Что значит привести в порядок свою планету. Сочинение на экологическую тему «Приведи в порядок свою планету

Сочинение ученицы 7б класса ГБОУ № 463 г. Санкт-Петербург

Тема: «Приведи в порядок свою планету»

«Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», - говорил Маленький принц из сказки Антуана де сент-Экзюпери.

Маленький принц говорил правильные вещи, он был разумнее многих взрослых, он смотрел глазами, а видел сердцем. Его сердце умело любить и проявлять эту любовь не только словами. Он заботился о своей планете, думал о её будущем, ведь если он «не будет беречь её и пропалывать баобабы» – свершится ужасное. Так и многие дети пытаются заботиться о своей планете.

К сожалению, многие взрослые, решая проблемы экологии, не понимают, что они строят будущее своих детей. Мы часто критикуем других, хотя сами не лучше. «Себя судить куда труднее, чем других. Если сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр»,- подсказывает нам Антуан де Сент-Экзюпери. Поэтому надо начать с себя – привести в порядок свою маленькую «планету», свой уголок, как делал это Маленький принц. Мы должны показать пример будущему поколению.

Сейчас очень много экологических проблем создано самим человеком. От загрязнения окружающей среды до исчезновения видов животных и истощения ресурсов земли. Век высоких технологий принёс в жизнь людей новые возможности. Мы можем быстро передвигаться, общаться на расстоянии. Но с появлением соцсетей все отдают предпочтение виртуальному диалогу. Люди перестали следить за своим домом-планетой. Новое поколение в погоне за тем, чтобы быть «крутыми», совершают дурные поступки, они глупы, бесчеловечны и ленивы. Оставляя горы мусора, разжигают костры на природе. Не от этих ли костров горят леса? Уже уничтожена половина лесов Земли, что привело к уменьшению объёма кислорода, выделяемого растениями, исчезновению животных, редких видов флоры и фауны. Отходы жизнедеятельности человека вредят водной среде планеты, истощаются источники пресной воды, идёт вымирание рыбы. Атомные станции, ядерное оружие разрушают озоновый слой. Отравив плодородный слой земли, мы отравляем себя. Человек постоянно потребляет, ничего не давая взамен природе. Уже сейчас крупные компании заинтересованы в людях-потребителях, создают некачественные товары, бесполезную и даже вредную для организма еду с усилителями вкуса.

Я считаю, что каждый должен начать с себя. Не навреди природе, не загрязняй ничего вокруг. Я убеждена, что распределение мусора поможет ускорить процесс переработки отходов. И наша планета станет чище. А значит и воздух, и полноводные реки, и бескрайние леса будут радовать наших потомков. Мы обязательно «приведём в порядок свою планету»!

«Твой плюс» узнал, как прийти к экомышлению. Оказалось, это не только полезно, но и выгодно! Скорее читай об эко-акциях и скидках.

Если давно переживаешь за судьбу нашей планеты, но не знаешь, как ей помочь, запоминай:

Кофе в свою кружку

Иркутские кофейни присоединились к международной эко-акции. Приходи за любимым напитком со своей кружкой, и получи скидку на кофе. О заведениях, участвующих в акции, читай

Скидка в H&M

Принеси старую одежду в магазин и получи скидку 15% на одну вещь, приобретенную в магазине H&M.

Скидка на технику

Многие магазины дарят скидку на новую технику в обмен на старую. Например, М.Видео, Эльдорадо, ДНС.

Благотворительный магазин «Вторник»

Этот магазин-сочетание заботы об экологии, благотворительности и бизнеса. Фишка в том, что ты можешь положить ненужные тебе вещи во “ВторникБоксы”(специальные контейнеры, которые установлены по всему городу). А прибыль от продажи этих вещей направляется на помощь тем, кто в ней нуждается, и на реализацию экопроектов.

