Возникновение науки и основные этапы её исторической эволюции. Этапы исторической эволюции знаний об обществе

Наука, подобно религии и искусству, зарождается в недрах мифологического сознания и в дальнейшем процессе развития культуры отделяется от него. Примитивные культуры обходятся без науки, и только в достаточно развитой культуре она становится самостоятельной сферой культурной деятельности. При этом сама наука в ходе своей исторической эволюции претерпевает существенные изменения, изменяются и представления о ней (образ науки). Многие дисциплины, считавшиеся в прошлом науками, с современной точки зрения уже не относятся к ним (например, алхимия). Вместе с тем современная наука ассимилирует в себе элементы истинного знания, содержавшиеся в различных учениях прошлого.

В истории науки можно выделить четыре основных периода.

1) С I тыс. до н.э. до XVI века . Этот период можно назвать периодом преднауки . На протяжении него наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденно-практическими знаниями стали возникать первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер очень общих и абстрактных умозрительных теорий. Зачатки научного знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. С накоплением сведений, приемов и методов, используемых для решения математических, астрономических, медицинских и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: математику, астрономию, медицину и т.д.

Однако возникавшие в рассматриваемый период научные дисциплины продолжали трактоваться как части философского знания. Наука развивалась в основном в рамках философии и в очень слабой связи с жизненной практикой и ремесленным искусством с ним. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, предшествующий ее рождению в качестве особой формы культуры.

2) XVI-XVII века - эпоха научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и увенчивается фундаментальными физико-математическими трудами Ньютона и Лейбница.

В этот период были заложены основы современного естествознания. Отдельные, разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками, начинают систематически анализироваться и обобщаться. Образуются новые нормы построения научного знания: экспериментальная проверка теорий, математическая формулировка законов природы, критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает решать вопросы, связанные с практической деятельностью. В результате наука оформляется как особая, самостоятельная область деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.

3) XVIII-XIX вв. Науку этого периода называют классической . В этот период образуется множество отдельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии, биологии, психологии и других науках. Возникают и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве технические науки. Возрастает социальная роль науки, развитие ее рассматривается мыслителями того времени как важное условие общественного прогресса.

4) С XX века – новая эпоха в развитии науки. Науку ХХ в. называют постклассической, потому что на пороге этого века она пережила революцию, в результате которой стала существенно отличаться от классической науки предшествующего периода. Революционные открытия на рубеже XIX-XX вв. потрясают основы целого ряда наук. В математике подвергаются критическому анализу теория множеств и логические основания математического мышления. В физике создаются теория относительности и квантовая механика. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в медицине, психологии и других науках о человеке. Крупнейшие изменения претерпевает весь облик научного знания, методология науки, содержание и формы научной деятельности, ее нормы и идеалы.

Вторая половина XX в. приводит науку к новым революционным преобразованиям, которые в литературе часто характеризуются как научно-техническая революция. Достижения науки в неслыханных прежде масштабах внедряются в практику; особенно большие сдвиги наука вызывает в энергетике (атомные электростанции), на транспорте (автомобилестроение, авиация), в электронике (телевидение, телефония, компьютеры). Дистанция между научными открытиями и их практическим применением сократилась до минимума. В прошлые времена на то, чтобы найти способы практического использования достижений науки, уходило 50-100 лет. Теперь же это часто делается за 2-3 года или даже еще быстрее. И государство, и частные фирмы идут на большие расходы для поддержки перспективных направлений развития науки. В результате наука бурно разрастается и превращается в одну из важнейших отраслей общественного труда.

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неоантропы и человек разумный

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа . На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

Человеческие рассы

Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.
Человеческие расы
- это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.

По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную , негроидную и монголоидную . Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки.

Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.

Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.

Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.

Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.

Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.

Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.

После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.

В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Вавилоне, Индии, Китае - в том числе и в Древней Греции - в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др. Вот почему геометрия Эвклида - это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, которая (математика) также лишь одна из наук, но не наука как таковая.

Причина такого положения, разумеется, коренится не в том, что до Нового времени не было таких великих ученых, как Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон и др., а в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создавали объективных условий для формирования науки как особой системы знания, сво-еобразного духовного феномена и социального института - в этом «целостном триединстве».

Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука (как указанное «целостное триединство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии. В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были растворены в эфире религиозного сознания) и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была полнокровная наука, т. е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.

Тем самым, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии становящаяся наука Нового времени кардинально по-новому поставила вопросы о специ-фике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господ-ства человека над природой на основе знания ее законов.

В XVI-XVII вв. новый стиль мышления резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.

В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др. 3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории,гносеология, логика и др. Поворотным пунктом в указанном процессе послужил XVIII и первая половина XIX в., когда, с одной стороны, из философии выделились все ос-новные отрасли современного научного знания, и, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга, что было присуще в особенности для воззрений Канта.

Основные этапы исторического развития науки.

Необходимые предпосылки возникновения науки:

1. правила последовательного мышления и вывода, или логика. Способности логически мыслить и правила логического мышления сформировались только к IV веку до нашей эры.

2. для того, чтобы наука стала возможной, необходимо выработать язык, пригодный для научного описания, отличающийся точностью и общезначимостью.

3. нужны методы объективного познания, устраняющие все психологические и культурные влияния, позволяющие выразить знание в объективированной форме.

