Логопедическое занятие "Дифференциация звуков, " план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Дифференциация гласных звуков а я Животные в пустыне
Ия Трунова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]»
Тема. «Дифференциация звуков А-У»
Дифференциация звуков У,А на слух и по предметным картинкам.
Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.
Развитие артикуляционной моторики и дыхания.
Активизация словаря по теме «Деревья».
Формирование грамматических средств языка.
Развитие общей и мелкой моторики.
Материал:
Игрушки совы и щенка.
Предметные картинки на звуки У,А; деревья.
Листья для дыхательной гимнастики, каштаны, сосновые шишки.
Схемы по артикуляционной гимнастике.
Красные квадраты для звукового анализа.
Ход занятия:
1. Дифференциация звуков А,У.
Дети, сегодня у нас в гостях Сова Уфа и щенок Ава. Они пришли к нам за помощью. Все их вещи перемешались, и они просят нас помочь им их разобрать. Для этого мы должны определить первый звук в имени совы и щенка. В имени Уфа первый звук У, в имени Ава первый звук А. Если в слове первый звук У, дадим картинку сове, если первый звук А, дадим картинку щенку.
2. Произнесение и сопоставление звуков А-У:
Оба поются – оба гласные;
Положение губ различное.
Отгадывание звуков по артикуляционной позе.
3. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА, составление схем.
4. Динамические упражнения на координацию движений в артикуляционной моторике.
Дети хотите показать сове и щенку как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику? «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» -«Лопата копает» - «Вкусное варенье»
5. Фонетическая ритмика на звуки А,У.
Уфа и Ава хотят поиграть с вами.
По команде педагога «Спрятались!» дети принимают исходное по-ложение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались). По команде «Встали и обрадо-вались!» дети быстро встают и, радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный [а-а-а. ].
И. п. :руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный [у-у-у. ], дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
6. Формирование грамматических средств языка. Активизация словаря по теме «Деревья».
Дети, а хотите сейчас мы пойдем с нашими друзьями в лес? В лесу много разных деревьев. Давайте поиграем с Уфой. Уфа сядет на дерево, а вы отгадайте, как оно называется.
Каких деревьев много в лесу? (лип, каштанов)
Чем покрыты деревья? (листьями)
Скажите о них ласково?
Какие они?
7. Дыхательная гимнастика (дети дуют на листочки).
8. Пальчиковая гимнастика (перекатывание каштанов в руках).
9. Координация речи с движением: «Дерево».
Дети имитируют:
корень (присели на корточки, руки опущены, пальцы раздвинуты);
ствол (встали, руки сгруппированы на груди);
ветки (руки разводим в стороны);
листья (шевелим пальцами, разведенными в стороны);
крону (поднимаем руки вверх, соединяем в кольцо)
10. Деление слов на слоги. (Прохлопывание слов - название деревьев).
11. Итог.
Дети, давайте попрощаемся с нашими гостями. Сове Уфе пора в лес, а щенку Аве домой. Вам понравилось помогать нашим гостям? А играть с ними? Какая игра понравилась вам? А мы давайте вспомним, какие картинки забрала с собой Уфа, а какие забрал Ава.
Публикации по теме:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б]-[П]. Буквы Б-П» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми III года обучения (6-7 лет) с ЗПР на тему:.
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; учить чётко, разграничивать звуки.
Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.
Дифференциация звуков [л] и [р]. Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна». Коррекционно-образовательные.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: - Повторение характеристик этих звуков, - Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, - Развитие.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.
Класс: 1
Обучающие: учить дифференцировать артикуляционные уклады звуков А и О.
Развивающие: развивать навыки фонематического восприятия, анализа путем выделения и дифференциации звуков А и О изолированно, в слогах и словах; развивать зрительную, слуховую память, внимание через запоминание правописания словарных слов; развивать диалоговую форму речи.
