Оценка успешности спортивной деятельности. Экспертная оценка успешности спортивной деятельности (на примере сложнокоординационных видов спорта) Для достижения спортивных результатов для

Различные виды спорта по способу определения соревновательного результата могут быть сгруппи­рованы в четыре группы:

1. Виды с объективно метрически измеряемым результатом.

2. Виды, в которых результат определяется ус­ловными единицами (баллами, очками), присуждае­мыми за исполнение обусловленной программы со­ревнований.

3. Виды, в которых спортивный результат оп­ределяется конечным эффектом или преимуществом в условных единицах (очках) за выполненные дей­ствия в вариативных ситуациях.

4. Комплексные виды спорта (Плато­нов, 1997).

К первой группе относятся виды спорта, в кото­рых спортивный результат измеряется по времени, расстоянию, массе снарядов, точности. Сюда входят:

виды спорта с относительно постоянными усло­виями соревнований: легкая атлетика, плавание, тя­желая атлетика, велосипедный спорт (трек), стрелков­ый спорт, конькобежный спорт и др.

Соревнования по перечисленным видам спорта проходят на стандартных спортивных аренах (ста­дионах, бассейнах, залах, тирах и т. д.) с отно­сительным постоянством внешних условий;

виды спорта с непостоянными условиями проведе­ния соревнований: лыжный, горнолыжный, парус­ный спорт, велосипедный (шоссе) и др. Отли­чительной характеристикой соревнований в этих видах спорта является изменчивость профиля трасс и условий, что предъявляет своеобразные требования к соревновательной деятельности, а значит, и под­готовленности спортсменов.

Особенность соревновательной деятельности спортсменов в данной группе видов спорта состоит в том, что спортсмен предварительно знает объек­тивный уровень своих результатов и результатов предстоящих соперников. Естественно, что знание (даже примерное) уровня результатов позволяет бо­лее определенно их планировать, выбирать тактику соревновательного поведения в процессе соревнова­тельной борьбы.

Вовторую группу входят виды спорта, в которых спортивный результат определяется судьями субъек­тивно в условных единицах по внешнему впечатле­нию о точности, сложности и красоте выполнен­ных спортивных упражнений. К этой группе отно­сятся:

Спортивная и художественная гимнастика, ак­робатика, прыжки в воду, синхронное плавание и др.;

Прыжки на лыжах с трамплина, фигурное катание на коньках и др.

В прыжках на лыжах с трамплина окончатель­ный результат зависит как от дальности полета, так и от оценки его красоты. В фигурном катании окончательный результат определяется как оценкой выполнения упражнений в баллах, так и суммой за­нятых спортсменом мест, присужденных судьями по общему впечатлению о выступлении спортсмена в отдельных видах соревнований.

Третья группа представлена следующими тремя подгруппами:

Виды спорта, в которых спортивный резуль­тат определяется достигнутым конечным эффектом за установленное правилами соревнований время, которое должно быть полностью исчерпано (фут­бол, хоккей, баскетбол, гандбол и др.);

Виды спорта, в которых, несмотря на лими­тированное правилами время соревновательного пое­динка (борьба, бокс, фехтование), возможно уско­ренное достижение победы в двух вариантах:

1) выполнение действия, которое дает так называ­емый “чистый” выигрыш: нокаут в боксе, “чистая” победа в борьбе; 2) достижение победы при выиг­рыше определенного количества очков раньше ис­течения обусловленного правилами лимита времени (фехтование);

Виды спорта, в которых победа определяется обусловленным конечным эффектом, но соревнова­ния не ограничены временем их проведения (теннис, настольный теннис, волейбол и др.).

Четвертая группа объединяет комплексные виды спорта - современное пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье и др.

Особенностью соревновательной деятельности в этих видах спорта является возможность компенсаторного взаимодействия и преимущественного влия­ния на конечный спортивный результат включен­ных в данный комплекс отдельных спортивных дисциплин.

Соревновательная деятельность в этих видах спорта требует учета как особенностей отдель­ной спортивной дисциплины, так и учета поло­жительных и отрицательных факторов, вытекаю­щих из своеобразия комплекса, индивидуальных преимуществ в том или ином спортивном уп­ражнении и др. Особенно специфическим в этом отношении является биатлон, соревнования в котором проходят не раздельно по видам спорта (гонка и стрельба), а одновременно, что усложня­ет соревновательную деятельность спортсмена.

Современный уровень результатов в спорте настолько высок, что для их достижения спортсменам необходимо обладать целым комплексом различных данных: соответствующим уровнем развития двигательных качеств, технической, тактической, игровой, функциональной, психологической, интегральной подготовленности, которые должны находиться на очень высоком уровне. Такое сочетание качеств даже при самом благоприятном построении процесса тренировки в различных сс циклах на всех этапах многолетней подготовки, в соответствии веем принципам управления и контроля встречается крайне редко. Поэтому одной из центральных в системе подготовки спортсменов высшей квалификации является проблема спортивного отбора и ориентации.

