Логопедическое занятие "Дифференциация звуков, " план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Дифференциация гласных звуков а я Животные в пустыне

Ия Трунова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]»

Тема. «Дифференциация звуков А-У»

Дифференциация звуков У,А на слух и по предметным картинкам.

Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.

Развитие артикуляционной моторики и дыхания.

Активизация словаря по теме «Деревья».

Формирование грамматических средств языка.

Развитие общей и мелкой моторики.

Материал:

Игрушки совы и щенка.

Предметные картинки на звуки У,А; деревья.

Листья для дыхательной гимнастики, каштаны, сосновые шишки.

Схемы по артикуляционной гимнастике.

Красные квадраты для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Дифференциация звуков А,У.

Дети, сегодня у нас в гостях Сова Уфа и щенок Ава. Они пришли к нам за помощью. Все их вещи перемешались, и они просят нас помочь им их разобрать. Для этого мы должны определить первый звук в имени совы и щенка. В имени Уфа первый звук У, в имени Ава первый звук А. Если в слове первый звук У, дадим картинку сове, если первый звук А, дадим картинку щенку.

2. Произнесение и сопоставление звуков А-У:

Оба поются – оба гласные;

Положение губ различное.

Отгадывание звуков по артикуляционной позе.

3. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА, составление схем.

4. Динамические упражнения на координацию движений в артикуляционной моторике.

Дети хотите показать сове и щенку как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику? «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» -«Лопата копает» - «Вкусное варенье»

5. Фонетическая ритмика на звуки А,У.

Уфа и Ава хотят поиграть с вами.

По команде педагога «Спрятались!» дети принимают исходное по-ложение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались). По команде «Встали и обрадо-вались!» дети быстро встают и, радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный [а-а-а. ].

И. п. :руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный [у-у-у. ], дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

6. Формирование грамматических средств языка. Активизация словаря по теме «Деревья».

Дети, а хотите сейчас мы пойдем с нашими друзьями в лес? В лесу много разных деревьев. Давайте поиграем с Уфой. Уфа сядет на дерево, а вы отгадайте, как оно называется.

Каких деревьев много в лесу? (лип, каштанов)

Чем покрыты деревья? (листьями)

Скажите о них ласково?

Какие они?

7. Дыхательная гимнастика (дети дуют на листочки).

8. Пальчиковая гимнастика (перекатывание каштанов в руках).

9. Координация речи с движением: «Дерево».

Дети имитируют:

корень (присели на корточки, руки опущены, пальцы раздвинуты);

ствол (встали, руки сгруппированы на груди);

ветки (руки разводим в стороны);

листья (шевелим пальцами, разведенными в стороны);

крону (поднимаем руки вверх, соединяем в кольцо)

10. Деление слов на слоги. (Прохлопывание слов - название деревьев).

11. Итог.

Дети, давайте попрощаемся с нашими гостями. Сове Уфе пора в лес, а щенку Аве домой. Вам понравилось помогать нашим гостям? А играть с ними? Какая игра понравилась вам? А мы давайте вспомним, какие картинки забрала с собой Уфа, а какие забрал Ава.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б]-[П]. Буквы Б-П» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми III года обучения (6-7 лет) с ЗПР на тему:.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; учить чётко, разграничивать звуки.

Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

Дифференциация звуков [л] и [р]. Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна». Коррекционно-образовательные.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: - Повторение характеристик этих звуков, - Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, - Развитие.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.

Класс: 1

Обучающие: учить дифференцировать артикуляционные уклады звуков А и О.

Развивающие: развивать навыки фонематического восприятия, анализа путем выделения и дифференциации звуков А и О изолированно, в слогах и словах; развивать зрительную, слуховую память, внимание через запоминание правописания словарных слов; развивать диалоговую форму речи.

Коррекционные: коррегировать и закреплять соотношение фонемы, артикулемы, графемы, кинемы звуков и прописных строчных букв А, О.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображением облака, аиста;
  • Карточки с прописными строчными буквами А и О,
  • Индивидуальные карточки «Где спрятались буквы?» (жёлтые),
  • Индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О,
  • Карточки со словарными словами,
  • Заготовка книжки со стихотворением «Котик и козлик» (зелёные),
  • Магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент

– Сядьте те дети, в чьем имени1 слог,... 2 слога,... 3 слога...