4. необходимо, чтобы получаемые знания были доступны проверке, обоснованию, доказательству, были наблюдаемы всяким в любой момент, когда соблюдены определенные условия, - они должны быть предсказуемы; они обязаны раскрывать объективную необходимость.

5. необходимо, наконец, чтобы сложилось сообщество специалистов по получению нового знания, которое приняло бы на себя функцию культивировать полученные методы и навыки познания на основе глубокого освоения полученных научных знаний, равно как и сформировалась бы область их занятий.

Но это условие складывалось с трудом. Так, в античности наука имела название то философии, то математики, то логоса, а слово "софист" (мудрец) означало и философа, и ученого, и маляра, и гончара, и плотника.

I этап. Поэтому науке предшествовала пранаука - период формирования условий, при которых становится возможна наука". Пранаука занимала период дикости и варварства вплоть до IV века до нашей эры. Она имела три исторических этапа.

Первый этап пранауки. Это этап развития навыков и умений, сохраняющихся и передаваемых новым поколениям преимущественно в форме совместного участия мастера и ученика в трудовом процессе и через подражание мастеру. Слово в обучении играло очень малую (лишь вспомогательную) роль. Сфера производства не была отделена от обучения. Именно в этот период складывается знакосимволика для ведения счета и календарных расчетов.

Второй этап пранауки. Это этап формирования знаний в рамках локальных культур (ранний период строительства городов и образования государственности). На этой стадии в фискальных целях (налоги и взыскание долгов) формируется письменность. Выделяются две первые специальности, требующие школьного обучения - касты писцов и жрецов. В школах средством обучения становится текст, т. е. словесное выражение того, что должно быть усвоено дословно. Все усваиваемое является тайной, с которой знакомы только посвященные.

Третий этап пранауки связан с эпохой формирования держав (Египет, Вавилон, Ассирия, Карфаген, Мохеджо-Даро) и перехода от локальных культур к региональным.

На этом этапе получает дальнейшее развитие жреческая школа, обучение в которой занимает 18-20 лет. Формируется так называемая "жреческая наука", включающая в себя наряду с магией и мифологией элементы позитивных знаний, необходимых для поддержания престижа жреческой касты. Позитивные знания в форме рецептов тех или иных действий давались на первых трех курсах жреческих школ. В эпоху античности вавилонские и египетские школы на эти три курса принимали за деньги и посторонних, в том числе и иностранцев. Таким образом получили образование первые древнегреческие философы. Допуск профанов на первые курсы, где давались позитивные знания, и запрет на посещение ими старших курсов поддерживал легенду о необычайной мудрости жрецов.

На этом этапе помимо жреческих школ и школ писцов формируются также школы алхимиков, красителей, мореходов, медиков, архитекторов-прорабов, военных инженеров и агро-специалистов. Как и в школах писцов, полученные сведения считаются секретными ("тайнами ремесда"), которые запрещается сообщать посторонним. Для затруднения проникновения в их тайну вырабатываются особые способы кодирования текстов словами или знаками.

К концу периода пранауки достигается, таким образом, следующее:

1. Выработана письменность, разработан счет, приобретены позитивные знания (в виде связок "диагноз - рецепт") в области химии, астрономии, медицины, техники, агрономии, геометрии.

2. Выработана особая терминология и символика для разных областей познания.

3. Наряду с навыком и умением особую роль приобретает текст (знако-символическое изложение сведений).

4. Положено начало выработке методов исследования (наряду с методами применения знаний).

5. Истинность знаний принимается не на веру (как религиозные сведения и догматы), а проверяется на практике.

6. Позитивные знания отделяются от религиозного контекста и приобретают самостоятельное значение.

II этап. Начиная с IV века до нашей эры в Древней Греции начинает формироваться наука, которая проходит этапы протонауки (с IV в. до н. э. до XVI в. н. э.), преднауки (XVI - XVII века) и собственно Науки (с XVIII века).

Протонаука в свою очередь имеет три периода.

Первый из них- относится к эпохе античности (греческая античность и эллинизм). На первом этапе существует резкое разграничение протонауки на три уровня: элитарная наука, школьная и рабская, носителем которой является слой рабов - людей интеллектуального труда (инженеры, прорабы, управляющие латифундий, мастера и управляющие эргастерий, учителя и т. д.).

Именно рабская наука поддерживала достаточно высокий уровень образованности и технической оснащенности античного общества.

Более престижным был уровень науки, связанной с закрытыми специализированными школами (прототипами наших вузов и колледжей) по подготовке медиков, военных инженеров, архитекторов, агротехников, мореходов, математиков. Именно в этой области происходило формирование научной эмпирии и накопление эмпирического материала.

Наивысшей престижностью обладала элитарная наука - занятия философией, риторикой, чистой математикой, натурфилософией (т. е. общими рассуждениями о природе, об астрономии, о метеорологических явлениях и т. п.). Именно здесь возникли первые университеты, прототипами которых были "Академия" Платона, "Ликей" Аристотеля, "Музеум" неоплатоников и т. п.

Второй период истории протонауки. (Средние века: VI - XIII века). Это период формирования региональной культуры христианства.