Несмотря на многочисленные имеющиеся данные, проблема отбора и ориентации наиболее талантливых людей как самостоятельное направление находится в стадии постоянного поиска, совершенствования и дальнейших разработок. Научно обоснованные методы отбора «спортивных» детей в детско-юношеские спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров спорта международного класса. Система отбора и ориентации - сложный социальный механизм, который не только работает на спорт, но и тесным образом связан с другими сферами деятельности. Поэтому важно определить и раскрыть основные понятия данной проблемы.

В научной литературе (В.Г. Бауэр, О.А. Григорьев, Г.Р. Гостев, П.В. Квашук, А.А. Лотоненко, А.В. Лотоненко, Л.П. Матвеев, В.Г.

Никитушкин, В.П. Филин, Ж.К. Холодов и др.) спортивный отбор преимущественно рассматривается как:

  • - комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта);
  • - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (медико-биологических, психолого-педагогических, социологических и др.);

многолетний процесс, охватывающий все периоды спортивной подготовки и основанный на всестороннем изучении способностей спортсменов, создании благоприятных предпосылок для формирования этих способностей и позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта;

  • - система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей, подростков, девушек и юношей для специализации в определенном виде спорта;
  • - заблаговременное распознавание индивидуальной предрасположенности (задатки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо виде спорта, определением в зависимости от этого направленности спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортивного совершенствования;
  • - основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т.д. В практике спортивного отбора встречаются ситуации, когда назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности и включает в себя три этапа: определение специфики требований, которые предъявит будущая спортивная деятельность, прогнозирование возможностей конкретных кандидатов и принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т.д.

Большое разнообразие видов спорта, с одной стороны, расширяет возможности человека к самореализации и достижению высокого мастерства в одном из видов спортивной деятельности; с другой, - возникает проблема выявления его предрасположенности к достижениям в том или ином виде спорта.

Д. Харре утверждает, что очень полезно для большого спорта и для индивидуального роста достижений, чтобы каждый юный спортсмен тренировался именно в том виде спорта, к которому он наиболее пригоден, и чтобы тренеры получали для большого спорта преимущественно таких спортсменов, которые обнаруживают наилучшие потенции развития.

Обеспечение выбора для каждого занимающегося наиболее перспективного вида спортивной деятельности - это главная задача спортивной ориентации или, как отмечает Л.П. Матвеев, формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью.

Спортивная ориентация - система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Ю.Д. Железняк говорит о том, что спортивная ориентация прежде всего связана с задачами массовых форм физкультурноспортивной работы с различными слоями населения. Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации способствует более эффективной работе по спортивному отбору. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе - человека для конкретного вида спорта.

Л.П. Матвеев обращает внимание на то, что закономерности оптимального построения спортивной подготовки обязывают в пределах стадии базовой подготовки обеспечить первичную спортивную ориентацию и выбор предмета углубленной спортивной специализации, направления и параметров последующей спортивной деятельности. Причем эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ, так как зависят от индивидуального возраста начала занятий спортом, особенностей содержания спортивной тренировки, характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спортсмена и т.д.

Считается, что с начала систематической спортивной деятельности в детском и подростковом возрасте во многих случаях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближении корректно определить целесообразное направление спортивной специализации и спрогнозировать спортивные перспективы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подлежит более или менее существенным коррекциям, особенно когда в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нужно будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достижений либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта (Л.П. Матвеев).

Выбор человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.

Очевидно, что рассматривая проблемы спортивной ориентации и спортивного отбора, многие специалисты выходят на такие понятия, как: «одаренность», «спортивная одаренность», «способности», «индивидуальная спортивная предрасположенность», «спортивная пригодность», «спортивная селекция» и ряд других. Рассмотрим их более подробно.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей (А.Ю. Коджаспиров). Такая многозначность и определенное разночтение термина в научной литературе указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека.

При этом выраженность одаренности различна и определяется двумя показателями, мерой выраженности отдельных способностей, входящих в систему деятельности, и мерой интегрированности отдельных способностей в деятельности (В.Д. Шадриков).

Л.В. Волков рассматривает одаренность как наивысшие формы проявления способностей, сочетание которых обусловливает наивысший уровень деятельности. Именно поэтому В.Н. Платонов представляет спортивный отбор как процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достигнуть высоких результатов в конкретном виде спорта.

Однако сам поиск и даже выявление способных и одаренных детей и подростков еще ничего не значат. Все дело в том, что уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости. Другая сторона этой проблемы состоит в том, что многие спортсмены, обладающие уникальными способностями и одаренностью, ушли или уходят из спорта, в значительной мере не раскрыв своих возможностей и таланта из-за того, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуальных психических особенностей, функциональных и адаптационных резервов (В.Н. Платонов).

