Интенсивное обучение иностранным языкам. Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование Интенсивное обучение

А. Б. Храмцова


Аннотация

Целью данной статьи является постановка проблемы иноязычного образования студентов неязыковых специальностей. Рассматриваются пути достижения образовательного результата в виде интегративной характеристики – языковая личность. Доказывается актуальность интенсивного образования как вида учебного процесса, повышающего международную конкурентоспособность выпускников вуза, снимающего языковые барьеры; устанавливается приоритетность коммуникативного метода при обучении общению на иностранном языке и интенсивного метода, активизирующего коммуникативную, интерактивную, перцептивную функции общения. Теоретические положения подтверждаются педагогической практикой.


Ключ. слова

интенсивное образование, активные методы, языковой барьер, интенсивный метод, языковая личность


Список литературы

1. Бернштейн В.Л. Пути формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII): материалы междунар. науч.-метод. симпозиума (Пятигорск, 19–20 мая 2005 г.). Пятигорск, 2005. С. 48–49.
2. Борозенец Г.К. Иновационные технологии суггестивно-коммуникативного обучения иностранному профессиональному общению на аутентичном учебном материале. М.: НТЦ «Развитие»; Тольятти: ТГУ, 2001. 90 с.
3. Верещагин Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: метод. руководство / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1983. 290 с.
4. Ветрова О.Г. Лингвистические проблемы межкультурной англоязычной коммуникации в крэш-курсе культурного погружения (crash-course of overseas cultural immersion) // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII) : материалы Междунар. науч.-метод. симпозиума (Пятигорск, 19–20 мая 2005 г.). Пятигорск, 2005. С. 54–55.
5. Горбунова Н.В. Формы и методы обучения иностранному языку в саморазвитии культуры профессионально-делового общения // Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. М.: Изд-во Московского университета, 2000. Вып. IV. С. 106–109.
6. Загрязкина Т.Ю. Учебные пособия и диалог культур // Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. М.: Изд-во Московского университета, 2000. Вып. IV. С. 5–6.
7. Китайгородская В.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Издательство Московского университета, 1986. 175 с.
8. Руднева Т.И. Средства формирования коммуникативной компетенции студентов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2–3. С. 634–638.
9. Храмцова А.Б. Рациональное и эмоциональное в системе коммуникативного образования студентов // Вестник Тверского государственного технического университета: научный журнал. Сер.: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 166–169.
10. Храмцова А.Б. Legal English: учебное пособие. Сызрань: Издательство «Ваш взгляд», 2014. 152 с.
11. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. England: Pearson Education Limited, 2001, 370 p.

Учебный процесс (процесс обучения) - это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы (см. рис. 1).

Рисунок 1

Проблемами обучения и образования занимается часть педагогики - дидактика. Ее основными категориями являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения .

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения .

В дидактике можно встретить такое понятие, как тип или методическая система обучения. Под типом (методической системой) обучения понимается общая направленность обучения. Если, например, целью обучения является усвоение фактов или описание явлений, то ведущим психологическим механизмом будет ассоциация, а основными видами деятельности - восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение. Соответствующими методами обучения выступают изложение, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается система объяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения.

Существует множество методических систем, одной из самых древних является догматическое обучение. Оно соответствует ремесленному типу организационной культуры. Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста. В настоящее время догматическое обучение имеет место при запоминании фактов, заучивании текстов, причем их осмысление не является обязательным. Элементы такого обучения используются при заучивании фактов, имен, дат, коэффициентов, формул без вывода, иностранных слов, некоторых символов. Конечно, элементы осмысления, установления ассоциативных связей неизбежно присутствуют, но основное внимание уделяется заучиванию, точному воспроизведению.

Близкими к догматическому обучению являются современные методические системы: гипнопедии (обучение во сне), релаксопедии (обучение в состоянии расслабления, освобождение от сковывающих условностей) и суггестопедии (обучение с помощью внушения), которые относят к интенсивному обучению .

Интенсивные методы обучения - группа методов обучения иностранному языку, ведущая свое начало от разработанного в 60-е гг. болгарским ученым Г. Лозановым суггестопедического метода и включающая следующие методы: метод активизации резервных возможностей обучаемого (Г.А. Китайгородская), эмоционально-смысловой метод (И.Ю. Шехтер), метод ускоренного обучения взрослых (Л.Ш. Гегечкори), метод погружения (А. С. Плесневич), суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В.В. Петрусинский), ритмопедия (Г.М. Бурденюк), гипнопедия (Э.М. Сировский), курс речевого поведения (А.А. Акишина), «экспресс-метод» (И. Давыдова) и др. .