С одной стороны, это период упадка науки (за тысячу лет не произошло ни одного заметного естественно-научного открытия). Уровень грамотности и просвещения существенно понизился. Господствовал принцип "Теология есть первая наука". В силу этого элитарная наука свелась к обслуживанию теологии (в монастырских школах уче-ники осваивали грамотность).

Но Средние века были вместе с тем и таким временем, когда подготавливалась кардинальная реформа науки, ее качественное изменение.

С уничтожением рабства так называемая рабская наука слилась со школьной. Ремесленные школы (мореходные, красильные, архитектурные и т.д.) не только сохранились, но и приумножились. Ремесленная наука, отделенная от элитарной, дала множество открытий и изобретений: конную упряжь, горнорудное оборудование, водяные и ветряные мельницы, усовершенствование старого слесарного, гончарного, кузнечного дела. Развитие торговли открывает путь Великим географическим открытиям, которые обогащают все знания Европы.

Третий этап истории протонауки (XIII - XV века). Это эпоха начала книгопечатанья, огнестрельного оружия, регулярного мореплавания, возрождения культуры.

Книгопечатание (Гуттенберг, 1450) - это граница, за которой происходит перелом в развитии науки, начинается бурный рост нового научного знания. Возникали первые университеты, но они заботились только о сохранении сугубо философско-богословских работ. Все, что открывалось вне этого, в области практики, университеты не интересовало. А между тем в ремесленно-цеховых школах были уже изобретены часы, компас, телескоп, рисовальные и измерительные приборы, производились расчеты механических процессов. Но ремесленные школы передавали только прикладные приемы, развитие наблюдательности и опытной руки. Там отсутствовал поиск чистой научной истины ради нее самой.

III этап. С XVI века начинается эпоха преднауки.

Развитие науки в эту эпоху осуществляется одновременно с процессом секуляризации, т. е. отделения церкви от государства, системы образования от церкви и освобождения науки от всякого контроля со стороны церкви. Основные характеристики всего этапа преднауки.

Во-первых, увлечение каббалой, мистикой, магией в эпоху Возрождения быстро приводит к разочарованию в этих занятиях и к отрезвлению умов. Истина факта делается важнее мнения любых авторитетов или устоявшихся традиций. Более того, формируется новый менталитет - менталитет ученого, который превращает во что-то непонятное образ мыслей предшественников. Опытом опровергают Аристотелевско-Птолемеевскую традицию: Галилей (в механике) и Кеплер (в астрономии).

Во-вторых, складывается система приборов для получения точных знаний в опытно-экспериментальной сфере, и прежде всего -- часы и линейка.

В-третьих, возрождается идея атомизма. К концу этого периода, после работ Роберта Бойля, атомизм побеждает и становится официально признанным принципом науки.

В-четвертых, происходит революция в химии, отбрасывающая алхимию, в недрах которой она появилась. Эта революция была осуществлена художниками (которые сами изобретали для себя краски) и медиками (изготовление лекарств).

В-пятых, под влиянием книгопечатания произошло быстрое распространение анатомических знаний. Благодаря рисункам и атласам в книгах или в виде таблиц они стали достоянием всей читающей публики и привели к революции в живописи, скуль-птуре, моде, интерьере жилищ, медицине.

В-шестых, развивается алгебра и механика (динамика), применяются точные методы для изучения баллистики (в связи с переходом к широкому применению огнестрельного оружия), теории машин (с развитием часового дела и водяных машин), теории рычага (с развитием парусного дела и навигации).

В-седьмых, развитие науки, происходящей вне университетов, вне элитарной науки, связано с обесцениванием элитарной науки.

IV этап. В своей совокупности достижения этого этапа подготавливают наступление собственно науки во второй половине XVII века.

Первый этап собственно науки (конец XVII - XVIII век). Для этого этапа характерно следующее: Во-первых, в конце XVII - начале XVIII века складывается понятийный и логико-математический аппарат науки. Возникают новые научные понятия, например, "закон природы", “вероятность", "сила", и получают современное определение другие (например, пространство, время, причина, условие). Происходит перевод научных положений на язык математических формул, в результате чего развиваются формы описания, объяснения и предсказания в науке.

Впервые в истории культуры складывается единая научная картина мира. Это была машинно-механистическая картина мира. Все в мире, согласно ей, происходит аналогично тому, что происходит в машине. При всем ее несовершенстве эта картина мира оказывается настолько авторитетной, что даже в проповедях говорится о Боге - часовщике и мир уподобляется созданным

Второй этап собственно науки - классический (ХШ1-XIX вв.).

Эту эпоху часто называют "эпохой открытий" по ее роли в истории науки, или эпохой Просвещения (XVIII век) и эпохой Разума (XIX век) по роли в истории культуры.