Большинство исследователей придерживаются многофакторной модели одаренности, когда высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения (В.Д. Шадриков).

Спортивная одаренность - сочетание врожденных задатков и способностей, обеспечивающих высокие достижения в спорте; динамическая система, обладающая определенной структурой со множеством взаимосвязанных компонентов. При этом признаки одаренности, по которым мы судим о ребенке, могут быть кратковременными, т.е. относящимися преимущественно к данной поре жизни и нс свидетельствующими об устойчивых индивидуальных особенностях (свойствах), а могут быть и долговременными, т.е. выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений (Н.С. Дсй- тос).

В настоящее время одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, в том числе спортивной. Ее следует рассматривать как достижение и как возможность достижения. При этом нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Исследования показали, что в структуре спортивной одаренности наиболее значимы воздействия биологических признаков (в основном генетически обусловленных) с возрастными и половыми отличиями (Л.В. Волков).

Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности, однако значимые или выдающиеся достижения невозможны без высокого развития способностей.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности (А.Ю. Коджаспиров). В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта). Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Особенно актуальным является вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них по мере формирования и развития организма двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к определенным видам двигательной деятельности.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды их ускоренного и замедленного развития. Это отражает различие в темпах приближения к зрелости. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой путь развития является более перспективным, так как несколько затянутое созревание обеспечивает более плавный переход к зрелости, отсутствие ранних высоких достижений еще не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.

В.Г. Никитушкин приводит данные, отражающие сложность процесса писка людей, имеющих все возможные задатки к выдающимся спортивным достижениям. Так установлено, что вероятность выявления рослого и одновременно быстрого юноши равна одному из 100 тыс. обследованных. Если к нему же предъявить еще и требования выносливости, ловкости, то отыскать такого юношу можно лишь одного из миллиона его сверстников. Подсчитано, что участвующие в Олимпийских играх спортсмены составляют один на миллион от всего числа занимающихся спортом в мире.

Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными и обеспечат высокую результативность в другом. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или ipynne видов спорта, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.

Индивидуальная спортивная предрасположенность - комплекс индивидуальных свойств, определенные предпосылки (задатки, способности, одаренность) к прогрессированию в том или ином виде спорта (Л.П. Матвеев). Специалисты обращают внимание на то, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достижениям, используя какую-либо одну процедуру (тестирование, измерение роста и массы и т.п.) за короткое время невозможно по двум основным причинам:

  • 1) спортивная предрасположенность - многосложный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и личностно- психи-ческих), ряд которых созревает и проявляется нс одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности;
  • 2) индивидуальные возможности спортивных достижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей индивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни.

Теория и практика спорта свидетельствуют о том, что индивидуальную спортивную предрасположенность во многом предопределяют типологические особенности и основные свойства нервной системы человека, так как именно они обусловливают развитие физических и двигательных способностей (Л.В. Волков).

Спортивная пригодность - задатки вообще - без оценки их степени, или уровня. Кроме того, «пригодность» включает и некоторые приобретенные или развитые свойства. Регулярное участие в тренировке - важнейшее условие для диагностики спортивной пригодности. Такая исходная теоретическая позиция не исключает возможности установить спортивную пригодность молодого человека по той или иной черте, обусловливающей способность к достижениям, и без предшествующей тренировки (например, антропометрические данные или тип темперамента). Но обнаружить, пригоден ли юный спортсмен для тренировки в данном виде спорта.

можно лишь тогда, когда он тренируется (Д. Харре). Таким образом, тот, кто хочет найти способных юных спортсменов, должен прежде всего организовать тренировку для возможно большего числа детей и подростков.

Индивидуальные различия - анатомо-морфологические и психологические особенности, обусловленные генотипом индивида и проявляющиеся в соответствии с законами наследственности и под влиянием внешней среды. С проблемой индивидуальных различий, индивидуальных темпов биологического созревания (биологический возраст), соматического типа ребенка и варианта его развития тесно связана проблема спортивных способностей, их развития в процессе спортивной тренировки. Поэтому спортивный отбор носит до некоторой степени условный характер.

Доказано, что наиболее значимыми факторами, влияющими на спортивные результаты, которые необходимо учитывать при отборе, являются энергетические возможности, скоростно-силовыс и координационные качества, наследуемые способности, морфофункциональные особенности.

В настоящее время наука и практика спортивного отбора располагает достаточной информацией о влиянии морфологических, физиологических, психофизиологических и других признаков на результаты в различных видах спорта, а также данные о генетической основе многих параметров, обеспечивающих спортивные успехи (Л.В. Волков).

Из перечисленных факторов только наследуемые (генетически обусловленные) способности не подчиняются в целом организационному воздействию в процессе тренировки.