В их основе лежат следующие методические принципы:

Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса. Групповое обучение способствует возникновению у личности дополнительных социально-психологических стимулов к учению, поддерживает в учебном коллективе такую психологическую атмосферу, в которой обучаемые получают возможности для удовлетворения весьма важных социально-психологических потребностей людей: признание, уважение, внимание со стороны окружающих. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность учащихся. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий фонд информации об изучаемом предмете, в который каждый учащийся привносит свой вклад, а пользуются им все вместе. Основным «средством» овладения предметом становится, таким образом, общение с партнерами по группе.

Принцип личностно-ориентированного общения. В общении каждый обучаемый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. В этих условиях процесс фор-мирования личности обусловлен отношением человека к человеку, их общением. Владение языком - это, прежде всего, способность участвовать в реальном общении. Система понятий, в которой может быть описано обще-ние, включает понятие «роли». Общение превращается в творческий, лично мотивированный процесс. В этом случае учащийся не имитирует деятельность, но «владеет» мотивом деятельности, т. е. совершает мотивированные речевые поступки. Личностно-речевое общение - это основа построения учебно-познавательного процесса в интенсивном обучении иностранным языкам.

Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение - это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение - игра, то с пози-ции преподавателя - это основная форма организации учебного процесса. В соответствии с идеей, основным учебным текстом для обучаемых является полилог, а участ-никами описанных в нем действий сами учащиеся. Таким образом, реализуется один из приемов метода недирективной регуляции поведения учащего-ся в группе.

Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Этот принцип характеризует не только качественную, но и количественную специфику интенсивного общения. Данная специфика проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных ситуаций, занятий, концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и распределением в курсе обучения. Большой объем учебного материала, особенно на начальном этапе обучения, дает возможность уже на первом занятии организовать ситуации, максимально приближенные к реальному общению. Это создает высокую мотивацию учения, как бы приближая результат обучения к его началу. Концентрированность в организации учебного материала влечет за собой специфическую организацию учебного процесса, которая проявляется, в частности, в высокой «плотности общения», разнообра-зии видов и форм работы и др. В условиях большого объема учебного материала эффективными оказываются: а) сюжетное построение курса и отдельных микроциклов; б) сюжетная организация занятий и их фрагментов; в) построение учебных текстов как модели речевого поведения в определенных ситуациях и т.п.

Принцип полифункциональности упражнений. Этот принцип отражает специфику системы упражнений в методе ак-тивизации. Языковой навык, сформированный в неречевых условиях, не-прочен и не способен к переносу. Поэтому продуктивен подход к обучению, при котором осуществляется одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью .

Основной целью интенсивных методов обучения, как и других методов обучения на современном этапе развития образования, - реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, т.е. обучение коммуникативной компетенции (способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми), но в условиях жесткого лимита времени.

Отсюда вытекают следующие определения интенсивного обучения:

«Интенсивное обучение иностранному языку - обучение, направленное в основном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся» - Г.А.Китайгородская .

«Интенсивное обучение - это не просто эффективное обучение, а такое, при котором достигается максимум эффективности за минимально возможное учебное время, при минимальных затратах усилий учащегося и учителя». - В.М.Блинов, В.В.Краевский .

Китай-Городская

Интенсивное обучение – это не просто эффективное обучение, а такое обучение, при котором достигается max эффективности за min возможное время при min затратах усилий учащегося и учителя.

Определяющим в этом понятии является активизация обучения.

Под активизацией понимают: 1) активность со стороны обучаемого; 2) методы, активизирующие учебный процесс со стороны преподавателя.

Психолого-педагогические основы ИО:

Главным в понимании ИО является активизация возможностей группы через активизацию возможностей личности обучаемого и обучающего и наоборот:

1) наличие зоны ближайшего развития у взрослого;

2) оптимальные условия для обучения создаёт коллектив и складывающаяся в нём система специфических взаимодействий;

3) личностные особенности человека никогда не достигают своего предела, а способны совершенствоваться в течение всей жизни;

4) превращение потенциальных возможностей в актуальные. Человек не подозревает о наличии у него тех или иных способностей, но при грамотном подходе эти особенности могут раскрыться, ! когда цель становится личностно-значимой.

