К симонов сын артиллериста конспект. Сын артиллериста план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему


А у майора Петрова Был Лёнька, любимый сын, Без матери, при казарме, Рос мальчишка один. И если Петров в отъезде,- Бывало, вместо отца Друг его оставался Для этого сорванца. Вызовет Деев Лёньку: -А ну, поедем гулять: Сыну артиллериста Пора к коню привыкать!- С Лёнькой вдвоём поедет В рысь, а потом в карьер. Бывало, Лёнька спасует, Взять не может барьер, Свалится и захнычет.




Прошло ещё два-три года, И в стороны унесло Деева и Петрова Военное ремесло. Уехал Деев на Север И даже адрес забыл. Увидеться – это б здорово! А писем он не любил. Но оттого, должно быть, Что сам уж детей не ждал, О Лёньке с какой-то грустью Часто он вспоминал.


Десять лет пролетело. Кончилась тишина, Громом загрохотала Над Родиною война. Деев дрался на Севере; В полярной глуши своей Иногда по газетам Искал имена друзей. Однажды нашел Петрова: «Значит, жив и здоров!» В газете его хвалили, На Юге дрался Петров. Потом, приехавши с Юга, Кто-то сказал ему, Что Петров, Николай Егорыч, Геройски погиб в Крыму. Деев вынул газету, Спросил: «Какого числа?»- И с грустью понял, что почта Сюда слишком долго шла.


А вскоре в один из пасмурных Северных вечеров К Дееву в полк назначен Был лейтенант Петров. Деев сидел над картой При двух чадящих свечах. Вошел высокий военный, Косая сажень в плечах. В первые две минуты Майор его не узнал. Лишь басок лейтенанта О чем-то напоминал. -А ну, повернитесь к свету,- И свечку к нему поднес. Все те же детские губы, Тот же курносый нос. А что усы – так это Сбрить! – и весь разговор. Лёнька?- Так точно, Лёнька, Он самый, товарищ майор!.


Значит, окончил школу, Будем вместе служить. Жаль, до такого счастья Отцу не пришлось дожить.- У Лёньки в глазах блеснула Непрошенная слеза. Он, скрипнув зубами, молча Отер рукавом глаза. И снова пришлось майору Как в детстве, ему сказать: Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.


А через две недели Шёл в скалах тяжелый бой, Чтоб выручить всех, обязан Кто-то рискнуть собой. Майор к себе вызвал Лёньку, Взглянул на него в упор. -По вашему приказанью Явился, товарищ майор. -Ну что ж, хорошо, что явился. Оставь документы мне. Пойдешь один, без радиста, Рация на спине.


И через фронт, по скалам, Ночью в немецкий тыл Пройдешь по такой тропинке, Где никто не ходил. Будешь оттуда по радио Вести огонь батарей. Ясно?- Так точно, ясно. -Ну, так иди скорей. Нет, погоди немножко.- Майор на секунду встал, Как в детстве, двумя руками Лёньку к себе прижал.- Идешь на такое дело, Что трудно прийти назад. Как командир, тебя я Туда посылать не рад. Но как отец… Ответь мне: Отец я тебе иль нет? -Отец, - сказал ему Лёнька И обнял его в ответ.


Так вот, как отец, раз вышло На жизнь и на смерть воевать, Отцовский мой долг и право Сыном своим рисковать, Раньше других я должен Сына вперед посылать. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.












Всю ночь, шагая как маятник, Глаз майор не смыкал, Пока по радио утром Донеся первый сигнал: -Все в порядке. Добрался. Немцы левей меня, Координаты три, десять, Дайте скорее огня! Орудия зарядили, Майор рассчитал всё сам, И с рёвом первые залпы Ударили по горам. И снова сигнал по радио: -Немцы правей меня, Координаты пять, десять, Скорее ещё огня!


Летели земля и скалы, Столбом поднимался дым, Казалось, теперь оттуда Никто не уйдет живым. Третий сигнал по радио: Немцы вокруг меня, Бейте четыре, десять, Не жалейте огня! Майор побледнел, услышав: Четыре, десять – как раз То место, где его Лёнька Должен сидеть сейчас. Но, не подавши виду, Забыв, что он был отцом, Майор продолжал командовать Со спокойным лицом: «Огонь!» - летели снаряды. «Огонь!» - заряжай скорей! По квадрату четыре, десять Било шесть батарей. Радио час молчало, Потом донесся сигнал: -Молчал: оглушило взрывом. Бейте, как я сказал. Я верю, свои снаряды Не могут тронуть меня. Немцы бегут, нажмите, Дайте море огня!