В числе показателей, определяющих индивидуальные различия, рассматривается соотношение паспортного и биологического возраста. Стремление тренера привлечь в спортивную секцию более развитых в среде сверстников детей (акселератов) чаще всего не оправданно. Дети с ускоренным биологическим развитием в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и, не добиваясь «быстрых» спортивных результатов, оставляют занятия спортом.

В этой связи О.А. Григорьев, А.В. Лотоненко и др. (2010) приводят очень интересные данные специальных исследований, которые показывают, что среди детей и подростков, рано выполняющих нормативы от I разряда до мастера спорта, более 50 % имеют признаки ускоренного полового созревания. При этом в числе спортсменов - мастеров спорта международного класса акселераты составляют менее 20 %. Мировая практика спорта высших достижений свидетельствует о том, что высшие достижения чаще показываю! спортсмены с поздним развитием и крайне редко - ранним.

Детским тренерам, реализующим задачу спортивного отбора в группы начальной подготовки, необходимо знать конкретные возрастные ориентиры определения скорости полового созревания у мальчиков и девочек (табл. 1).

Таблица 1

Возрастные ориентиры определения темпов биологического развития

Важно отметить и тот факт, что больших успехов на этапах спортивного совершенствования добиваются, как правило, дети с нормальным ходом биологического развития. У таких детей в возрасте 16-17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем организма, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или даже снижение морфофункциональных возможностей (О.А. Григорьев и др.).

Именно различия в индивидуальных особенностях спортсменов приводят к тому, что достижение определенных результатов к каждому из них приходит по-разному и в разное время, что в полной мере относится и к динамике прироста результата.

Не менее значимым для достижения максимально возможных спортивных результатов является рациональное проведение отборочных мероприятий на последующих этапах спортивной подготовки во всех видах спорта.

Спортивная селекция - система мероприятий, предусматривающих периодический отбор лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования (А.В. Лотоненко). При отборе спортсменов в сборные команды или их подготовки к участию в ответственных соревнованиях весьма актуальной становится задача определения состояния готовности спортсмена в период непосредственной подготовки к соревнованиям. Это продиктовано не только стремлением тренеров команды к коррекции нредсоревно- ватсльного этапа спортивной тренировки, но и желанием избежать ошибок при комплектовании команды. В связи с этим в различных видах спорта используются разнообразные тесты, с помощью которых тренеры оценивают оперативный уровень работоспособности кандидатов для участия в конкретных соревнованиях.

Свой оправданный смысл, по мнению Л.Г1. Матвеева, спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не «отбраковывает» никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать спортивные дерзания.

На каждом этапе многолетней подготовки существуют свои особенности спортивного отбора. Поэтому будущему тренеру важно изучить структуру, целевые установки и особенности этапов, методы и средства спортивного отбора с тем, чтобы максимально эффективно строить основу каждого этапа спортивной подготовки.

Их развития

Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы более подробно.

Рис. 28. Факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.



В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте – системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

– составом способностей к определенному виду спорта;

– объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

– какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

В этой связи спортивные достижения – это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других – с временным плато (стабилизацией), на третьих – с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).

Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой (рис. 29), впервые обоснованнои польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