2. Объявление темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы будем сравнивать, узнавать звуки и буквы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки. Первые звуки и буквы отгадок и будут сегодня нашими гостями.

Белая вата плывет куда-то. (Облако )

На избе живет,
Лягушка счет ведет. (Аист )

Логопед выставляет картинки с изображением облака и аиста.

– Догадались, кто сегодня у нас гостит? (Звуки и буквы А и О ).

– Правильно. Сегодня мы будем слушать, узнавать, различать звуки и буквы А и О.

3. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков

– Внимательно посмотрите друг на друга и произнесите звук О. Что вы видите? (Губы в виде овала)

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

(Свободно, без преград)

– Теперь произнесите звук А. Что вы видите? (Губы в виде большого круга).

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

– Если воздух проходит свободно, без преград, то какие эти звуки? (Гласные).

4. Дифференциация звуков, произнесенных изолированно

– Давайте поиграем в игру «Угадайка». Я буду произносить без голоса звуки А и О а вы угадывайте, что я говорю:

– а, о, ао, аоа, оао, аоао, ооао, аоао, оаоо

Дети произносят звуки хором.

– Разбейтесь на пары. Один будет произносить без голоса звуки А или О, а другой – отгадывать.

Дети выполняют упражнение 3 минуты.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах

– Звуки спрятались от вас в слоги. Хлопните, если услышите звук А:

па, ор, са, до.

– Хлопните, если услышите звук О:

до ап, по, ра

– А теперь ищите звук А в словах:

мак, дом, нос, кран, мост, слива, стол, ножницы.

– Теперь вам нужно поймать звук О.

обруч, стена, школа, краски, кино, громкий, сладкий.

Дети хлопают в ладоши.

6. Уточнение элементов строчных букв а и о. Дифференциация этих букв

– Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете?

– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

– Из каких элементов состоит строчная буква О? А?

Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.

(Буква О состоит из одного элемента – овала.
Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу вправо).

– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).

– Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).

7. Фонетическая ритмика

– Буквы предлагают немного потанцевать.

Посмотри на букву А –
Топни правая нога!
Посмотри на букву О –
Наши руки высоко!

Педагог показывает соответствующее движение.

– Готовы? Слушайте, какую букву я назову, и показывайте движение.

Педагог называет звуки А и О по очереди.
Дети показывают движения под музыку «Барыня».

8. Нахождение контура буквы в картинке

– Наши буквы такие забавные. Они спрятались от нас, замаскировались в картинки! На желтых карточках найдите буквы А и О и обведите их красным карандашом.

Дети работают индивидуально на местах.

Проверка: Какую букву вы нашли в картинке лампы? В изображении лица девушки? …

Дети отвечают.

9. Соотношение буквы и звука в словах

– Сейчас буквы хотят посмотреть, какие вы внимательные, не пропустите ли вы случайно букву?

Покажите, какая буква встречается в слове? Поднимите нужную карточку с буквой А и О.

Слова: танец, крот, брат, енот, гром, врач, генерал, диктант, желток, глобус, кусочек, прозвище, ледяной, эскимо, ткань, чемпион.

Дети демонстрируют индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О.

– Вы настоящие чемпионы!

– В этих словах встречалось по одной букве а или о . А в следующих словах может быть и две буквы а , и две о и даже три буквы. Здесь вам понадобятся способности настоящих шпионов. Вам нужно запомнить слово на карточке, запомнить в какой последовательности встречаются буквы А и О и записать эту последовательность.

Первое слово мы сделаем вместе.

Педагог представляет карточку со словом «собака», написанным прописными строчными буквами.

– Вспомните последовательность букв А и О в этом слове? (о, а, а)

– Запишем эти буквы в том порядке, в каком они идут в слове – аоо.

Проверим, сОбАкА. Правильно, ни одной буквы а и о не пропустили. А теперь вы самостоятельно.