Коррекционные: коррегировать и закреплять соотношение фонемы, артикулемы, графемы, кинемы звуков и прописных строчных букв А, О.
Оборудование:
- Предметные картинки с изображением облака, аиста;
- Карточки с прописными строчными буквами А и О,
- Индивидуальные карточки «Где спрятались буквы?» (жёлтые),
- Индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О,
- Карточки со словарными словами,
- Заготовка книжки со стихотворением «Котик и козлик» (зелёные),
- Магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент
– Сядьте те дети, в чьем имени1 слог,... 2 слога,... 3 слога...
2. Объявление темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы будем сравнивать, узнавать звуки и буквы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки. Первые звуки и буквы отгадок и будут сегодня нашими гостями.
Белая вата плывет куда-то. (Облако )
На избе живет,
Лягушка счет ведет. (Аист )
Логопед выставляет картинки с изображением облака и аиста.
– Догадались, кто сегодня у нас гостит? (Звуки и буквы А и О ).
– Правильно. Сегодня мы будем слушать, узнавать, различать звуки и буквы А и О.
3. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков
– Внимательно посмотрите друг на друга и произнесите звук О. Что вы видите? (Губы в виде овала)
– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)
(Свободно, без преград)
– Теперь произнесите звук А. Что вы видите? (Губы в виде большого круга).
– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)
– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)
– Если воздух проходит свободно, без преград, то какие эти звуки? (Гласные).
4. Дифференциация звуков, произнесенных изолированно
– Давайте поиграем в игру «Угадайка». Я буду произносить без голоса звуки А и О а вы угадывайте, что я говорю:
– а, о, ао, аоа, оао, аоао, ооао, аоао, оаоо
Дети произносят звуки хором.
– Разбейтесь на пары. Один будет произносить без голоса звуки А или О, а другой – отгадывать.
Дети выполняют упражнение 3 минуты.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах
– Звуки спрятались от вас в слоги. Хлопните, если услышите звук А:
па, ор, са, до.
– Хлопните, если услышите звук О:
до ап, по, ра
– А теперь ищите звук А в словах:
мак, дом, нос, кран, мост, слива, стол, ножницы.
– Теперь вам нужно поймать звук О.
обруч, стена, школа, краски, кино, громкий, сладкий.
Дети хлопают в ладоши.
6. Уточнение элементов строчных букв а и о. Дифференциация этих букв
– Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете?
– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).
– Из каких элементов состоит строчная буква О? А?
Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.
(Буква О состоит из одного элемента – овала.
Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу
вправо).
– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).
– Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).
7. Фонетическая ритмика
– Буквы предлагают немного потанцевать.
Посмотри на букву А –
Топни правая нога!
Посмотри на букву О –
Наши руки высоко!
Педагог показывает соответствующее движение.
– Готовы? Слушайте, какую букву я назову, и показывайте движение.
Педагог называет звуки А и О по очереди.
Дети показывают движения под музыку «Барыня».
8. Нахождение контура буквы в картинке
– Наши буквы такие забавные. Они спрятались от нас, замаскировались в картинки! На желтых карточках найдите буквы А и О и обведите их красным карандашом.
Дети работают индивидуально на местах.
Проверка: Какую букву вы нашли в картинке лампы? В изображении лица девушки? …
Дети отвечают.
9. Соотношение буквы и звука в словах
– Сейчас буквы хотят посмотреть, какие вы внимательные, не пропустите ли вы случайно букву?
Покажите, какая буква встречается в слове? Поднимите нужную карточку с буквой А и О.
Слова: танец, крот, брат, енот, гром, врач, генерал, диктант, желток, глобус, кусочек, прозвище, ледяной, эскимо, ткань, чемпион.
Дети демонстрируют индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О.
– Вы настоящие чемпионы!
– В этих словах встречалось по одной букве а или о . А в следующих словах может быть и две буквы а , и две о и даже три буквы. Здесь вам понадобятся способности настоящих шпионов. Вам нужно запомнить слово на карточке, запомнить в какой последовательности встречаются буквы А и О и записать эту последовательность.