Утилизация

Прогрессивное человечество уже давно осознало пользу утилизации и вторичного использования некоторых предметов. В Евросоюзе принято множество шагов к массовому экомышлению, например запрет на пластиковые пакеты. Ты тоже легко сможешь начать свой эко-путь.

В Иркутске есть 64 пункта, где ты можешь сдать вторсырье. Все они нанесены на карту раздельного сбора отходов RecycleMap . Здесь ты найдешь, куда сдать батарейки, пластик, тетрапак, стекло, металл, одежду, бумагу и бытовую технику.


Елена Харченко студентка ИГУ

Когда я узнала, куда сдают вторсырье, то начала собирать дома макулатуру и картон. А позже мы с семьей стали подключать другие виды вторсырья. И жизнь в доме стала меняться. Ведь главное — это не утилизировать мусор, а изначально стараться не использовать одноразовое, осознавать каждую покупку, действительно ли она необходима. Например, кофе в кофейне мне наливают в термокружку. Использую многоразово свою бутылку для воды. Пакеты мы заменили на продуктовые сумки. А те, что остались используем многократно. Недавно на рынке, я купила корейские салаты и положила все в свой контейнер, вместо кучи пакетиков для каждого.

Сейчас, я стараюсь каждые две недели относить мусор в пункт приёма вторсырья. Все, что сдаю, сортирую. Что нужно, мою, например бутылки. Если приношу много, то прошу взвешать. Однажды за макулатуру после ремонта даже заплатили. 24 рубля!

Я только начинаю мыслить экологично,но уже получаю удовольствие. Ведь это классно планировать, что ты идёшь в магазин, а значит составить список и взять с собой из дома сумку, контейнер или термокружку.



Сочинение на Всероссийский конкурс сочинений

Приведи в порядок свою планету!...

(рассказ)

Мам, Мишаня опять взял мои краски! Смотри, что он сделал! Следить же надо за ребенком-то!

Мое негодование достигло температуры кипения, когда, войдя в свою комнату, которая вот уже четвертый год именуется «детской», я увидела братишку-карапуза упражняющегося в живописи. Детские письмена покрывали мои тетради и обои рядом со столом. Сам Мишаня сидел на коленках и, высунув язык от удовольствия, пыхтел, создавая очередной шедевр.

Мам, забери его, пожалуйста, мне нужно писать сочинение! - глас, вопиющего в пустыне: меня никто не услышал... А по обоям над столом и уже под столом все текут и текут разноцветные ручейки медовой акварели. Чем бы, как говориться, дитя не тешилось, лишь бы не мешало. - Ура! Вот оно решение! Пусть-ка повопит: его услышат быстрее, чем меня. Отбираю кисточку, прячу краски - вот она трагедия вселенского масштаба, судя по уровню громкости детского крика, взрывающего перепонки соседей над потолком, под полом и за стеной!

Лен, почему бы тебе не порисовать с братиком, видишь ведь: я грибы обрабатываю?

А ничего, что он обои портит?

Они моющиеся. Возьми тряпку и сотри. Вот когда ты была маленькой…

Не желая слушать ностальгический бред, вставляю наушники… Да, вот такой трудный возраст у меня, то есть, как говорит папа, «нежный».

Дочь, а дочь! Экзюпери сказал: «Пришел из школы, умылся, взял тряпку, прибрал планету».

Конечно, Экзюпери говорил совсем не так и не про «детскую», но идея хорошая. Пойду с волонтерами на экологический субботник - раз мне и в субботу дома нет покоя. Не буду мешать кому-то смотреть Т V , кому-то заполнять «закрома Родины» новыми банками, а кому-то развивать свои художественные способности.

Надев на плечи рюкзак и схватив мешки для мусора, выбегаю во двор, где собираются наши ребята, чтобы идти на озеро. Сегодня наш объект - Омчино.

****

Краткая справка для неместных читателей. Омчино - это озеро в черте города Луга Ленинградской области. Вода в нем чистая, так как пополняется за счет подземных родников. Каждое лето, если верить отцу, уже не один десяток лет мальчишки ловят на озере раков, а известно, что раки водятся только в чистой воде.