Рис. 29. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижен

ий в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности, критерии их измерения и оценки зависят от целей и методики оценки результатов, особенностей вида спорта, наличия или отсутствия технических устройств регистрации спортивных достижений. Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования используются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех» и др. Наиболее широким среди данных понятий является понятие «спортивный результат». Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям (Л.П. Матвеев). Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумевается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которая в комплексе позволяет осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретно­го спортсмена (команды) исхода состязаний. Спортивные достижения - это не одно и то же, что спортивный результат. Хотя нередко эти понятия отождествляют, считая синонимами. Спортивное достижение означает, строго говоря, не каждый из результатов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в процессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые превосходят предыдущие. Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений в отдельных видах спорта на данный момент времени используется понятие «спортивный рекорд». Как известно, слово «рекорд» (от англ. слова record) означает высший показатель, достигнутый в какой-либо деятельности. В толковом словаре спортивных терминов (1993, с. 246) «спортивный рекорд» определяется как «наивысшее достижение (результат), показанное в отдельном виде соревнований в стандартных условиях». Различают рекорды мировые, олимпийские, региональные (континентальные) и т.д. Отдельно фиксируются рекорды для женщин и мужчин, девушек и юношей, мальчиков и девочек, а также для отдельных возрастных групп. Только в тех видах спорта, результаты в которых оцениваются точными единицами измерения времени, массы (веса), длины и т.д. - в велоси­педном спорте (трек), конькобежном спорте, легкой атлетике, плавании, стрелковом спорте, тяжелой атлетике, в гребном, парусном, лыжном и других видах спорта, в которых на результат соревнований влияет рельеф трассы, сила ветра, плотность воды, но и другие природные условия, спортивные рекорды официально не регистрируются. Однако, например, для конкретного гребного канала и дистанции могут регистрироваться наилучшие (неофициальные) результаты - рекорды дистанции. Это же относится и к координационно-сложным видам спорта (акробатика, фигурное катание, спортивная гимнастика и др.) Дело в том, что рост спортивного мастерства в них во многом зависит от сложности соревновательных программ и высокого класса их исполнения. К примеру, в акробатических прыжках лидирующее положение в престижных международных соревнованиях занимают, как правило, те спортсмены, которые выполняют прыжки высшей и рекордной сложности (В.Н. Курысь, 1991). Под упражнением высшей сложности понимаются прыжки со сложнейшей координацией движений, выполняемые ограниченным числом исполнителей, а под рекордным - еще более сложный прыжок, доступный только его автору. Показателями рекордности могут быть количество сальто, выполненных в одном прыжке, поворотов вокруг продольной оси, усложненная форма динамической осанки. М.В. Гришина (1986, с. 52), рассматривая спортивные результаты у фигуристов в произвольном катании с точки зрения «рекордных» (наивысших) показателей, пишет: «Если поставить вопрос, а можно ли говорить о «рекордах» в этом неизмерямом виде спорта, то ответ на него можно дать положительный». Своеобразным «рекордным» достижением с качественной стороны, по мнению М.В. Гришиной, являются многолетние выдающиеся спортивные результаты в парном катании Ирины Родниной - трехкратной чемпионки Олимпийских игр, десятикратной чемпионки мира и Европы. Что же касается количественных характеристик рекордов, то при оценке произвольных программ фигуристов одиночного катания могут быть использованы показатели технического мастерства: количество элементов, количество прыжков, их координационная сложность и др. Важной чертой результативности соревновательной деятельности, на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнованиях. В качестве спортивного успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или квалификационного норматива и т.д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязаний, выход в финал и др. Если конечный спортивный результат совпадает в какой-то мере с поставленной целью, такую соревновательную деятельность называют рациональной. Если же результат соревнований не совпадает с целью, деятельность можно назвать нерациональной. Проведение спортивных соревнований немыслимо, если невозможно определить и сравнить результаты их участников. Спортивные результаты измеряются и оцениваются при помощи определенных критериев (показателей). Разумеется, в зависимости от специфики соревновательной деятельности эти критерии будут иметь свои отличия. Таблица 22.1 Критерии, по которым определяются спортивные результаты


Признаки классификации Виды критериев
1. По способу измерения результатов Объективные, выраженные в физических единицах (преимущественно в системе СИ); субъективные, выраженные в безразмерных величинах (очки, баллы, ранги); смешанные
2. По способу сравнения результатов Популяционные, индивидуальные, должные
3. По применению для оценки готовности к высокому достижению Представительности, прогрессирования, стабильности, плотности и надежности результатов
4. По стадии определения Промежуточные (процессуальные) и конечные
5. По характеру достигнутого эффекта Внешние и внутренние
6. По количеству характеризуемых па­раметров при оценке Единичные и комплексные