И на командном пункте, Приняв последний сигнал, Майор в оглохшее радио, Не выдержав, закричал: -Ты слышишь меня, я верю: Смертью таких не взять. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Никто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была. Всюду валялись трупы, Раненый, но живой Был найден в ущелье Лёнька С обвязанной головой. Когда размотали повязку, Что наспех он завязал, Майор поглядел на Лёньку И вдруг его не узнал: Был он как будто прежний, Спокойный и молодой, Всё те же глаза мальчишки, Но только… совсем седой.




Вот такая история Про славные эти дела На полуострове Среднем Рассказана мне была. А вверху, над горами, Всё так же плыла луна, Близко грохали взрывы, Продолжалась война. Трещал телефон, и, волнуясь, Командир по землянке ходил, И кто-то так же, как Лёнька, Шёл к немцам сегодня в тыл год

ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»

Открытый урок по чтению

в 7 классе

«К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Подготовила:

учитель русского языка

Осипова Людмила Александровна

Саранск, 2017

Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.

Задачи:

Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

Развитие связной устной речи учащихся;

Развитие чувства уверенности в себе;

Развитие мышления и воображения;

Развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;

Развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать интерес к чтению;

Воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.

Оздоровительные.

Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.

Ход урока

Эпиграф:

Что такое война? Это - мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин,

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!

I . Орг. Момент.

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».

Ребята, какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, тожественности; призыв к защите Родины и т.д.).

Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (70-летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).

Что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая эта была война для нашего народа? (освободительная)

Кто победил в этой войне?

Что несет с собою война? (война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние, сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т.д.).

II . Коммуникативный этап.

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, и в живописи, т.к. в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

«Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломавших хребет фашизму и принесших свободу».

О войне писал свои стихи и К.М. Симонов.

Послушайте его стихи в исполнении учащихся:

Суринов Саша: «Жди меня и я вернусь».

Суринов Костя: «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

Запишите число и тему урока.

III . Повторение.

Ребята, вспомните биографию К.М. Симонова. (Ученик кратко рассказывает биографию К.М. Симонова).

Главной темой творчества К.М. Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты, ушел на фронт. За 4 года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».

Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжелые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя.

Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, прославил К.М. Симонов в стихотворении «Сын артиллериста».

Послушайте стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора.

Какое настроение создало стихотворение?

Какое впечатление оно произвело на вас?

Какова тема этого стихотворения?

Кто главный герой стихотворения?

Прочитайте строки, рассказывающие о детстве Леньки (с. 215).

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Выразительно прочитайте поговорку майора (с. 216).

С какой целью майор ее произносит?

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

Объясните поговорку.

Как звучит эта поговорка?

(Как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремиться поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что все начинается с малого, что на пути у Леньки встретится еще немало барьеров (препятствий) и что нужно учиться их преодолевать).

На сколько лет жизнь разлучила Леньку с Деевым? (на 10 лет)

Что обусловило их встречу? (война)

Как произошла эта встреча? (с. 216)

Зачитайте.

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

Какова реакция Леньки на слова майора:

«Жаль до такого счастья

Отцу не пришлось дожить»

Прочитайте поговорку майора (с. 217).

Как она звучит в этой ситуации? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

IV. Основная часть.

Сегодня мы познакомимся со 2 частью поэмы К.М. Симонова «Сын артиллериста».

Словарная работа.

Чтение 2 главы учителем.

Физминутка

V . Закрепление.

Чтение стихотворения «по цепочке».

Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка).

«Шел в скалах тяжелый бой».

Почему майор Деев поручил опасное задание именно приемному сыну? (Майор знал Леньку как самого себя, и поэтому уж, если он сам не мог пойти, то пойдет Ленька - самый близкий и дорогой ему человек).

«Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать» (с. 219).

А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Ленька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен был послать именно его).

Как вы считаете, майор Деев понимал, что Ленька может погибнуть? (Да)

И все-таки посылает его.

Как это характеризует Деева?

О чем говорит такой поступок?

(По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Леньку на такое ответственное и опасное задание, Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

Прочитайте поговорку (с. 219).

Что переживал Деев, посылая сына в тыл врага?