Первое слово мы сделаем вместе.
Педагог представляет карточку со словом «собака», написанным прописными строчными буквами.
– Вспомните последовательность букв А и О в этом слове? (о, а, а)
– Запишем эти буквы в том порядке, в каком они идут в слове – аоо.
Проверим, сОбАкА. Правильно, ни одной буквы а и о не пропустили. А теперь вы самостоятельно.
Карточки со словами: альбом, девочка, погода, облако, ворона, работа, воробей.
Проверка: читают слово на карточке орфографически правильно, потом также читают слово, проверяя буквы, написанные в тетради.
Дети записывают буквы в тетрадь.
10. Физкультминутка
– Немножко отдохнем. Повторяйте за мной.
Там котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за котиком ходит.
И лапочкой котик моет свой ротик,
А козлик седою трясет бородою.
Педагог показывает движения, дети повторяют.
11. Соотношение буквы и звука в предложении
– Это стихотворение записано на зеленых карточках. Я вам оставлю их на память.
Но в некоторых словах пропущены буквы. Пропущены буквы а, о.
– Вставьте вместо точек эти буквы, и у вас получится настоящая книжка со стихотворением.
Дети выполняют задание на местах.
12. Итог занятия
– Какие звуки и буквы мы различали сегодня?
– Какие задания урока вам понравились больше всего?
– В каких заданиях вы испытали затруднения?
– Как справились с этими трудностями?
– Какие задания вам хотелось бы повторить, для лучшего закрепления знаний?
– Спасибо за урок. До свидания.
Литература:
- Кочеткова Н.А
Цели:
Образовательные:
а) Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.
в) Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционные:
а) Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.
в) Развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.
г) Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.
д) Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.
е) Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.
ё) Обогащение пассивного словаря.
Развивающие:
а) Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.
в) Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.
г) Развитие слухового внимания.
д) Развитие крупной и мелкой моторики.
Оборудование и ТСО:
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- символы звуков;
- конверты для игры «Почтальон»;
- цветные полоски;
- картиночный план;
- кассета «Звуки леса»;
- кассета «Азбука-потешка»;
- магнитофон.
Лексический материал: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум, Антон, удочка, Аня, улица, уж, асфальт.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Инструкция: Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали? (В лес). Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.
II. Сообщение темы.
Сравнительная характеристика звуков [А],[У] по артикуляционным и акустическим признакам.
Инструкция:
Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково? (Улиточка, помоги пожалуйста.) Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук [У]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.
Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. (Аистёнок помоги нам пожалуйста.) Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»? (Звук [А]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [А]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А-воротца большие, У-воротца маленькие.) Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [А], [У]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.
III. Дифференциация звуков [А], [У] изолированно.
Развитие слухового внимания.
1. Игра «Какой звук [А]». (С применением мультимедийного проектора)
Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [А] по разному.
Со мною вместе пойте, -А!
Пошире рот откройте, -А!
Споём мы высоко, -А!
Теперь протянем низко, -А!
Как будто далеко, -А…
А теперь близко, -А…
Шепнём слегка, -А…
И крикнем звонко, -А!
Тихонько, -А.
Так громко, -А!
Теперь мы будем знать,
Как «А» может звучать.
2. Игра «Подудим, погудим».
Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [У].
Мы в дудочку дудим, -У…
Как поезд мы гудим, -У!
Вперёд потянем губки, -У.
И выдыхаем в трубку, -У…
3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»
Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [У], поднимите маленький красный кружочек.
А-У-О-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.
Молодцы! Положите кружочки на край стола. Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная полоска).
IV. Дифференциация звуков [А], [У] в слогах.
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
1. Игра «Слог поймай и измени, [А] на [У] перемени».