2. Объективные, субъективныеи смешанные критерии спортивных результатов
Объективные критерии связаны с возможно независимым от оценивающих результатом замера некоторых его физических параметров. В частности, его измеряют в мерах пространства (высота и длина совершаемых прыжков, дальность бросков спортивных снарядов и т.д.), времени, затрачиваемом на выполнение соревновательного упражнения (в беге, плавании, гребле, беге на коньках, велогонках и т.д.), веса перемещаемого предмета (в тяжелой атлетике). Для измерения спортивных результатов в подобных случаях используют технические средства, помогающие судьям достаточно точно определить результат каждого участника состязаний.
Субъективные критерии отличаются большой зависимостью оценки результата от впечатлений, складывающихся у спортивных судей по ходу выполнения спортивного упражнениям. Предметом измерения в этом случае является качество исполнения упражнения.
В основе таких критериев лежат осуществляемые спортивными судьями процедуры по сопоставлению своих восприятий, которые возникают у них по ходу и в конце наблюдений за исполнением соревновательных действий, с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры под влиянием своего опыта и исходя из требований, оговоренных в правилах соревнований) с последующей фиксацией допущенных участником соревнований отклонений, нарушений и определением, в зависимости от этого, той или иной результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах, в очках).
Таким способом оценивают результаты в координационно сложных видах спорта, в которых особое значение придается технике, эстетичности, сложности, оригинальности, композиционности исполнения соревновательного упражнения (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.). Оценки спортивного результата при такого рода критериях во многом зависят не только от исполнительского мастерства участников соревнований, но и от объективизации судейства.
В настоящее время в видах спорта с субъективной оценкой спортивных результатов судейство представляет собой одну из острых и сложных проблем. Она включает многие важные вопросы: разработку количественных методов оценки результатов; подготовку судей и по возможности согласование их мнений до начала соревнований; комплектование судейских бригад, контроль за работой судей, использование технических средств и др.
Смешанные критерии спортивного результата сочетают в себе объективизированные и субъективные способы его оценивания. Так, например, в прыжках на лыжах с трамплина окончательный спортивный результат складывается из очков, полученных спортсменом за длину прыжка и за технику его выполнения, которая оценивается судьями по качеству исполнения отдельных фаз прыжка от старта до остановки и общего зрительного впечатления за прыжок в целом.
В игровых видах спорта (хоккее с шайбой, баскетболе, футболе и др.) результативность отдельных эпизодов и общего исхода соревнований объективизирована количественной оценкой показателей так называемой финальной или целевой точности действий (попадание мячом, шайбой либо иным игровым предметом в условную мишень - ворота, баскетбольную корзину и т.п.). Наряду с этим исход игровых эпизодов и всей игры в целом оценивается спортивными судьями в немалой зависимости от субъективных свойств их восприятий и оценочных суждений.
При определении исхода спортивного поединка во время состязания в спортивных единоборствах оценочные заключения арбитров в известной мере объективизируется путем учета поддающихся относительно четкому наблюдению конкретных физических признаков результативности атакующих и оборонительных действий, выполняемых соперниками по ходу контактного противоборства (общее число «действенных» ударов, нокдаун и нокаут в боксе, «уколы» в фехтовании, касание лопатками ковра или про­ведение болевого приема в борьбе и т.д.).
3. Популяционные, индивидуальные и должные критерии
Критерии данных видов позволяют сравнивать достижения спортсменов на основе определенных нормативных показателей.
Популяционные критерии основаны на сравнении показанного спортивного результата или связанного с ним показателя с аналогичными характеристиками большой группы людей (генеральной совокупности). Значимым массивом генеральной совокупности результатов являются, например, мировые, а также составленные для других уровней классификационные списки - «десятки», «сотни» лучших результатов мира, Европы, страны за тот или иной спортивный сезон или за всю историю спорта.
Один из главных массивов генеральной совокупности - результаты участников Олимпийских игр. Поскольку на смену представлениям об уровне спортивных результатов в отдельных видах спорта приходят представления об уровнях результатов, которые можно понимать как генеральные уровни, возникает проблема сравнимости достижений в различных видах спорта.
Разработаны критерии этой сравнимости при оценке достижений (А.Н. Петросян, 1981). Так принимаются за адекватные уровни мировых, европейских, всероссийских рекордов и на этой основе вырабатываются квалификационные показатели различного рода, и в первую очередь Единой всероссийской спортивной классификации. Вместе с тем с проблемой сравнимости достижений в различных видах спорта тесно связана и проблема обоснования систем зачета или неофициального подсчета на комплексных спортивных соревнованиях, например Олимпийских играх.
Следует иметь в виду, что на состояние и оценку генеральной совокупности спортивных результатов влияет наблюдающийся в ней процесс «старения» результатов, утраты ими спортивно-технической ценности. По мнению B.C. Родиченко (1978), введение понятия «генеральная совокупность спортивных результатов» позволяет более достоверно, чем прежде, анализировать спортивные результаты как в отношении тенденций их роста, так и с позиций спортивной информации, тесно связанной с генеральной совокупностью.
Индивидуальные критерии имеют в своей основе сравнение показанного результата с тем достижением, которое данный спортсмен показал ранее. Они имеют исключительное значение для оценки динамики состояния спортивной формы и для индивидуализации процесса управления ее развитием.
Должные критерии устанавливают степень соответствия уровня спортивных достижений запросам практики. Здесь, в зависимости от поставленных целей, квалификации конкурентов, уровня подготовленности спортсмена, ранга и условий состязаний, промежутка времени до ответственных стартов, устанавливается «верхняя» и «нижняя» границы значений спортивных результатов, которые и выступают в качестве должной нормы. Если спортсмен или команда демонстрируют результаты в установленном диапазоне, тогда их выступление в соревнованиях признается успешным.
Существуют различные способы расчета должных результатов. Расчет должных результатов широко используется при разработке модельных характеристик спортсменов с целью отбора, ориентации и прогнозирования выступления спортсменов в соревнованиях, управления тренировочным процессом.

ЛЕКЦИЯ 5

ОЦЕНКА СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ТЕСТОВ

Оценка - это унифицированная мера успеха в каком-либо задании, в частности - в тесте.

Оцениванием называется процесс определения (расчета) оценок.

Необходимость оценивания вызвана, во-первых, тем, что показанные в ходе соревнований или при тестировании результаты выражаются в разных единицах измерения (время - в с; сила - в кГ или Н; ЧСС - в уд/мин; МПК - в мл/кг∙мин и т. д.); во вторых, сами по себе результаты не указывают, какова подготовленность или состояние спортсмена (для одних результат в прыжке вверх с места 50 см может рассматриваться как очень хороший, для других - плохой). Чтобы обеспечить единый подход к определению успеха в разных испытаниях, результаты представляются в виде оценок.

