смерти имама Хусейна ибн Али во время праздника Ашура в Бейруте. (Фото: HUSSEIN MALLA/AP).
11. Самобичевание шиитов в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
12. Кровавая традиция праздника Ашура в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
13. Кровавый обычай должен напомнить шиитам о героической и мученической смерти внука пророка Мухаммеда. (Фото: PAP / EPA).

День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.

Когда начинается праздник День Ашура в 2019 году?

Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2019 году День Ашура наступает на 9 сентября.

История и традиции праздника День Ашура

Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626-680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.

В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.

Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.

Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.

В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.

Пост в День Ашура

Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).

Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.

Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).

Что нельзя делать в День Ашура?

В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.

Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.

Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.

На 10-й день священного месяца мухаррам (23 октября) приходится один из самых знаменательных дней мусульманского календаря – день Ашура.

О Дне Ашура

Ашура – особенный день в исламской истории. Это благословенный день, милостью которого было даровано спасение многим пророкам. Всевышний по Своей милости принял покаяние Адама в День Ашура. В этот день Аллах даровал Нуху (мир ему) и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в потопе. В этот день Аллах даровал спасение пророку Мусе (мир ему) и его общине. В этот день Всевышний Аллах оградил Своего Пророка (мир ему) и его последователей от вреда неверующих.

На этот день приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама (мир ему).

Пост в День Ашура

Когда пророк (мир ему) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это – благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

В хадисе сказано: «Лучший месяц для поста после месяца Рамазан – месяц Мухаррам – и лучший намаз после обязательных намазов и намаза, совершенного в глубине ночи, т.е. тахаджуд намаза, – намаз совершаемый в день Ашура».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!»

По сунне пост в день Ашура следует держать с одним днем до или после, чтобы не уподобляться людям Писания. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: «О посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане». Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа».

Также пророк (мир ему) сказал: «Соблюдайте пост в день Ашура; однако отличайтесь от иудеев, соблюдая пост также в день до этого дня или же в день после него».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост в день ‘Арафата искупает грехи двух лет, прошлого и следующего года, а пост в день ‘Ашура искупает грехи прошлого года».

Ибан Аббас также передал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим предпочтение перед любым другим днем, нежели в день Ашура и в этот месяц (подразумевая месяц Рамадан)».