Карточки со словами: альбом, девочка, погода, облако, ворона, работа, воробей.

Проверка: читают слово на карточке орфографически правильно, потом также читают слово, проверяя буквы, написанные в тетради.

Дети записывают буквы в тетрадь.

10. Физкультминутка

– Немножко отдохнем. Повторяйте за мной.

Там котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за котиком ходит.
И лапочкой котик моет свой ротик,
А козлик седою трясет бородою.

Педагог показывает движения, дети повторяют.

11. Соотношение буквы и звука в предложении

– Это стихотворение записано на зеленых карточках. Я вам оставлю их на память.

Но в некоторых словах пропущены буквы. Пропущены буквы а, о.

– Вставьте вместо точек эти буквы, и у вас получится настоящая книжка со стихотворением.

Дети выполняют задание на местах.

12. Итог занятия

– Какие звуки и буквы мы различали сегодня?
– Какие задания урока вам понравились больше всего?
– В каких заданиях вы испытали затруднения?
– Как справились с этими трудностями?
– Какие задания вам хотелось бы повторить, для лучшего закрепления знаний?
– Спасибо за урок. До свидания.

Литература:

  1. Кочеткова Н.А
. Я различаю буквы о – а, сходные по написанию: альбом ученика, – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
  • Бардышева Т. Ю. Забодаю, забодаю!: Пальчиковые игры: Для детей 2-4 лет,– М.: «Издательство «Карапуз», 2003.
  • Цели:

    Образовательные:

    а) Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.

    в) Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Коррекционные:

    а) Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.

    в) Развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

    г) Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.

    д) Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.

    е) Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.

    ё) Обогащение пассивного словаря.

    Развивающие:

    а) Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.

    в) Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.

    г) Развитие слухового внимания.

    д) Развитие крупной и мелкой моторики.

    Оборудование и ТСО:

    • предметные картинки;
    • сюжетные картинки;
    • символы звуков;
    • конверты для игры «Почтальон»;
    • цветные полоски;
    • картиночный план;
    • кассета «Звуки леса»;
    • кассета «Азбука-потешка»;
    • магнитофон.

    Лексический материал: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум, Антон, удочка, Аня, улица, уж, асфальт.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Инструкция: Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали? (В лес). Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.

    II. Сообщение темы.

    Сравнительная характеристика звуков [А],[У] по артикуляционным и акустическим признакам.

    Инструкция:

    Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково? (Улиточка, помоги пожалуйста.) Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук [У]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.

    Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. (Аистёнок помоги нам пожалуйста.) Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»? (Звук [А]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [А]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А-воротца большие, У-воротца маленькие.) Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [А], [У]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.

    III. Дифференциация звуков [А], [У] изолированно.

    Развитие слухового внимания.

    1. Игра «Какой звук [А]». (С применением мультимедийного проектора)

    Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [А] по разному.

    Со мною вместе пойте, -А!
    Пошире рот откройте, -А!
    Споём мы высоко, -А!
    Теперь протянем низко, -А!
    Как будто далеко, -А…
    А теперь близко, -А…
    Шепнём слегка, -А…
    И крикнем звонко, -А!
    Тихонько, -А.
    Так громко, -А!
    Теперь мы будем знать,
    Как «А» может звучать.

    2. Игра «Подудим, погудим».

    Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [У].

    Мы в дудочку дудим, -У…
    Как поезд мы гудим, -У!
    Вперёд потянем губки, -У.
    И выдыхаем в трубку, -У…

    3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»

    Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [У], поднимите маленький красный кружочек.

    А-У-О-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.

    Молодцы! Положите кружочки на край стола. Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная полоска).

    IV. Дифференциация звуков [А], [У] в слогах.

    Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

    1. Игра «Слог поймай и измени, [А] на [У] перемени».

    Инструкция: Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [А], [У]. Если вы услышите слог со звуком [А], замените его на [У]. Если вы услышите слог со звуком [У], замените его на [А]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА».

    Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма.

    Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая полоска).

    2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

    Игра «Потерялись в лесу».