На этом этапе развития науки происходит следующее: завершается отделение науки от религии. Происходит математизация сначала механики, а затем и других разделов физики. Формируется единая система всех наук, возникает целокупность знания, основанная на идее универсальности механицизма. Мировоззрение науки становится материалистическим (с отдельными уклонами от материализма в сторону Канта или Юма). Все науки структурируются на основе принципа детерминизма. Как известно, этот принцип гласит: "всякое состояние вселенной есть следствие его предыдущего состояние и причина последующего. Под воздействием научного прогресса во всем мире происходит великий Промышленный переворот, связанный с переходом от мануфактур и мастерских к заводам и фабрикам на базе внедрения в производство паровых машин, а позднее - и электрических. Начинается бурное развитие химии и химической промышленности, совершившей переворот в агрономии и медицине (удобрения и лекарства). Впервые в науку входит представление о развитии. Складываются теории и гипотезы о происхождении солнечной системы, о происхождении и развитии геологических процессов на земле, о происхождении видов, и единстве онто-и филогенеза в биологии, о происхождении языка, государства, права и т. д. Складывается убеждение о всесилии разума и бесконечности прогресса. В силу вышеперечисленных открытий, которые произвели колоссальное впечатление на общество и преобразили стиль мышления эпохи, ведущим фактором во всей культуре становится наука, подчиняя себе все другие формы культуры. Впервые возникают такие отрасли знания, как история науки и философия науки, которые выступают еще как самостоятельные, независимые друг от друга отрасли исследования.

Третий этап развития науки - постклассический, или современный.

Этот этап наступает в последней четверти XIX-начале XX века. Он включает в себя три стадии:

а) кризис в физике (последняя четверть XIX века)

б) революция в физике (первая половина XX века)

в) распространение революции в физике на весь свод наук (вторая половина XX века).

На первой стадии третьего этапа в науках осуществляется множество фундаментальных открытий.. Были открыты полевая форма материи и электрон, рентгеновские лучи и молекулярное (броуново) движение, создана электромагнитная теория, обнаружена радиоактивность.

Эти открытия подтверждали правильность общей стратегии научных исследований: опоры на опытно-экспериментальные методы, проверки гипотез опытом и научным экспериментом.

Но в то же время эти открытия приводили к смене механической картины мира, представлявшей мир как большую машину на другую картину мира -электромагнитную, в которой ми; построен не только из вещества (т. е., из твердых, ограниченных в пространстве, инертных тел), но также из полевой материи (т. е. материи невещественной, не имеющей границ в пространстве проницаемой для тел и вместе с тем пронизывающей тела).

Вторая стадия третьего этапа, стадия революции в физике начинается в 1900 году новой волной фундаментальных открытий

В 1900 г. Планк открывает квант действия, фотон. Свет понят вид электромагнитного процесса.В 1902 г. Резерфордом раскрыта природа радиоактивности как внутриатомного движения, обнаруживается сложность атома. В 1905 г. Эйнштейн создает СТО, обнаруживая зависимость свойств пространства и времени от скорости перемещения материальных объектов. В 1914- 1915 годах Эйнштейн создает ОТО (общую теорию относительности), которая устанавливает зависимость свойств пространства и времени от размеров массы (как свойства материальных объектов). И поэтому делается неизбежный вывод о принципиальной неоднородности геометрии мира. В 1925 - 1927 годах трудами Н. Бора, В. Гейзенберга, Л. Деб-ройля, Э. Шредингера создается квантовая механика. Обнаруживается, что на разных уровнях строения материи существуют свои законы, и, таким образом, описание матери на одном уровне не позволяет свести его к описанию на другом уровне. Материя неисчерпаема в познании. Переход к новым уровням материи в познании оборачивается принципиальной ненаглядностью новых понятий: в нашем опыте отсутствуют чувственные образы, которые соответствовали бы явлениям сикромира.

Третья стадия третьего периода связана с распространением революции, начавшейся в физике, на другие науки. В послевоенный период, начиная с 1945 года бурно развивается атомная энергетика. Обнаруживается сложность любых микрообъектов. Происходит революция в химии, основанная на применении к ней квантовой механики, в астрономии (открытие мегамира, мира галактики, проникновение в космос на расстояние свыше 200 тысяч световых лет, возникновение внеземной астрономии). Происходят крупнейшие открытия в антропологии, биологии, генетике на базе квантовой механики. Возникают принципиально новые науки и области исследования - кибернетика, информатика, электроника, космонавтика, генная инженерия и др.

В итоге современная наука способствует росту научности мировоззрения.

4. характер и границы социокультурной обусловленности развития науки. Интернализм и экстернализм.

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредме-чивается, материализуется в ней.

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Эвклид) знаний и т. п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.

До Нового времени не было реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создавали объективных условий для формирования науки как особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института - в этом «целостном триединстве».

Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука (как указанное «целостное триединство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии. Как писал в этой связи В. И. Вернадский, основа новой науки нашего времени - «это по существу создание XVII-XX вв., хотя отдельные попытки (имеются в виду математические и естественнонаучные знания античности. - В. К.) и довольно удачные ее построения уходят в глубь веков... Современный научный аппарат почти целиком создан в последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппаратов прошлого»1.

В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были растворены в эфире религиозного сознания) и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была пол-нокровная наука, т. е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.

Буржуазные революции дали мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т. п. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществоз-нания (социальных, гуманитарных наук) по своим тем-пам происходило несколько медленнее.

Таким образом, для возникновения науки в XVI-XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они-то и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии. Отныне основной задачей познания стало не «опутывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение - на основе реальных фактов - самой приро-ды, объективной действительности.

В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки (особенно естествознания), потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования - как философских, так и частнонаучных. Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики. Но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим. Наиболее крупными представителями философии и науки XVI-XVII вв. были Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др., которые, как правило, были и выдающимися философами, и крупными естествоиспытателями, и математиками, соединяя эти «ипостаси» в одном лице.