«Всю ночь, шагая, как маятник,

Глаз майор не смыкал,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (с. 219)

А почему майор Деев так уверен в Леньке? (Деев сам воспитывал в Леньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

Скажите, страшно было Леньке? (Да)

Какой же подвиг совершил Ленька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

Какими качествами должен обладать такой человек? (Мужеством, силой воли и твердостью духа).

Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имел право повторить пословицу майора Деева? (Он совершил подвиг).

Что помогло Леньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Леньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же, Леньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные. Они сделали все, чтобы Ленька вырос отважным воином).

Сотни тысяч советских людей также смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг.

Ребята, прочитайте пословицы.

1. Друг за друга стой и выиграешь бой.

2. За родной край и жизнь отдай.

3. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

О чем эти пословицы? (О Родине, о героизме, о патриотизме).

Какие еще пословицы на эти темы вы знаете?

Подходят эти пословицы к стихотворению «Сын артиллериста»?

Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.

VI . Домашнее задание. Стр. 218-222.

VII . Итог урока.

Как называется стихотворение, которое изучали сегодня на уроке?

Какова главная мысль этого произведения? (Героизм народа во время ВОВ)

Как вы думаете, в наше время есть место подвигу?

Стихотворение читает учитель:

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою, а кто за подвиг трудовой

В своем родном краю.

Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.

Звучит песня «День победы».

Награждение участников.

Урок чтения в7 классе адаптированной школы
Тема урока:
Стихотворение К. М. Симонова «Сын артиллериста» 1 часть
Тип урока: Сообщение новых знаний + презентация
Вид урока: комбинированный, интегрированный
Метод урока: словесный, наглядный, поисковый
Формы работы: коллективная, индивидуальная, творческая
Принципы урока: принцип доступности, научности, логичности и наглядности
Цели урока:
Образовательные:
­познакомить учащихся с биографией К. Симонова;
­познакомить учащихся с новым художественным произведением;
­расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
­активизировать познавательную деятельность учащихся путём интеграции
учебного материала и подготовить учащихся к успешному усвоению
последующего материала по теме;
­вывести фактические знания учащихся на уровень причинно – следственных
связей и обобщений.
Коррекционно­развивающие:
­коррекция и развитие связной устной речи через правильную формулировку
ответов на вопросы, через умение давать характеристику герою произведения;
­развивать навыки самостоятельного анализа произведения;
­коррекция и развитие личностных качеств учащихся через формирование
умения выражать свои чувства по отношению к героям произведения;
­развитие выразительности чтения, логики, мышления, внимания;
­расширение словарного запаса и кругозора учащихся;
­развитие связной монологической речи учащихся, умения отвечать на
вопросы развёрнутым ответом.
Воспитательная:
­воспитание у учащихся чувства национальной гордости за лучших сынов
Отечества и пробуждения интереса к урокам чтения и истории;
­способствовать воспитанию у подростков чувства гражданственности и
патриотизма, уважения к защитникам Отечества.
Задачи урока:
­показать презентацию и кратко рассказать о жизни и творчестве поэта;
­прочитать и проанализировать стихотворение;
­закрепить изученный материал.

Оборудование:
1. Компьютер, проектор
2. Учебник чтения. 7 класс. Автор – составитель: А.К. Аксёнова М.,
«Просвещение» 2012
3. Портрет К. М. Симонова
4. Иллюстрации к произведению
5. Презентация «Константин Симонов «Сын артиллериста»»
6. Толковый словарь Ожегова
№ Этап и содержание урока
I
Организационный
цель: психологическая и практическая подготовка учащихся к учебной
деятельности
Приветствие. Организационный момент
Презентация
II Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока,
цели и задач
цель: подготовить учащихся к осознанному восприятию учебного
материала и возбудить интерес к обсуждаемой теме
Слайд № 1
III
15 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения русского поэта
Константина Михайловича Симонова. Сегодня на уроке мы
познакомимся с биографией поэта, прочитаем стихотворение
«Сын артиллериста», попробуем разобраться в его содержании,
а также, продолжим работу по обучению выразительному
чтению поэтического произведения и его анализу.
­ Тема сегодняшнего урока:
«Константин Симонов «Сын артиллериста»».
Актуализация знаний и работа по теме
цель: подготовить учащихся к осознанному восприятию новой темы
1.Сообщение новых знаний: Слово о поэте
Константин Симонов родился 15 ноября 1915 г. в Петрограде.
Отца своего не знал, т.к. он пропал без вести в Первую
Мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который
преподавал тактику в военных училищах, а потом стал
командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в
военных городках и командирских общежитиях. Семья была
небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи
классов пойти в фабрично­заводское училище (ФЗУ) и работать
токарем сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья
Слайд
№ 2­3

переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и
продолжал работать ещё два года после того, как поступил в
Литературный институт им. А. М. Горького. Когда в июне 1941
года началась война, Симонов, как и многие другие советские
писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны
его можно было видеть на самых опасных участках фронта.
Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя
и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой
невыносимо трудно бывает солдату. На войне он был военным
корреспондентом.
­ Кто такой корреспондент? (обратите внимание на
написание этого слова) Обратимся к Толковому словарю.
За боевые заслуги, за личное мужество и бесстрашие Симонов в
годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя
орденами Отечественной войны 1­ой степени и Военным
крестом Чехословацкой Социалистической Республики.
Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле
под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в
июле сорок первого. Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на
котором высечено «Константин Симонов», а в каких­нибудь ста
метрах – обелиск воинам 388­го полка, почти целиком
полегшего под Могилевом. Прах поэта смешался с прахом
погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
2.Закрепление изученного материала:
­ Используя вступительную статью учебника (стр. 214), ответьте
на вопросы:
1. Какова основная тематика произведений К.М.Симонова?
2.
3. Прочитайте последний абзац статьи. Как вы понимаете
Как сам поэт определял задачу своего творчества?
слова Константина Симонова?
Слово учителя: «Тема войны всегда была и будет актуальной и
в музыке, и в живописи, и в литературе. Благодарная память
человечества всегда будет помнить великий подвиг советского
народа во Второй мировой войне, подвиг тысячи известных и
безымянных героев. Об одном из таких подвигов и рассказывает
в своём стихотворении К. М. Симонов».
История создания стихотворения: «В основу многих
произведений, написанных Симоновым во время войны, легли
действительные факты и события. Героями его произведений
часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок
Слайд № 4­8
Слайд № 9
Слайд
№ 10­11
Слайд
№ 12­13

сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын
артиллериста». В 1941 году Константин Симонов опубликовал
поэму «Сын артиллериста», которая была создана по
правительственному заказу с целью поднятия боевого духа
военнослужащих. Тем не менее, в основу произведения легла
подлинная история дружбы двух фронтовых офицеров, которые
вместе прошли Гражданскую войну и решили связать свою
жизнь с армией. У одного из боевых товарищей подрастал сын,
который справедливо считал, что у него не один, а целых два
отца. Судьба разбросала боевых друзей по разным гарнизонам, и
Великую Отечественную войну они встречали за тысячу
километров друг от друга. Вскоре один из боевых товарищей
погиб, а его другу повезло встретить его сына Леньку, который
из сорванца превратился в бравого солдата. И именно его
опытный офицер послал на верную смерть, так как жизнью
названного сына он мог рисковать, а вот жизнью любого другого
солдата – нет.
Физпауза
цель: создание условий психологического и физического комфорта
Проведение физминутки.
Просмотр видеоролика «Сын артиллериста»
Закрепление нового материала
цель: осмыслить, систематизировать и закрепить изученный материал
1.Стихотворение называется «Сын артиллериста».
Словарная работа: кто такой артиллерист? что такое
артиллерия? И вновь обратимся к Толковому словарю. На этот
вопрос ответит Антонов Алексей.
2.Комментированное чтение и анализ произведения:
А) Чтение 1 столбика
IV
V
VI
Слайд № 14
Видеоролик
Слайд № 15
Слайд № 16
­ Кем приходились друг другу майор Деев и майор Петров?
­ Скажите, что было общего у друзей, что их сроднило?
Историческая справка: Гражданская война. Белая и Красная
армия.
Слайд
№ 17
Б) Чтение 2­3 столбика