Принципы обучения:

1. Принцип личностного общения. Специфика такова, что требует от каждого обучаемого включения в совместную интеллектуальную деятельность. Эффективность коллективной учебной деятельности проявляется в изменении личности и уровня межличностного общения. Обучаемые вынуждены предъявлять к себе требования.

2. Поэтапно-концентрический принцип. Синтез –> Анализ –> Синтез. 1 этап – 2500 ЛЕ, 2 – 1200-1500 ЛЕ, 3 – 800 ЛЕ.

3. Личностно-ролевой принцип. Ролевое поведение как разновидность социального поведения. Личностное общение протекает в обстановке общения-игры, т.е. создаются естественные жизненные ситуации.

4. Принцип коллективного взаимодействия, при котором: а) учащиеся активно и интенсивно общаются друг с другом, расширяют свои знания; б) между обучаемыми складываются оптимальные взаимодействия, которые повышают эффективность обучения; в) условием успеха каждого является успехи других. Эффективно общение в триадах.

Используются тексты-диалоги, дополнительные тексты, лексико-грамматические комментарии, обязательно наличие домашнего задания.

Важными являются коммуникативные задания, направленные на тренировку и практику общения + языковые игры.

Материал строится по принципу устного опережения (нет текста перед глазами, только восприятие на слух).

Этапы обучения:

1 этап. Введение материала.

Важно не заучивание, а импринтинг (непроизвольное запоминание). Материал предъявляется 4 раза:

1) введение в новую тему, дешифровка материала. Нет экспромта в проведении, жесты, мимика, перевод.

2) подробно дешифруется языковой и речевой материал, непроизвольное запоминание. Смотрите, слушайте, повторяйте.

3) «активный сеанс». Цель – закрепление материала и его распознавание. От РЯ к ИЯ.

4) «музыкальный сеанс». Длительность – 10 минут. Создать этап отдыха, рефлексия. Текст читается под музыку.

2 этап. Активизация учебного материала.

Переработка материала. Его автоматизация, устойчивость речевого навыка.

3 этап. Тренировка в общении.

Выражение мысли, понимание мысли других, жёсткое управление.

4 этап. Практика в общении.

Более свободное и творческое использование материала. Гибкое управление.

Другие интенсивные методы:

1. Гипнопедия. Обучение языку во время естественного сна.

2. Релаксопедия. Обучение языку в состоянии мышечного и психического расслабления и покоя под воздействием аутогенной тренировки, способствующей протеканию процессов непроизвольного внимания, запоминания языкового материала и новой информации в большом V.

3. Ритмопедия. Основывается на создании особого состояния нервной системы человека, при которой достигается запоминание большого V языкового материала. Ввод информации происходит в период ритмостимуляций в сопровождении мелодичной, новой для слушателя, музыки, способствующей объединению логич. и эмоц. компонентов психики.

4. Методика «погружения». Предлагает систематическую, интенсивную, учебно-речевую, ситуативно обусловленную, учебно-коррекционную деятельность. Часто в рамках заданного сценария, в обстановке, max приближенной к реальной коммуникации.

5. Эмоционально-смысловой метод. Строится на широком использовании ролевых игр, проблемных ситуаций, мыслительных задач, решаемых в состоянии повышенного эмоционального настроя всей группы обучающихся.

6. Суггестопедический метод Лозанова (внушение).

Психология и педагогика

Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование

Существуют два принципиально отличных друг от друга образовательных подхода в освоении новых знаний. Первый способ, экстенсивный, предлагает расширить кругозор, знать всё понемногу, выделяет количество, а не качество. Второй подход, интенсивный, предполагает получение отличных результатов, но только в одной области. Можно ли их сочетать для получения максимального результата?

Оба подхода приносят свои полезные плоды. Если рассмотреть данные принципы в других отраслях, эффект будет следующий. Например, интенсивное земледелие занимается развитием производительности определённого кусочка площади, отдавая ему все силы и внимание. С него обязательно соберут прекрасный урожай. Тогда как в задачу экстенсивного земледелия входит максимальное расширение площади под посев. Урожая будет собрано много, если учитывать территорию в целом. Однако на каждом отдельно взятом участке показатели окажутся низкими. Так какое же направление наиболее эффективно: вглубь или вширь?