В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социо-культурньгх условий и ориентиров научно-познавательной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т. п.). Они-то и выступают в качестве главного фактора, непосредственно определяющего возникновение и развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции.

Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, со-отношение традиций и новаций и т. п. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако этот «ход» есть единство внутренних и внешних своих факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями.

Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики - главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие науки соответствует уровню развития практики, но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражает определенные этапы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.

Историческое время. Стадии развития (периодизация) исторического процесса

История - это наука о прошлом, поэтому понятие времени в ней ключевое. Любое событие, любой исторический факт имеют хронологическую привязку. Датирование событий - важнейшая исследовательская операция. У каждой научной работы по истории есть хронологические рамки.

В истории не существует абсолютной и общепринятой шкалы, все системы измерения времени относительны, условны, связаны с конкретной эпохой. Их изучением занимается особая наука, вспомогательная историческая дисциплина - историческая хронология. Она изучает различные системы летоисчисления, применявшиеся в разные исторические эпохи отдельными народами, и помогает датировать исторические источники и описываемые в них события, переводить одну шкалу измерения времени в другую.

Но понятие исторического времени шире простой хронологической шкалы. С его помощью историк организует поле своего исследования. Любое исследование основано на принципе историзма (см. параграф 3.1), то есть описывает зарождение явления, процесса или события, его развитие, кульминацию, угасание и смерть. Тем самым ученый описывает этапы и периоды развития, дает им оценки и характеристики: например, такой-то набор фактов относим к периоду кульминации, а этот - свидетельство деградации, упадка.

Первая такая схема возникла в эпоху Возрождения, когда история человечества была поделена на Античность - Средние века - Ренессанс, то есть возрождение Античности. Деление было ценностным и установочным: Античность и Ренессанс объявлялись высшими точками развития человеческого духа, истории и культуры, а период между ними - Средневековье - темной, мрачной эпохой (это слово и сейчас выступает синонимом отсталости, недоразвитости и т.д.).

Сегодня эта схема, принятая в современной историографии, развита до следующей:

  • - первобытная эпоха - с зарождения человечества до возникновения древневосточных и античных государств;
  • - Древний мир (Древний Восток и Античность). Применительно к Европе Античность длится до падения Западной Римской империи, то есть до 476 г.;
  • - Средние века (476 г. - конец XV в.). Маркером, отделяющим Средневековье от раннего Нового времени, выступают Великие географические открытия конца XV - начала XVI в., Ренессанс и Реформация. Последние протекали в разных странах в разное время, поэтому граница между Средневековьем и ранним Новым временем несколько смазана. Но принято считать, что в Европе она проходит где-то в конце XV - начале XVI в.;
  • - раннее Новое время (конец XV - XVII вв.) - от Ренессанса до создания в Европе национальных государств и зарождения европейских империй нового времени. Обычно рубежом считают период после Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), когда была создана так называемая Вестфальская система суверенных европейских государств, в своих принципиальных чертах просуществовавшая почти два столетия;
  • - Новое время (XVIII - начало XX в.), эпоха великих колониальных империй и расцвета европейских наций. Рубежом, отделяющим Новое время от Новейшего, считается Первая мировая война 1914-1918 гг.;
  • - Новейшее время (XX в.) - от Первой мировой войны, которая привела к гибели четырех европейских империй (Австро-Венгерской, Германской, Османской и Российской), до наших дней. Впрочем, некоторые авторы считают, что последние 15-30 лет (время исторической активности последнего живущего поколения) надо выделять в отдельный период - современную историю (contemporary history).

Кроме того, существуют периодизации, связанные с переходом общества от одной стадии социально-экономического развития к другой. Здесь выделяют формационную теорию (первобытный строй, или первобытный коммунизм, - рабовладение - феодализм - капитализм с его высшей стадией, империализмом, - коммунизм с его первой стадией, социализмом; подробнее см. параграф 5.4) и теорию перехода общества от аграрного к индустриальному и далее к постиндустриальному (информационному ).

Проблема всех этих периодизаций в том, что они работают для отдельных регионов, стран и народов и не являются универсальными для всего человечества. Часто одновременно существующие общества находятся на разных этапах развития. Это особенно видно по современной эпохе, когда на земном шаре какие-то социумы еще аграрные, какие-то переживают индустриальный этап, а самые высокоразвитые вступили в информационную эру. Но в таком случае, когда на одной планете одновременно существуют общества, относящиеся к разным шкалам на линейке периодизации, сама идея периодизации теряет смысл.

Понятие исторического времени используется для выявления синхронизации и десинхронизации исторических процессов, их синхростадиальности по отношению друг к другу или ее отсутствия.

Принципиальные особенности исторического времени те же, что у времени как физического явления: оно непрерывно течет, и оно конечно. Все исторические образования рано или поздно уходят в прошлое. Гибнут империи, рушатся государства, исчезают народы. Этот процесс неостановим, неизбежен и необратим. Все постоянно меняется, и люди - дети своего времени.