1. Процедура оценивания

В общем виде процедура оценивания спортивных результатов и тестов протекает в несколько этапов. Последовательность действий при оценивании представлена на рис. 1. Собственно к оцениванию относятся последние два этапа. В некоторых случаях отдельные этапы сливаются.

Рис. 1. Последовательность действий при оценивании спортивных результатов и тестов

При оценке спортивных результатов первый этап (измерение) может осуществляться тремя способами:

  1. Измерением физических величин (времени бега, дальности прыжка и других величин, то есть по метрологической связи с внешней средой). Такие измерения производятся с помощью технических средств и являются в принципе объективными.
  2. По свершившемуся факту (забитому голу, засчитанному удару в боксе, уколу в фехтовании и т. д.). Имеющий место объективный факт фиксируется судьей субъективно. Например, в тяжелой атлетике поднятый вес засчитывается судьями только при полном разгибании рук и соблюдении других условий.
  3. Посредством экспертной оценки с использованием методов квалиметрии (в технико-эстетических видах спорта). Баллы за выступление выставляются судьями субъективно.

В процессе оценивания имеют место различные виды оценок, специальные шкалы и нормы, соответствующие требованиям пригодности (рис. 2).

Рис. 2. Основные элементы системы оценки спортивных результатов и тестов

Оценки спортивных результатов и тестов относятся к квалификационным оценкам. Кроме них существуют учебные оценки, выставляемые ученикам в ходе учебного процесса.

2. Виды и шкалы оценок

Виды оценок подразделяются в зависимости от способа их выражения. Это могут быть качественные характеристики («отлично - хорошо - удовлетворительно - плохо» или «зачет - незачет»), отметки (от «единицы» до «пятерки»), очки (в легкоатлетическом десятиборье, современном пятиборье, при неофициальном подсчете очков на Олимпийских играх), баллы (при тестировании физической подготовленности, по результатам выступления в акробатике, спортивных танцах и т. д.), спортивные разряды и звания (присваиваются на основе Единой всероссийской спортивной классификации).

Шкалой оценок называется закон преобразования спортивных результатов и результатов тестов в очки или баллы. Не следует путать шкалы оценок со шкалами измерений (лекция 2). Шкала оценок может быть задана в виде формулы, таблицы или графика. В спорте и физическом воспитании используется четыре типа шкал: пропорциональная, прогрессирующая, регрессирующая, сигмовидная (S-образная) (рис. 3).

Рис. 3. Типы шкал оценок

Пропорциональная шкала характеризуется тем, что равные приросты результатов поощряются равными приростами в баллах. Эта шкала используется при подсчете очков в современном пятиборье, конькобежном спорте, биатлоне и других видах спорта. Пропорциональная шкала лежит в основе так называемой стандартной шкалы, масштабом в которой служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение.

Прогрессирующая шкала отличается тем, что чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение. Разрядные нормативы во многих видах спорта (беговых и прыжковых дисциплинах легкой атлетики, плавании, тяжелой атлетике и др.) разработаны на основе прогрессирующей шкалы.

Регрессирующая шкала предполагает, что чем выше абсолютный прирост результата, тем меньше прибавка в оценке. Шкала такого типа предназначена, в основном, для стимулирования отстающих видов в отдельных многоборьях.

Сигмовидная шкала характеризуется тем, что выше всего оцениваются приросты результатов в средней зоне, а улучшение очень низких или очень высоких результатов поощряется незначительно. В спорте такая шкала не используется, но находит применение при оценке физической подготовленности (например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США).

В практике оценивания спортивных достижений существуют и другие шкалы. В частности, это - перцентильная шкала, относящаяся к сигмовидным шкалам, и шкала выбранных точек.

Перцентильная шкала построена таким образом, что каждый спортсмен из группы получает за свой результат столько очков, сколько процентов участников он опередил. Интервал этой шкалы (1% всех оцениваемых) называется перцентилем. Перцентильная шкала наиболее пригодна для оценки результатов больших групп спортсменов.

Шкала выбранных точек называется так, потому что в качестве одной точки в ней берется какой-нибудь высокий результат (например, мировой рекорд), приравненный, скажем, к 1000 очкам. В качестве другой точки берется среднее достижение группы слабо подготовленных лиц, приравненное, скажем, к 100 очкам. Эти две точки однозначно определяют прямую линию.

При выборе для оценки спортивных результатов и тестов тех или иных шкал и их масштаба следует руководствоваться следующими соображениями:

  1. Результаты, соответствующие одинаковым разрядам в разных видах спорта, должны достигаться примерно за равное время.
  2. Одинаковые квалификационные нормы в разных видах спорта должны выполняться при равных объемах нагрузок.
  3. Соотношение между количеством спортсменов, выполнивших разрядные нормы в разных видах спорта, должно быть равным.