На Омчино живет пара лебедей, каждую весну они выводят своих «гадких утят»: когда плывешь на лодке, можно увидеть, как серенькие комочки, словно на белопарусных кораблях, катаются на спинах папы и мамы.

Если прийти купаться рано утром, то, кроме лебедей, с тобой рядом будут принимать водные процедуры выдры и бобры: смешно наблюдать, с каким удовольствием эти зверьки плавают на спине вдоль берега.

В наших сосновых лесах много растений, занесенных в Красную книгу. Но когда глядишь на берега Омчино, не кажется, что печеночница, купальница, ветреница, сон-трава, ландыши - редкие виды.

Да, Омчино - мое любимое озеро.

К сожалению, там, где появляется человек, он оставляет мусор. Красивая природа, песчаный пляж, чистая вода - что еще нужно, чтобы организовать веселый пикничок…

Ну вот и дошли: за разговорами путь показался коротким.

Какой-то поборник чистоты прибил к сосне табличку «Не будь свиньей - убери за собой!» Умно и поэтично!... до тошноты. Я теряю сознание при виде крови, органически ощущаю боль растений с открытыми ранами стволов: огромный гвоздь, торчащий из фанеры с надписью, явно причинял нестерпимую боль, на коре выступили крупные капли смолы.

Вот оно, поле чудес! - вспомнился мне эпизод из детского фильма, когда Кот и Лиса привели Буратино на свалку в Стране дураков.

Мусорный ветер, дым из трубы - плач природы, крик сатаны, - процитировал Володя, руководитель волонтерского движения.

Серый взял пассатижи и выдернул гвоздь, я схватила садовую мастику и замазала образовавшуюся дыру. Все остальные молча надевали перчатки и распаковывали мешки.

Володя распределил нас по квадратам. Мне с Серым достался ближний пляж с кабинками. Урожай традиционный - окурки, фантики, пластик, средства гигиены, органика. А вот и нечто новое: на соснах и под ними развешены какие-то разноцветные тряпочки.

Сереж, а это что за Новый год?

Лен, неужели не узнаешь?

Класс! Это наши детские мечты, которые 1-го сентября улетели и обещали вернуться, воплотившись в жизнь.

А ты что думала: они в рай улетели? Иди собирай утраченные иллюзии!

Я думаю, надо сказать в школе, чтобы эту традицию отменили.

Вот и скажи, а лучше собери пластиковые бутылки, сделай из них поделки со своими подопечными из пятого класса, сфотографируй, назови проектом, отправь на конкурс, получи грамоту, вложи в портфолио, и.. . будет тебе счастье: пойдешь с таким портфолио в дворники, впрочем, как и я. Есть еще вариант: напиши сочинение о вреде воздушных шаров для экологии страны, пошли на конкурс, получи диплом, вложи в портфолио, и … тебя примут в 10 класс.

Меня и так примут, в отличие от некоторых, для которых каждая тройка как подарок судьбы.

Ну и кем же ты будешь?

Ну уж точно не дворником, - резко ответила я, вспомнив страшилку любого школьника «Не будешь учиться - пойдешь двор мести».

А я мечтаю стать дворником. « Встал поутру, умылся , привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету, » - сказал Экзюпери.

Который был летчиком.

Это все равно. В душе он - дворник, как мы все, в каждом из нас живет маленький принц. Пойдем кормить лебедей, смотри, сколько я нашел размокшего хлеба.

***

- «Уж ты где , жена , жена шаталася» ? - как обычно не совсем в тему пошутил папа. С его точки зрения «классика потому классика, что вечна, следовательно, любая цитата может быть использована практически в любой ситуации», - иди быстрей, а то Мишка уже заждался сказку на ночь.

Пять сек, только переоденусь и умоюсь!