В связи с этим возникает крайне важный для историка вопрос: не являются ли изменения, связанные со временем, с хронологическим отдалением историка от предмета его исследования, столь значительными, что мы рискуем утратить понимание прошлого и просто приписать ему современные оценки? В науке этот феномен называют презептизмом (от англ. present - "настоящее время"): когда оценка и характеристика прошлого обусловлена настоящим, современным мировоззрением ученого. С одной стороны, очевидна необъективность таких исследований, их неадекватность прошлому. С другой - непонятно, как этого избежать: ведь суть научного исторического исследования - это перевод языка источника на язык науки, классификация и анализ сведений хроник, грамот и т.д. с помощью современных методик. А они по определению несут на себе печать современного научного мира, и это непреодолимо.

Любое историческое исследование - это многослойная темпоральная структура. Первый слой - время, история которого изучается в данной работе. Второй слой - время оценки события с точки зрения его результата (непосредственные участники событий нередко не ведают, что творят революцию, развязывают мировую войну и т.д.). Третий слой - отражение случившегося в источниках (они могут отстоять от описываемых событий на много лет). Четвертый - время формирования образа события в исторической памяти народа (может не совпадать с образом в источниках и содержательно, и хронологически). Пятый, шестой, седьмой и т.д. слои - времена жизни и творчества историков (Историка-1, Историка-2, Историка-3 и т.д.), которые писали об этом событии, давали ему оценки, закрепляли его в исторической памяти народа на разных стадиях развития историографии данного вопроса. Последний слой - это время читателя исторических сочинений. Собственно, образ события в истории - это "сухой остаток", который образуется в сознании читателя и отражающий все перечисленные стадии исторического времени.

Любой из этих слоев оказывает влияние на изображение прошлого, на облик, оценку и характеристику исторического события. Это необходимо помнить при оценке достоверности научной реконструкции прошлого и адекватности мнения историка относительно свершившихся событий. "Прошлое и настоящее всегда проливают свет друг на друга", по словам французского историка Ф. Броделя.

Следующий важный для историков вопрос - о длительности исторического времени. Историки-позитивисты в основном обращают внимание на короткие временные феномены - события, явления, факты.

"Событие - это взрыв, "звонкая новость", как говорили в XVI столетии. Его угар заполняет все, но он кратковременен, и пламя его едва заметно... На первый взгляд прошлое - это масса мелких фактов, одни из которых поражают вас, другие же, напротив, постоянно повторяясь, почти не привлекают вашего внимания. Это те факты, которые исследует сегодня микросоциология и социометрия (существует также и микроистория). Но эта масса фактов не охватывает всей реальности, всех переплетений истории, через которые пробирается научное мышление. Наука об обществе испытывает ужас перед массой незначительных событий. И не без основания: кратковременность - наиболее капризная, наиболее обманчивая из всех форм деятельности. Поэтому у некоторых историков складывается настороженное отношение к традиционной истории, так называемой истории событий" .

Другие направления (цивилизационный подход, структурализм, экономическая и социальная история и т.д.) предлагают изучать "структуры большой длительности", социально-экономические и культурные процессы, растянутые во времени, влияние и историческая роль которых видны на длительных хронологических промежутках. По словам Броделя, "...кривая цен, демографическая прогрессия, снижение заработной платы, изменения банковского процента, изучение производства... точный анализ товарного обращения - все это требует значительно более длительных масштабов времени" .

Принципиально стоит вопрос о направлении движения исторического времени. Принято считать, что история развивается линейно (есть даже выражение "линейка времени"). В то же время представители цивилизационного подхода и исторического структурализма, работающие с длительными временными структурами, говорят о циклах исторического развития , о цикличном характере исторического времени, которое течет не линейно, а по синусоиде. В то же время линейное течение времени не тождественно прогрессу, время может вести и к регрессу. Для разных исторических субъектов историческое время течет с разной скоростью.

Представляется точным высказывание российского историка М. П. Лаптевой: "История далека от приписываемой ей линейности - будь то "линейный прогресс" или "линейный регресс". Ее можно понимать как волновой процесс со множеством переходов, результат которых заранее не предопределен... Историческое время характеризуется бесконечными перерывами и скачками, оно имеет разную наполненность в различные исторические периоды, обладая способностью делаться более насыщенным, более емким, более интенсивным" .

Проблема исторического времени для исследователя еще и в том, что он сам продукт и участник этого времени. Человек не может "воспарить" над временем, он всегда исходит из собственных оценок и ожиданий прошлого, настоящего и будущего.

"Описание и анализ социальных процессов зависят от положения наблюдателя во времени, от того, что именно для него является "прошлым", "настоящим" и "будущим", и, соответственно, от его представлений о каждом из этих трех компонентов временного процесса его "памяти" (знаний, информации, представлений о прошлом) и его ожиданий (прогнозов, представлений о будущем). Существенное значение имеет, наконец, степень осознания исследователем своей двойственной роли наблюдателя и действующего" .

Прошедшее время, особенно отстоящее на много веков, является для историка чем-то другим, каким-то иным миром. Это представление применительно к историческому времени раскрыли Фихте и Дильтей.

"Понятие другого означает осознание действующим субъектом другого субъекта как не-себя. Другой - это не-я. Из этого вытекают две возможности: другой может быть такой же, как я, и не такой, как я. В полной мере это применимо к историческим исследованиям, в которых понятие прошлого как Другого по отношению к настоящему может означать выявление как сходства, так и различия между прошлым и настоящим" .