­ Кто такой Лёнька?
­ Как ласково называет автор Лёньку? Какие ключевые слова в
характеристике мальчика вы можете выделить? (Сорванец,
малец ­ т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).
­ Кто воспитывал Лёньку? Почему у него оказалось два отца?
(Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки)
­ Чему учил Лёньку майор Деев?
­ Объясните значение слова и выражения: спасует, «поедут
рысью, а потом в карьер».
­ Какие слова он постоянно повторял Лёньке? Выразительно
прочитайте поговорку майора.
­ С какой целью майор её произносит?
Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор
стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он
хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки
встретится ещё немало барьеров (препятствий) и их нужно учиться
преодолевать.
В) Чтение 1 части стихотворения до конца
­ Что случилось с отцом Лёньки?
­ Как произошла встреча майора Деева и Лёньки?
­ Какие чувства испытывал каждый во время встречи?
­ Нарисуйте словами картину этой встречи: «Низкая землянка.
Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка.
Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью. И вдруг
"Вошёл...»
­ Каким стал Лёнька? Выделите детали портрета Лёньки.
Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же
детские губы, курносый нос.
­ Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и
попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки

(радости) от встречи со своим вторым отцом. Встреча
раскрывает психологическое состояние героев.
­ Какова реакция Лёньки на слова майора: «Жаль, до такого
счастья отцу не пришлось дожить». О чём говорит такая
реакция?
­ Как в этой ситуации звучит поговорка майора? Поговорка
звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным
воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам.
3. Работа с иллюстрациями:
Рассмотрите иллюстрации, расскажите, к какому эпизоду они
сделаны, соотнесите их с текстом.
Рефлексия
цель: проанализировать работу на уроке.
­ Понравилось ли вам стихотворение? ­ Есть ли у вас вопросы?
Итог урока.

Слайд 2

К.Симонов в годы войны- военный корреспондент. А что этозначит? За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Он хорошо знал, что такое война, сколько горя и страданий она несет людям, чувствовал, как невыносимо трудно бывает солдату.

Слайд 3

К Симонов в годы Великой Отечественной войны награжден Орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 ступени и Военным Крестом Чехословацкой социалистической республики.

Слайд 4

В основу многих произведений К.Симонова легли действительные факты и события. Героями его стихотворений становились люди, с которыми он бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями «Сына артиллериста»

Слайд 5

К.Симонов был направлен редакцией газеты «Красная звезда» на Мурманское направление Карельского фронта. Путь лежал через Архангельск. Симонов побывал в рейде с советскими разведчиками на мысе Пекищев, в тылу врага, на полуострове Рыбачьем и Среднем, где развертывается действие поэмы

Слайд 6

Возвращение Симонова из Кандалакши было трудным. Он возвращался на пароходе «Спартак».В Этом трудном рейсе написал стихотворение «Ты помнишь,Алеша, дороги Смоленщины». (чтение стихотворения)

Слайд 7

В ожидании самолета на Москву Симонову пришлось на несколько дней задержаться в Архангельске, и здесь он написал поэму, в основу которой положен рассказ о подвиге лейтенанта Лоскутова, услышанный им на полуострове Рыбачьем. Впервые поэма напечатана в газете Архангельского военного округа «Патриот Родины» Первым исполнителем поэмы был С.Н.Плотников, тогда молодой артист ТЮЗа,затем много лет проработавшего актером Архангельского театра драмы им. М.В.Ломоносова. (чтение поэмы «Сын артиллериста»)

Слайд 8

Артиллерист-это…. Косая сажень в плечах.. Корректировать.. Координаты три, десять… Почему лейтенант Деев поручает опасное задание именно приемному сыну? Почему майор так уверен в Леньке? Какие строки говорят о том, что Деев переживает? Страшно ли было Леньке? Что помогло Леньке стать мужественным?

Слайд 9

Какую роль в воспитании Леньки сыграл майор? Что вы можете рассказать о майоре Дееве? Что переживает майор Деев, послав сына в тыл врага? О чём говорят последние строки стихотворения? Вы хотите узнать о том, что стало с Ленькой?

Посмотреть все слайды

СОГБОУ « Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIIIвидов»

К.М.Симонов

Сын артиллериста Итоговый урок 7 класс


1 . Образовательная: формирование навыков работы над текстом: выразительного чтения, понимания содержания.

2. коррекционно- развивающие:

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи, логики мышления, внимания, памяти;

- развитие навыков коллективной деятельности

3. воспитательная: - воспитание чувства гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины, мужеству защитников Отечества .


Симонов

Константин Михайлович

1915-1979


Прототипы героев поэмы «Сын артиллериста»

А. М. Лоскутов - отец Леньки.

И.А. Лоскутов -

Ленька

Е. С. Рыклис - майор Деев.





Всю жизнь и после войны К.М.Симонов помнил войну и писал о ней.

В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал:

« Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней… должны, думать о мире и особенно хорошо помнить уроки войны ».