***

Итак, дети мои или кто иной, сказка от папани для Ленуськи и Мишани.

Папа берет небольшую книгу: на обложке маленький мальчик спасает маленькую планету от баобабов.

Господи! Как я люблю эти сказки! Люблю всех, и плакать хочется, наверное, потому, что уходит детство.

- «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету...Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

Мишаня тихо посапывает, обвив ручонками папину жилистую руку. Кем он будет? Летчиком? Художником? В душе он - дворник, как мы все, в каждом из нас живет маленький принц…

Есть планеты Солнечной системы, есть планеты, находящиеся за пределами её. Все планеты разные, со своими особыми свойствами. Для нас самая лучшая – это планета Земля, на которой мы, люди, живем.

Земля — это «сцена» довольно компактных размеров, находящаяся в бесконечном космическом пространстве. Земля – большая труженица – она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Планета Земля – это наш общий дом. А дом следует содержать в чистоте и порядке. К сожалению, наш общий дом существенно загрязнен. Его необходимо привести в порядок.

Когда-то планета Земля была райским садом – роскошные леса, чистейшая вода в реках и озерах, которую можно было пить, удивительные животные, красивые степи, изысканные острова, гордые горы. А теперь даже на Эвересте есть мусор, не говоря уже о захламленных лесных территориях, замусоренном Мировом океане, откровенных свалках, разбросанных то здесь, то там.

Планета Земля уязвима, и мы должны это четко осознавать. Уничтожение флоры и фауны, сбросы химических отходов в реки, озера, организация мусорных свалок – это путь к экологической катастрофе. Сейчас под вопросом находится существование многих сообществ и биологических систем жизнеобеспечения на планете.

Нам, людям, дан разум. Мы можем осмыслить происходящее. Нам надо срочно исправить ситуацию — привести в порядок свою планету. Надеяться нам не на кого. Животные этого сделать не смогут. Ради чего мы должны это делать? Ради жизни на Земле, ради нынешнего и будущих поколений.

Серьезные намерения

Мы твердо намерены спасти планету от деградации, в том числе с помощью разработки рациональных моделей потребления и производства, грамотного использования природных ресурсов. Мы должны разъяснять, убеждать, доказывать, что наша планета – это не вместилище для мусора с вредными испарениями, а родной дом для людей.

Кто-то может сказать: «А что я один могу сделать?» И один в поле воин! Бездействие ни к чему не приведет. Грамм личного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений.

Реальные действия:

— Не выкидывать мусор, где попало. Показывать пример другим – место мусора в специально отведенных местах, а не около белоствольной березки, на берегу бирюзового моря или на детской площадке.

— Высаживать деревья, следить за ними – это правильно и нужно!

— Отвоевывать метр за метром территории, где организуются стихийные свалки.

— Проводить различные мероприятия, конкурсы, викторины на знание элементарных правил экологической культуры. Обучать экологической культуре других людей.

Чтобы добиться результата, понять самого себя и мир вокруг, необходим личный опыт. Всегда есть люди с большим желанием быть впереди планеты всей, неравнодушные, с большим желанием помочь родной природе. Сообща можно добиться того, к чему мы и стремимся – привести в порядок свою планету!

1 Экологический проект «Приведи планету в порядок»

Россия, г. Волгоград

МОУ детский сад №300

Воспитатель

Гулевская Елена Алексеевна

Экологический проект «Приведи планету в порядок»

Обоснование необходимости разработки проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Сегодня мы не в состоянии справиться с проблемами ухудшения экологии, т.к. система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Общество по-прежнему поддерживает тех, кто создает материальные ценности за счет разрушения окружающей природной среды. До тех пор, пока приоритет принадлежит ценности «полезного», «экономически целесообразного» и «научно рассчитанного» по сравнению с ценностью самого человеческого существования, преодолеть кризис не удастся никакими техническими, экономическими или юридическими средствами. Поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к природе, ее проблемам и потребностям, а также к здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи не только педагогов, но и родителей.

Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Вид проекта:

групповой, детско-родительский.

Тип проекта исследовательско-познавательный.

Проблемная задача: Загрязнение улиц города.

Участники, партнеры проекта : сотрудники ДОУ, дети подготовительной группы 11 человек, родители.

Сроки реализации проекта : краткосрочный (апрель-май)

Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своего края.

Задачи проекта:

  • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  • Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  • Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  • Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
  • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Проектный продукт:

  • Разработка плана проведения акции.
  • Издание книжки – самописки «Мир, в котором хочется жить!»
  • Участие в городском конкурсе детского творчества «Я люблю тебя, планета!» в районном конкурсе «Как прекрасен этот мир»
  • Выставка «Природа и творчество»
  • Презентация «Враг природе - это мусор!».
  • Изготовление экологической газеты-плаката
  • Выпуск листовок

Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной город Волгоград, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!

Принципы проекта

В основу проекта заложены пять принципов:

  • Уважения: у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка). Дети должны быть активными участниками проекта, а не только выполнять то, что разработали для них взрослые. Чем старше дети, тем активнее они участвуют в проекте. Необходимо отразить вопросы и идеи детей, обсудить с ними то, что вы планируете сделать, узнать их мнение на этот счет.
  • Переосмысление: люди начинают ценить то, что не ценили раньше (переоценка системы ценностей). Новый взгляд на свое поведение, поступки, на взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, на окружающую среду.
  • «Переиспользование»: старые вещи можно использовать по-новому. Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а значит, загрязнение окружающей среды.
  • Экономия: с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов).
  • Переработка: ненужные вещи снова станут кому-то полезными (сбор, утилизация, переработка отходов)

Девиз проекта: Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

Задача этапа : анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный : планирование и прогнозирование предстоящей работы.

Задачи этапа : экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, анкетирование родителей, привлечение их к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа : формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.

4 этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога

Формы работы по реализации проекта:

· наблюдения и экологические экскурсии; · создание презентации, слайд шоу; · познавательное чтение; · конкурсы и викторины, · продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; листовок; · выпуск экологический газеты, · инсценировки и театрализации; · экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. · эколого-познавательные праздники и развлечения. Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников непосредственно воспитательно-образовательного процесса в экологической акции, которая проходит через четыре этапа:

  • Экологическая тревога
  • Экологические знаки
  • Экологическая тропа
  • Экологическая газета
  • Итоговое мероприятие

Формы и методы работы с родителями:

  • Круглый стол «Воспитание доброты к природе»
  • Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы,
  • Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
  • Изготовление фотоальбомов.
  • Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
  • Участие родителей в субботниках.
  • Проведение совместных экологических экскурсий.
  • Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.

Акция «Как не любить нам эту Землю!» (апрель-май)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

Экологическая тревога. «Чистый дворик»

Решение проблемных ситуации: что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города?

Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели и другие.

Рисунки детей «Улицы нашего города».

Трудовой десант (субботник) по уборке территории дошкольного учреждения

- «Отходы как ресурс» (привлечение родителей к сбору пластиковых отходов).

Экологические знаки

Изготовление экологических знаков «Не сори!», «Соблюдай чистоту!»

Занятие с элементами театрализованной деятельности «День Земли»

Круглый стол "Воспитание доброты к природе"

Консультации:

«Вторая жизнь коробки»,

« Волшебные превращения проволоки».

Экологическая тропа

Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!».

Экологическая игра «Спаси планету»

Семейный конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»;

Семейный фотоальбом «Отдыхаем, не вредя!»

Экологическая газета- плакат

Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

Рисование экологического плаката к пословицам и поговоркам.

Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Родительское собрание совместно с детьми «Войди в природу другом!»

Выставка «Природа и творчество»

Литература

1.Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №3.

4.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

5.Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. - Москва, 2001.

6. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №2.

7. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

8.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.