Человек-энциклопедия: идеал философа

Античность. Во времена Аристотеля греческие философы уверенно рассуждали на любые темы. Одинаково мудрые речи лились как и о государственных законах, так и вопросах искусства, как о точных науках, так и о бытии в целом. Сам Аристотель, создавая всестороннюю систему философии, затронул множество сфер развития человека: собственно философию, политику, социологию, логику, физику. Кроме этого в его сочинения входят труды по риторике, ботанике, зоологии, теории драмы. Аристотель считал: «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мёртвым». Подобный «всесторонний охват знаний» наблюдался и в эллинистическом образовании - если ты развит, то развит во всём.

Возрождение. Философы Ренессанса продолжили античные принципы формирования личности. Широта кругозора и навыков - вот норма любого образованного человека. Великий Леонардо да Винчи был не только художником. Его поле деятельности включало в себя занятия скульптурой, архитектурой, музыкой, анатомией. Да Винчи был естествоиспытателем, писателем и изобретателем. Сейчас для нас такое кажется невероятным, гениальным, но в ту эпоху каждый гуманист владел несколькими языками, писал труды, уделял внимание точным наукам и искусству.

Просвещение. Эта эпоха породила настоящего «человека-энциклопедию». Учёному невозможно было заниматься конкретным направлением в науке, посвятить себя изучению одной проблемы. Нет, мыслитель обязан разбираться в науке в целом. И даже если наблюдалось разделение на изучение духа и науку природы, учёный не мог ограничиться познать лишь одну часть.

Классицизм. Классическое образование с готовностью подхватило модель всесторонне развитого человека - как писал А. С. Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Умения из арсенала изящных искусств также обязательно наличествовали у каждого образованного человека. Молодые люди и девушки из общества умели «всего понемногу»: слагали стихи, рисовали, музицировали, танцевали. Юноши фехтовали и ездили на лошадях.

Современность: расширение взглядов и творческий подход

Конец ХХ века принёс с собой новые веяния: наука усложнилась, а образование начало тяготеть к междисциплинарности. Во времена классического образования предполагалось, что мыслитель, несущий знания в массы, донесёт эти самые знания просто и легко. Но с течением времени стало понятно, что многое в нашем мире относительно, и всё не так просто, как хотелось бы. Квантовая физика, нейробиология порождают больше вопросов, чем ответов.

В настоящее время творческие способности и креативность «подняли голову» из забвенья. Если раньше в образовании существовала некая «заточка» под конкретную задачу, а профессии становились узконаправленными, то теперь понадобилась свежая струя. С каждым годом растёт количество курсов по развитию креативности, тренингов, обещающих научить мыслить нестандартно. Становится популярной идея свободных искусств, построенных на индивидуальной траектории, самостоятельной работе, обсуждениях и ощущении себя в этом мире.

Человек, желающий добиться успеха в карьере, постоянно совершенствуется. , курсы, изучение тонкостей своей профессии делает его отличным практиком, однако мешает расширению кругозора. Понемногу профессионал теряет способность видеть все грани одной проблемы, так как его знания слишком ушли вглубь. Именно поэтому всё актуальнее становится комплексный подход, который бы уменьшал разницу между профессиональными областями и позволял тем самым «расширить взгляд».

Произошёл некий синтез расширения и углубления. Теперь поля знаний раздвигаются, вбирают в себя максимум, но и глубокое изучение конкретного предмета никуда не исчезает.


Образование без границ: каждый человек как источник знания

Во времена Античности ученики внимали философам на пирах и собраниях. В Новое время последователи немецких мыслителей посещали их мудрые выступления. Ученики следовали за своими учителями. Но с тех пор многое изменилось. Теперь, чтоб получить новые знания, необязательно даже покидать собственный дом. В интернете мы можем впитывать любую полную, рассмотренную с разных сторон информацию. Однако здесь и поджидает проблема. За кем следовать и у кого учиться?

Сейчас буквально каждый может писать статьи, вести блог, быть тренером (иногда самостоятельно изобретенной дисциплины), редактировать информацию в Википедии. Само понятие энциклопедии (пусть и виртуальной) исказилось.

Человек-энциклопедия соединился с той самой идеей свободных искусств. Школа и институт учат умению искать информацию, вбирать в себя нужное, формировать собственное мнение и выдавать нестандартные решения. Осуществился настоящий синтез энциклопедичности человека, стремящейся развиваться вширь и вглубь, порождая новые идеи.