Инструкция: Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [А], [У]. Если вы услышите слог со звуком [А], замените его на [У]. Если вы услышите слог со звуком [У], замените его на [А]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА».
Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма.
Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая полоска).
2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
Игра «Потерялись в лесу».
Инструкция:
- Вдруг мы уже близко от дома, давайте попробуем кого-нибудь позвать: «Ау!Ау!». Все вместе «Ау!Ау!». Какой первый звук мы произносили? (Звук [А]).Какой звук был после звука [А]? (Звук [У]) Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [А]-(большой красный кружочек), потом звук [У]-(маленький красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.
- Послушайте, в далеке кто-то плачет «Уа!». Это потерялся малыш. Какой первый звук мы услышали? (Звук [У]). Какой звук был после звука [У]? (Звук [А]). Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [У]- (маленький красный кружочек), потом звук [А]- (большой красный кружочек).
Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая полоска).
V. Дифференциация звуков [А],[У] в словах, выделение первого звука.
1. Игра «Посмотри и разложи».
Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [А], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [У], к маленькому красному кружку.
Картинки: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.
2.Игра «Почтальон».
Инструкция: Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [А]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [У]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная полоска).
VI. Физминутка.
Инструкция:
Аист, аист длинноногий, -
Дети попеременно топают ногами
Покажи скорей дорогу.
Топай правою ногой,
После левою ногой,
Снова правою ногой,
После левою ногой.
И тогда придёшь домой.
Уля, милая улитка, -
Дети складывают руки в виде «улитки»,высовывают «рожки»
Дом найти нам помоги-ка.
Высунь рожки покажись.
Помоги, не откажись.
VI. Дифференциация звуков [А],[У] в предложениях.
1. Игра «Исправь ошибку».
Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.
Антон ловит удочку рыбой.
Аня гладит утюг рубашкой.
Аквариум сидит а улитке.
Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.
Улица едет по автобусу.
Папа Анатолий отрастил длинные уши.
Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая полоска).
2. Игра «Посмотри и расскажи».
Инструкция: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [А], [У].
Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя полоска).
VIII. Дифференциация звуков [А], [У] в связной речи.
1. Потешка «Аты-баты».
Инструкция: Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке? (Звук [А]). Давайте её споём.
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты самовар.
2. Потешка «Утки».
Инструкция: Послушайте потешку. Какие слова со звуком [У] вы услышали в этой потешке?
Давайте её споём.
Раз, два, три, четыре,
Утки жили на квартире.
Чай пили, чашки били,
«Ути-ути» говорили.
3. Стихотворение «Апельсин».
Инструкция: Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.
Мы дели апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для ужа.
Эта долька для бельчат.
Эта долька для утят.
Долечка для кабана.
А для волка кожура.
Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).
Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая полоска).
IX. Итог.
Инструкция: Посмотрите внимательно, что у нас получилось? (радуга). Пойдёмте по осеннему лесу собирать листья, искать цвета радуги и они нас приведут к дому.
Красный – Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]
Оранжевый – Как мы зовём друг друга в лесу? – Ау, ау…
Жёлтый – Как плачет маленький ребёнок?– Уа, уа…
Зелёный – Назовите слова со звуком [А].
Голубой – Назовите слова со звуком [У].
Синий – Кто нам помогал найти дорогу домой? – Аист,
Какой первый звук в этом слове? – Улитка
Фиолетовый – Вот наш дом. Давайте громко крикнем Ура!
Упражнения и игры направлены на развитие навыков звукового анализа и навыков фонематического восприятия. Способствуют профилактике нарушений письменной речи у дошкольников. Могут использоваться учителями-логопедами на занятиях по коррекции нарушений фонематической стороны речи. Будут полезны родителям для подготовки детей к школьному обучению.
Дифференциация звуков [У] — [А]
Схемы звуков: звук [У] — маленький красный кружок, звук [А] — большой красный кружок.
1. Топнуть ножкой, если взрослый произнесет звук [А], хлопнуть в ладошки на звук [У].