В самом деле, изучение прошлого носит все черты изучения другого мира. Там есть области познанного и непознанного, известного и неизвестного, понятного и непонятного, узнаваемого и чуждого. Недаром применительно к прошлому часто используется метафора путешествия. Все историки мечтают о машине времени, которая позволит изучать прошлое путем непосредственных наблюдений, экспедиций в далекие года. Конечно, это фантастический образ, но он очень точно передает отношение историков к предмету своего изучения.

"Интересный подход был предложен известным английским специалистом в области истории политической мысли М. Оукшотом, который выдвинул идею о наличии трех прошлых. Первое - это прошлое, присутствующее в настоящем, которое он именует "практическим", "прагматическим", "дидактическим" и т.д. Это прошлое не просто присутствует в настоящем, оно является частью настоящего: дома, в которых мы живем, книги, которые мы читаем, изречения, которые мы повторяем, и т.д., т.е. все, чем мы пользуемся в настоящем, создано в прошлом. Это прошлое не отделено от настоящего, оно является его составной частью, и в этом смысле это - практическое, или утилитарное, прошлое.

Второе прошлое, по Оукшоту, - зафиксированное (recorded) прошлое. Речь идет о продуктах прошлой человеческой деятельности, отчетливо воспринимаемых как созданные в прошлом. На самом деле это могут быть те же элементы, которые составляют прагматическое прошлое: дома, книги и т.д., но отчетливо отождествляемые с прошлым. Кроме того, в это прошлое входят те предметы, которые могут вообще не использоваться в настоящем, например архивные документы.

  • Лаптева М. П. Теория и методология истории: курс лекций. Пермь: Пермский государственный ун-т, 2006. С. 182.
  • Савельева И. М., Полетаев Л. В. Теория исторического знания. С. 70-71.
  • Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. С. 84.
  • Там же. С. 85-86.
  • Аннотация. Дана историческая характеристика основных этапов эволюции Коммунистической партии как социального феномена, сыгравшего исключительную роль в отечественной истории ХХ в. Показаны решающие факторы качественного изменения партийной структуры, которые способствовали её уходу с политической арены страны.

    Ключевые слова: партия, революция, бюрократизм, номенклатура, перерождение, олигархия.

    Революционные события в России 1917 г. представляют интерес и потому, что понять современное российское общество невозможно без того, что происходило столетие назад. Это историческое прошлое исключительно ёмко по своему содержанию, однако это не исключает возможного выбора отдельных фрагментов и анализа их исторического развития.

    С этой точки зрения рассмотрены основные этапы эволюции такого исторического феномена, каким явилась Коммунистическая партия. Известно, что в начале XX в. экономическая отсталость России всё полнее осознавалась общественной мыслью и свержение монархии рассматривалось как условие дальнейшего развития страны. Возникший в Европе марксизм, перенесённый в Россию, приобретал черты русского марксизма как непримиримой классовой борьбы. В марте 1898 г. проходит I съезд российских марксистов, на котором была провозглашена Российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП. Эта небольшая по численности партия в своей борьбе за власть ориентировалась на российский пролетариат. Члены партии того времени были людьми глубоко убеждёнными в возможности построения социализма и коммунизма в России и в этом находили силы переносить тяготы ссылок и тюрем, преодолевать отупляющую жизнь обывателя и мещанина. Участие России в Первой мировой войне оказалось далёким от военных успехов, что способствовало свержению монархии. Но пришедшее к власти Временное правительство не считало нужным менять экономический и общественный порядок в стране, хотя возникшая в ходе Февральской революции «другая» власть - Советы - настаивала на социальных реформах. Политический кризис нарастал. В таких условиях достаточно

    было хотя и малочисленной партии сделать смелый шаг, и полнота власти оказалась бы в её руках. И такой шаг в ночь на 25 октября 1917 г. сделало большевистское крыло РСДРП. Таким образом, Октябрьский переворот, который в 1934 г. по предложению И.В. Сталина стали называть Великой Октябрьской революцией, был осуществлён профессиональными революционерами. Тем самым задача, ради которой создавалась партия, была решена. И теперь выдвигалась более сложная и трудная задача - построение социалистического, а затем и коммунистического общества.

    Но историческая отсталость России превращала такое построение в «архитрудное» дело, тем более что «строить социализм» приходилось с «материалом» весьма «низкого качества». Да и партия была слишком малочисленной, чтобы обеспечить своими сторонниками государственные посты. Поэтому в образовавшийся «вакуум власти» хлынули представители других социальных групп, для большинства которых определяющим мотивом стал карьеризм. Начавшаяся в 1918 г. Гражданская война потребовала создания армии, которая стала не только школой начального образования десятков тысяч рабочих и крестьян, но и будущих партийных и государственных управленцев, которые после службы, как правило, на деле доказывали свою приверженность советской власти, определяя трудовые и военные победы того времени. С другой стороны, чем прочнее становилась советская власть, тем более энергично шёл процесс, когда многочисленный тип обывателя и мещанина дореволюционной России упорно и настойчиво пробивался в партийные и государственные структуры.