    Инструкция:

    • Вдруг мы уже близко от дома, давайте попробуем кого-нибудь позвать: «Ау!Ау!». Все вместе «Ау!Ау!». Какой первый звук мы произносили? (Звук [А]).Какой звук был после звука [А]? (Звук [У]) Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [А]-(большой красный кружочек), потом звук [У]-(маленький красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.
    • Послушайте, в далеке кто-то плачет «Уа!». Это потерялся малыш. Какой первый звук мы услышали? (Звук [У]). Какой звук был после звука [У]? (Звук [А]). Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [У]- (маленький красный кружочек), потом звук [А]- (большой красный кружочек).

    Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая полоска).

    V. Дифференциация звуков [А],[У] в словах, выделение первого звука.

    1. Игра «Посмотри и разложи».

    Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [А], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [У], к маленькому красному кружку.

    Картинки: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.

    2.Игра «Почтальон».

    Инструкция: Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [А]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [У]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная полоска).

    VI. Физминутка.

    Инструкция:

    Аист, аист длинноногий, - Дети попеременно топают ногами
    Покажи скорей дорогу.
    Топай правою ногой,
    После левою ногой,
    Снова правою ногой,
    После левою ногой.
    И тогда придёшь домой.
    Уля, милая улитка, -
    Дети складывают руки в виде «улитки»,высовывают «рожки»
    Дом найти нам помоги-ка.
    Высунь рожки покажись.
    Помоги, не откажись.

    VI. Дифференциация звуков [А],[У] в предложениях.

    1. Игра «Исправь ошибку».

    Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.

    Антон ловит удочку рыбой.
    Аня гладит утюг рубашкой.
    Аквариум сидит а улитке.
    Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.
    Улица едет по автобусу.
    Папа Анатолий отрастил длинные уши.

    Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая полоска).

    2. Игра «Посмотри и расскажи».

    Инструкция: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [А], [У].

    Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя полоска).

    VIII. Дифференциация звуков [А], [У] в связной речи.

    1. Потешка «Аты-баты».

    Инструкция: Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке? (Звук [А]). Давайте её споём.

    Аты-баты, шли солдаты
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты самовар.

    2. Потешка «Утки».

    Инструкция: Послушайте потешку. Какие слова со звуком [У] вы услышали в этой потешке?

    Давайте её споём.
    Раз, два, три, четыре,
    Утки жили на квартире.
    Чай пили, чашки били,
    «Ути-ути» говорили.

    3. Стихотворение «Апельсин».

    Инструкция: Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.

    Мы дели апельсин.
    Много нас, а он один.
    Эта долька для ежа.
    Эта долька для ужа.
    Эта долька для бельчат.
    Эта долька для утят.
    Долечка для кабана.
    А для волка кожура.

    Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).

    Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая полоска).

    IX. Итог.

    Инструкция: Посмотрите внимательно, что у нас получилось? (радуга). Пойдёмте по осеннему лесу собирать листья, искать цвета радуги и они нас приведут к дому.

    Красный – Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]

    Оранжевый – Как мы зовём друг друга в лесу? – Ау, ау…

    Жёлтый – Как плачет маленький ребёнок?– Уа, уа…

    Зелёный – Назовите слова со звуком [А].

    Голубой – Назовите слова со звуком [У].

    Синий – Кто нам помогал найти дорогу домой? – Аист,

    Какой первый звук в этом слове? – Улитка

    Фиолетовый – Вот наш дом. Давайте громко крикнем Ура!


    Упражнения и игры направлены на развитие навыков звукового анализа и навыков фонематического восприятия. Способствуют профилактике нарушений письменной речи у дошкольников. Могут использоваться учителями-логопедами на занятиях по коррекции нарушений фонематической стороны речи. Будут полезны родителям для подготовки детей к школьному обучению.

    Дифференциация звуков [У] — [А]

    Схемы звуков: звук [У] — маленький красный кружок, звук [А] — большой красный кружок.

    1. Топнуть ножкой, если взрослый произнесет звук [А], хлопнуть в ладошки на звук [У].