Если спортсмены проходят испытания по комплексу (батарее) тестов, то итоговая оценка по всему комплексу выводится двумя способами:

  1. Суммируются очки, полученные по отдельным тестам, входящим в комплекс.
  2. Очки по отдельным тестам сначала умножаются на коэффициенты («веса»), различные для каждого теста, а уже потом складываются. Такая оценка называется взвешенной. Для более значимых тестов «веса» делаются высокими.

Часто результаты комплексного тестирования представляют в графической форме - в виде «профиля» физической подготовленности или физического развития спортсмена. Линии на графиках наглядно отражают сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена.

3. Нормы как основа классификации

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсменов.

Есть официальные и неофициальные нормы. Официальными являются разрядные нормы Единой всероссийской спортивной классификации, нормы физической подготовленности студентов вузов и др. Неофициальные нормы устанавливаются тренерами и преподавателями для классификации спортсменов и занимающихся физической культурой по каким-либо качествам.

Существует три вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные.

Сопоставительные нормы устанавливаются путем сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Для определения таких норм выбирается совокупность людей (например, студенты технических вузов Санкт-Петербурга), и устанавливаются их достижения в комплексе тестов. Затем находится средний для данной совокупности результат и стандартное отклонение S . Значения с отклонением от среднего в пределах ±0,5S принимаются за среднюю норму, а остальные значения в зависимости от отклонения - за очень низкую, низкую, высокую и очень высокую норму. Например, результат с отклонением от среднего +2S соответствует очень высокой норме.

Вариантом сопоставительных норм являются получившие широкое распространение возрастные нормы. Эти нормы определяются по результатам тестирования различных возрастных групп. Типичным примером возрастных норм служат нормы комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Необходимость определения индивидуальных норм вызвана тем, что почти одинаковые результаты в соревнованиях могут показывать люди, резко отличающиеся по антропометрическим данным, уровню физической работоспособности. В этом случае ориентироваться на сопоставительные нормы нельзя. За среднюю индивидуальную норму можно принять показатели тестов, соответствующие среднему результату спортсмена в соревновательном упражнении. Особое значение индивидуальные нормы имеют для текущего педагогического контроля.

Должные нормы разрабатываются с учетом того, что должен уметь делать человек, как он должен быть физически развит, чтобы успешно справляться с задачами, которые предъявляют ему условия жизни, профессия, занятия спортом, необходимость подготовки к защите Родины. Должные нормы часто опережают действительные показатели.

4. Пригодность норм

Пригодность норм заключается в том, что они составляются для определенной группы людей и подходят только для этой группы. Например, нормы, предложенные на основе обследования городского населения, нельзя механически переносить на сельских жителей.

Пригодность норм характеризуется релевантностью, репрезентативностью и современностью.

Релевантность (англ. relevant - уместный) - это пригодность норм только для той совокупности людей, для которой они разработаны.

Репрезентативность (франц. representatif - представительный) - это пригодность норм для оценки всех людей из генеральной совокупности. Нормы репрезентативны, если они устанавливаются посредством обследования типичной выборки из всей группы (генеральной совокупности), для которой они вводятся.

Современность - это пригодность норм для оценки людей на данный момент времени. Спортивные результаты и результаты тестов постоянно растут, и пользоваться нормами, установленными много лет назад, не следует, хотя в свое время они отражали средний уровень физического развития человека. Нормы необходимо периодически пересматривать.

Примером оценивания, включающего в себя все этапы по схеме, приведенной на рис. 5, может служить выставление оценки при получении зачета по физической культуре студентами вузов. При этом для оценки общей физической подготовленности юношей используются следующие обязательные тесты: бег на 100 м, бег на 3000 м, подтягивание на перекладине. Результаты тестов определяются посредством измерения по шкале отношений соответственно времени бега и числа подтягиваний. Далее производится промежуточная оценка: по таблицам, разработанным на основе пропорциональной шкалы оценок, результаты каждого теста переводятся в баллы (результат в беге на 100 м, равный 13,2 с, соответствует 5 баллам; 13,6 с - 4 баллам и т. д.). Итоговое оценивание заключается в том, что баллы по всем тестам складываются, сумма делится на три (находится средний балл), и полученный результат сравнивается с имеющимися сопоставительными нормами (интервал 1,0 - 2,9 соответствует итоговой оценке «удовлетворительно»; 3,0 - 3,5 - «хорошо»; более 3,5 - «отлично»).

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие этапы включает в себя процедура оценивания спортивных результатов и тестов?
  2. Какие существуют виды оценок?
  3. Какие существуют шкалы оценок, и в каких случаях они используются?
  4. Как производится итоговая оценка при комплексном тестировании?
  5. Что называется нормой в спортивной метрологии, и какие существуют виды норм?
  6. В чем заключается пригодность норм, и чем она характеризуется?