А И У Э У А О У А О Ы У И О Ы У И А…
2. Послушать и повторить ряд, соблюдая ударение:
Ауа — аУа — ауА
Уау — уАу — уаУ
3. Выложить схемы: [УА], [АУ].
4. Озвучить схемы, подобрать соответствующие буквы разрезной азбуки.
5. Назвать первый звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив картинки (аквариум, улитка, утка, арбуз).
6. Назвать последний звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив этой картинки (труба, какаду, мышка, лягушка, марабу, Чебурашка).
6. Это Антон и Уля. Определите, с каких звуков начинаются их имена и закрасьте соответствующие кружочки. Они рассматривают книжку с наклейками. Наклейки, в названии которых встречается звук [У], наклеивает Уля, а со звуком [А] — Антон. Определите, где чья наклейка (бусы, мишка, утюг, солдатик).
Сорокина Татьяна Викторовна,
учитель-логопед, МБДОУ МО город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №213″
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] - [У], [А] - [О].
4. Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].
5. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).
6. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продавец и покупатель» (развитие слухового внимания).
Взрослый насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречу и горох. Ребенок (покупатель) просит продать ему какую-нибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает ребенку выбрать нужную крупу по звуку (ребенок трясет банку и угадывает по характерному звуку, что это за крупа).
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).
Взрослый называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)
Задание 3 . Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].
Взрослый произносит имена девочек, а ребенок называет первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира.
Повторить вместе с ребенком артикуляцию гласных звуков. Их символы, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?
Дидактическое упражнение «Угадай звук по описанию».
Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок угадывает, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].
Взрослый показывает артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).
Взрослый просит ребенка послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АИУ, УИА, ИОАУ...
Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]):
а, и, а, о, и, у.
Аналогично игра проводится и с другими звуками.
Задание 5 . Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):
Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.
Задание 6 . Дидактическое упражнение «Подари подарки Ане, Уле, Оле, Ире» (вспомнить слова, начинающиеся со звуков [А], [У], [О], [И]).
Задание 7 . Рассмотреть картинки, которые ранее были наклеены в тетрадь, и называть предметы, начинающиеся на звуки [А], [О], [У], [И].
Задание 8 . Дидактическое упражнение «Выбери картинки». Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук [А]).
Задание 9. Вспомнить загадки, стихи на звуки [А], [О], [У], [И].
Задание 10. Взрослый просит ребенка закончить одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве подсказки можно использовать картинки.
На крышу поставили телевизионную... (антенну). Солдат стреляет из... (автомата). У зайца длинные... (уши). Ученик учит... (уроки). Наступила золотая... (осень). В огороде выросли...(овощи). Маша вдевает нитку в... (иголку). Маше купили новую... (игрушку).
Задание 11 . Взрослый произносит слово и предлагает ребенку указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.
[А]: август, рука, мак; [О]: Оля, кот, пальто; [У]: уши, пишу, суп; [И]: Ира, рис, сапоги.
Задание 12 . Взрослый произносит начало слова и просит ребенка договорить последний слог, назвать последний звук:
кенгу... (ру), сапо... (ги), моло... (ко), ру... (ка).
Задание 13 . Упражнение для развития координации речи с движениями.
Мы в лес пошли, - Ребенок марширует.
Топор нашли, - Остановился.
Дрова рубили - Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок»-
— Ах! Ох! Ух! Их! - Энергичные наклоны.
Задание 14 . Закрепление знания букв А, О, У, И. Упражнения для пальцев: буквы А, О, У из пальчиков (см. темы № 1, 2, 3, 4);
повторить шуточные стихи про эти буквы, вспомнить, на что еще они похожи;
повторить игры с буквами А, О, У, И.
Задание 15. Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.;
Выкладывание схем из красных кружков; составление буквенных рядов по заданию взрослого, чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание, письмо печатными буквами под диктовку.