    А И У Э У А О У А О Ы У И О Ы У И А…

    2. Послушать и повторить ряд, соблюдая ударение:

    Ауа — аУа — ауА

    Уау — уАу — уаУ

    3. Выложить схемы: [УА], [АУ].

    4. Озвучить схемы, подобрать соответствующие буквы разрезной азбуки.

    5. Назвать первый звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив картинки (аквариум, улитка, утка, арбуз).

    6. Назвать последний звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив этой картинки (труба, какаду, мышка, лягушка, марабу, Чебурашка).

    6. Это Антон и Уля. Определите, с каких звуков начинаются их имена и закрасьте соответствующие кружочки. Они рассматривают книжку с наклейками. Наклейки, в названии которых встречается звук [У], наклеивает Уля, а со звуком [А] — Антон. Определите, где чья наклейка (бусы, мишка, утюг, солдатик).

    Сорокина Татьяна Викторовна,
    учитель-логопед, МБДОУ МО город Краснодар
    «Детский сад комбинированного вида №213″

    Коррекционно-развивающие задачи.

    1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.

    2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

    3. Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] - [У], [А] - [О].

    4. Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].

    5. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

    6. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.

    Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продавец и покупатель» (развитие слухового внимания).

    Взрослый насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречу и горох. Ребенок (покупатель) просит продать ему какую-нибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает ребенку выбрать нужную крупу по звуку (ребенок трясет банку и угадывает по характерному звуку, что это за крупа).

    Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).

    Взрослый называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)

    Задание 3 . Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

    Взрослый произносит имена девочек, а ребенок называет первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира.

    Повторить вместе с ребенком артикуляцию гласных звуков. Их символы, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?

    Дидактическое упражнение «Угадай звук по описанию».

    Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок угадывает, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].

    Взрослый показывает артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).

    Взрослый просит ребенка послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АИУ, УИА, ИОАУ...

    Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

    Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]):

    а, и, а, о, и, у.

    Аналогично игра проводится и с другими звуками.

    Задание 5 . Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

    Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

    Задание 6 . Дидактическое упражнение «Подари подарки Ане, Уле, Оле, Ире» (вспомнить слова, начинающиеся со звуков [А], [У], [О], [И]).

    Задание 7 . Рассмотреть картинки, которые ранее были наклеены в тетрадь, и называть предметы, начинающиеся на звуки [А], [О], [У], [И].

    Задание 8 . Дидактическое упражнение «Выбери картинки». Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук [А]).

    Задание 9. Вспомнить загадки, стихи на звуки [А], [О], [У], [И].

    Задание 10. Взрослый просит ребенка закончить одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве подсказки можно использовать картинки.

    На крышу поставили телевизионную... (антенну). Солдат стреляет из... (автомата). У зайца длинные... (уши). Ученик учит... (уроки). Наступила золотая... (осень). В огороде выросли...(овощи). Маша вдевает нитку в... (иголку). Маше купили новую... (игрушку).

    Задание 11 . Взрослый произносит слово и предлагает ребенку указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.

    [А]: август, рука, мак; [О]: Оля, кот, пальто; [У]: уши, пишу, суп; [И]: Ира, рис, сапоги.

    Задание 12 . Взрослый произносит начало слова и просит ребенка договорить последний слог, назвать последний звук:

    кенгу... (ру), сапо... (ги), моло... (ко), ру... (ка).

    Задание 13 . Упражнение для развития координации речи с движениями.

    Мы в лес пошли, - Ребенок марширует.

    Топор нашли, - Остановился.

    Дрова рубили - Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок»-

    — Ах! Ох! Ух! Их! - Энергичные наклоны.

    Задание 14 . Закрепление знания букв А, О, У, И. Упражнения для пальцев: буквы А, О, У из пальчиков (см. темы № 1, 2, 3, 4);

    повторить шуточные стихи про эти буквы, вспомнить, на что еще они похожи;

    повторить игры с буквами А, О, У, И.

    Задание 15. Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.;

    Выкладывание схем из красных кружков; составление буквенных рядов по заданию взрослого, чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание, письмо печатными буквами под диктовку.