    Так в партии наряду с коммунистами по убеждению появлялись и коммунисты по названию, которые, прикрываясь революционной фразой, шаг за шагом вытесняют «старую» большевистскую гвардию. После VII съезда 6-8 марта 1918 г. партия стала называться Российской коммунистической партией большевиков - РКП(б), а на X съезде (март 1921 г.) начинается «чистка» партии. Однако по-прежнему многие стремились стать членами партии, поскольку это давало возможность попасть в более привилегированные структуры, прежде всего в партийную бюрократию. Всё более отчётливо вырисовывалась дилемма исторической ориентации в развитии Советского государства: быть ли ему в интересах трудящихся или оно будет направлено на усиление власти привилегированной части общества. Смерть Ленина и новая экономическая политика определили второй этап в эволюции партийной структуры. В начале 30-х годов возникают острые межличностные столкновения в высших

    эшелонах партии и государства, которые перерастали в действия, несопоставимые с характером этих отношений. А уровень культуры членов партии того времени порождал особое восприятие политических лидеров. Возникает культ личности И.В. Сталина, и всякое сомнение в партийных решениях расценивалось как поддержка буржуазных элементов.

    В такую почти религиозно-мистическую форму облекалась искренняя вера миллионов людей в светлое будущее, которая была мощным стимулом трудовых, а впоследствии и воинских подвигов. Так, партия революционеров шаг за шагом превращалась в партийно-бюрократическую структуру, которая училась скрывать действительное положение вещей. А на XVIII съезде в марте 1934 г. было провозглашено о «строительстве социализма в основном», а партия стала называться Всесоюзной коммунистической партией большевиков - ВКП(б). С точки зрения современных реалий можно видеть, что, по существу, шло «строительство» государственного капитализма, в котором властное положение занимала партийная элита, которая с суровой подозрительностью «защищала» его от многочисленных «врагов народа». Так партия революционеров, готовых на лишения во имя социалистических и коммунистических идеалов, шаг за шагом превращается в партийную номенклатуру, которая во многом несла в себе психологию мещанской России, которая марксистское учение заменила революционной фразеологией и сталинскими цитатами.

    Трудно представить, к чему привела бы та политическая вакханалия, которая велась с «врагами народа», если бы не события Отечественной войны, когда амбиции партийного руководства переплелись с величием духовной силы миллионов людей. Здесь нельзя не отметить ту роль, какую сыграли первичные партийные организации, которые решали на местах многочисленные вопросы политической и хозяйственной работы, а в армии идейно сплачивали личный состав, помогали в решении боевых задач. Отечественная война приглушила партийные распри, однако после Победы они вновь оживают. Ещё большим стал культ личности И.В. Сталина, всё дальше от ленинских принципов отходила деятельность партийных органов. Но с другой стороны, в годы войны в ВКП(б) вступило огромное число фронтовиков, что потребовало обновления административных и хозяйственных кадров государства. Это было проведено на XIX съезде партии в октябре 1952 г., на котором партия была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза - КПСС. Но съезд не сформулировал ни перспектив экономического развития, ни пути преодолении социальной напряжённости.

    Со смертью И.В. Сталина 5 марта 1953 г. начинается третий этап в политической эволюции партии. Возникают острые политические разногласия, особенно после XX съезда партии (февраль 1956 г.) Н.С. Хрущёву удалось представить себя руководителем, который заботится о повышении уровня жизни народа, однако последующие непродуманные реформы привели к его отставке. После октябрьского Пленума 1964 г. партийное руководство во главе с Генеральным секретарём партии Л.И. Брежневым, которым он стал в апреле 1966 г. на XXIII съезде партии, усиливает идеологический консерватизм. Возникает культ личности Л.И. Брежнева, который стал своеобразным символом единства номенклатуры. Регулярно каждые пять лет стали собираться партийные съезды, которые на деле оказывались тщательно подготовленным единодушным одобрением директив, выработанных руководящими органами. В 70-х годах политическое управление всё более осуществляется высокопоставленными партийными чиновниками.

    А принятая в 1977 г. Конституция страны решительно утвердила ведущую роль Коммунистической партии, сохраняя видимость коллективного руководства в окружении одного человека - Генерального секретаря партии. Политическая видимость стабильности брежневских времён вела к расцвету номенклатурной элиты, уверенной в себе, в своих правах и в своём будущем. Но с другой стороны, это свидетельствовало о тщетности попыток создать новый тип общественно-экономических отношений в соответствии с марксистским учением. Поэтому появление М.С. Горбачёва и его реформаторская деятельность вначале вызвали сомнения. Под лозунгами «гласности» и «перестройки» становился явным кризис в партии, не способной осуществить политические реформы. Шаг за шагом, особенно начиная с 1990 г., М.С. Горбачёв уступал власть президенту России Б.Н. Ельцину.

    А попытка совершить государственный переворот в августе 1991 г. не только ускорила распад СССР, но и стала поводом для приостановки деятельности КПСС, а затем и её запрета. Так в итоге самоотверженная борьба революционеров во имя справедливого общества привела к появлению новых господствующих классов. Это не только нынешние олигархи, но и административно-государственная бюрократия, которая подчиняет себе всё и вся. Что касается Коммунистической партии, то о ней можно сказать, перефразируя известное изречение, которое любили классики марксизма: «Ты хорошо рыл , старый крот!»

    Сидоров В.Г. (г. Краснодар)